Развитие скоростных способностей у детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты зрительного анализатора.
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…….
3
ГЛАВА 1………………………………..…………………………….
5
1.1.
Анатомо – физиологические аспекты зрительного
анализатора………………………………………………..

5
1.2.
Этиология, патогенез и классификация
основных нарушений зрительного анализатора.…….

10
ГЛАВА 2 .……………..………………………………………….......
19
2.1.
Задачи, методы и средства, используемые в адаптивном физическом воспитании для детей с нарушением
зрения……………………………………………..………


19
2.2.
Развитие двигательных качеств и основных
локомоций…………………………………….…...……..

25
2.3.
Медико-педагогический контроль………...…………....
33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………..…
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
39

Файлы: 1 файл

скоростные способности у детей с нарушением зрения.docx

— 132.82 Кб (Скачать файл)

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточость профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД) [29].

ММД – часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией – неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность.

Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10–11 годам отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адекватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития [29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

2.1. Задачи, методы и средства адаптивного физического

 воспитания для детей с нарушением зрения

К общим задачам адаптивного  физического воспитания относятся:

1. Воспитание гармонически развитого ребенка.

2. Укрепление здоровья.

3. Воспитание волевых качеств.

4. Обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам.

5. Развитие физических качеств быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости [2].

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

1. Охрана и развитие остаточного зрения.

2. Развитие навыков пространственной ориентировки.

3. Развитие и использование сохранных анализаторов.

4. Развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза.

5. Укрепление мышечной системы глаза.

6. Коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения.

7. Коррекция скованности и ограниченности движений.

8. Коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства.

9. Активизация функций сердечно-сосудистой системы.

10. Улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

11. Коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений.

12. Развитие межпредметных знаний.

13. Развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений [2].

1. Передвижения: ходьба, бег,  подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

  • без предметов;
  • с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
  • на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры – механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование  навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления  сводов стопы.

5. Упражнения для развития  и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие  дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие  равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие  точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие  и использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития  мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения  для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка[2].

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников [3].

Методы адаптивного  физического воспитания.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Опыт работы позволяет  выделить следующие направления использования метода практических упражнений [4].

  • выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое,
  • выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т д.),
  • выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений – гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.),
  • использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
  • использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
  • использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда и т.д.),
  • подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка» – присесть, положив руки на колени, и т.д.),
  • использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением),
  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения,
  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.) [6],
  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т.д.,
  • изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола),
  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений – отделение риса от гороха и т.д.),
  • изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т.д.,
  • варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т.д.), в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т.д.), использование разученных двигательных умений в повседневной жизни [6],
  • использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т.д.),
  • изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Л.А. Семёнов, В.П. Шлыков выделяют 3 этапа освоения движения:

1. Создается общее представление о двигательном действии.

2. Формируется первоначальное умение на основе сформированного представления (здесь имеет значение контроль, осуществляемый органами чувств, за точностью выполнения и соответствие имеющемуся эталону).

3. Совершенствуется двигательное умение путем его многократного исполнения [2].

На наш взгляд, целесообразно  перед совершенствованием двигательного умения провести коррекцию первоначально сформированного представления о движении, так как депривация зрения ограничивает возможность адекватного восприятия изучаемого движения. Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. При его описании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на слух позволяет ребенку с нарушением зрения соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания. Используются разновидности объяснения: сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения учащимися с целью углубления восприятия; инструктирование – словесное объяснение техники изучаемых действий [24].

Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т.д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Информация о работе Развитие скоростных способностей у детей с нарушением зрения