Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты зрительного анализатора.
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…….
3
ГЛАВА 1………………………………..…………………………….
5
1.1.
Анатомо – физиологические аспекты зрительного
анализатора………………………………………………..
5
1.2.
Этиология, патогенез и классификация
основных нарушений зрительного анализатора.…….
10
ГЛАВА 2 .……………..………………………………………….......
19
2.1.
Задачи, методы и средства, используемые в адаптивном физическом воспитании для детей с нарушением
зрения……………………………………………..………
19
2.2.
Развитие двигательных качеств и основных
локомоций…………………………………….…...……..
25
2.3.
Медико-педагогический контроль………...…………....
33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………..…
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
39
При достаточной двигательной
активности она должна
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
При подборе тестов, выявляющих уровень развития скоростных способностей, руководствовались основными требованиями, согласно которым упражнениями должны быть:
В ходе исследования были использованы следующие тесты: для определения скоростных способностей:
Гимнастическая палка. В данном тесте определялась быстрота реакции. Рука испытуемого была вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1– 2 см от ладони исследователь удерживал гимнастическую палку за верхний конец, а испытуемый контролировал открытой кистью за нижний. В течение 5 сек. после предварительной команды "Внимание!" исследователь отпускал палку. Задача испытуемого являлась – быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз палку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нижнего края гимнастической палки до нижнего края ладони ( до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый. В норме для детей с нарушением зрения 11–12 лет расстояние от нижнего края палки до хвата является 16 см [27].
Теппингтест. В данном тесте определялась максимальная частота движений рук и ног.
Расставление точек. Испытуемый должен был за 5 сек. поставить как можно больше точек в квадрате 2 х 2 см. Результат: число точек, т.е. движений руки за 5 сек. В норме дети с нарушением зрения 11–12 лет должны совершить 21 движение руки.
Бег на месте за 5 сек. По сигналу испытуемый стремился, как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивали горизонтально на высоте, составляющей прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.Результат: число движений ног за 5 сек. В норме дети с нарушением зрения 11–12 лет должны совершить 12 движений ног.
Бег на 30 м. с низкого старта. По команде "На старт!" испытуемый должен был принять стартовое положение: толчковая нога находилась впереди, а маховая – сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова – прямо по отношению к туловищу.
По команде "Внимание!" испытуемый выпрямлял ноги, отделяя колено сзади стоящей ноги от дорожки. Перемещал ОЦТ тела вверх и вперед. Туловище – прямо. Таз приподнимался выше уровня плеч.
По команде "Марш!" ученик устремлялся вперед. В норме дети с нарушением зрения 11–12 лет должны пробежать 30 метров за 5,6 сек. [5].
ВЫВОДЫ
1. Анатомо-физиологические аспекты зрительного анализатора. Периферический отдел зрительного анализатора - фоторецепторы, расположенные на сетчатой оболочке глаза. Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) поступают в затылочную область — мозговой отдел анализатора. В нейронах затылочной области коры большого мозга возникают многообразные и различные зрительные ощущения.
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Стенку глазного яблока образуют три оболочки: роговица, склера, или белочная, и сосудистая. Внутренняя (сосудистая) оболочка состоит из сетчатки, на которой расположены фоторецепторы (палочки и колбочки), и ее кровеносных сосудов.
В состав глаза входят рецепторный аппарат, находящийся в сетчатке, и оптическая система. Оптическая система глаза представлена передней и задней поверхностью роговой оболочки, хрусталиком и стекловидным телом. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек падали на сетчатку. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных предметов называют аккомодацией. Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. Рефракция – преломление света в оптических средах глаза.
2. Анализ научно-методической литературы показал, что к основным видам нарушения зрения у детей являются: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, нистагм, амблиопия, катаракта, глаукома, ретролентальная фиброплазия, дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, отмечается значительное снижение общей физической работоспособности задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений, а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями.
3. В настоящее время существует большое количество средств и методов в адаптивном физическом воспитании для развития скоростных качеств у детей с нарушением зрения, не которые из них представлены в данной работе. Занятия АФК оказывают положительный эффект на организм ребенка с нарушением зрения. Методика занятий строится исходя из формы и тяжести заболевания, а также с учетом функционального состояния ребенка.
В работе был проведен анализ различных методов применяемых при развитии скоростных способностей у детей с нарушением зрения.
Одна из главных задач преподавателя состоит в том, чтобы дать точное описание техники изучаемых движений, используя конкретные яркие сравнения и понятия, доступные для обучаемых с учетом их заболеваний и возраста. Дети с нарушением зрения довольно ограничены и имеют неполное представление о изучаемом движении, поэтому тренер должен периодически проверять правильность их восприятия путем выполнения как частей движения, так движения в целом. Занятия проходятся по классической схеме: вводная, основная и заключительная части. Продолжительность зависит от возраста ребенка и составляет от 15 до 45 мин. Количество повторений от 6 до 12 раз. Используются упражнения из различных исходных положений и для разных мышечных групп.
4. К адекватным методам оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы является:
1) измерение времени реакции – «гимнастическая палка»;
2) теппингтест;
3) бег 30 м. с низкого старта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Apнayтoв A.Г. Здоровье ваших глаз: что важно знать о зрении [Текст]. М.: Офтальмология, 2004. 170 с.
2. Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1987. 156 с.
3. Болгов, В.Н. К вопросу о развитии физических качеств [Текст]. М.: Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2007. 144 с.
4. Бондар, В.И. Реабилитация детей-инвалидов - общегосударственная проблема [Текст]. М.: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физ.культуры, 1996. 150 с.
5. Гамза Н.А., Гринь Г.Р., Жукова Т.В. Функциональные пробы в спортивной медицине [Текст]. М.: учебное пособие Академия, 2004. 304с.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст].- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С.123-129.
7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура [Текст]. М.: учебное пособие Советский спорт, 2000. 143 с.
8. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики [Текст]. М.: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением, 2000. 250 с.
9. Кантор В.З., Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих [Текст]. Санкт-Петербург: Каро, 2004. 240 с.
10. Корбетт М.Д., Как обрести хорошее зрение без очков [Текст]. М.: Просвещение, 1998. 287 с.
11. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1979. 146 с.
12. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств [Текст]. М.: Теория и практика физической культуры. 1996. 123 с.
13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]. М.: Просвещение, 1998. 250 с.
14. Любомирский Л.Е., Букреева Д.П., Васильева Р.М. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности: Физиология человека [Текст]. М.: 1997. С 69-76.
15. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих [Текст]. М.: Просвещение, 2001. 198 с.
16. Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик [Текст]. М.: Сова, 2007. 817 с.
17. Мишарина, С.Н. Методика целенаправленного развития координации движений в группах элементарной реабилитации инвалидов по зрению первой группы [Текст]. М.: Просвещение. 1997. 24 с.
18. Ростомашвили, Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания [Текст]. М.: автореф. дис. 1999. 24 с.
19. Семенов, Л.А. Анализ урока физической культуры в школе слепых и слабовидящих детей : Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста [Текст]. М.: Просвещение, 1983.С 68-71.
20. Смурнова Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам [Текст]. М.: Сова, 1999. 150 с.
21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]. М.: Просвещение, 2000. 99 с.
22. Г.Ю. Круцевича. Теория и методика физического воспитания : учеб. для вузов : в 2-х т. / под ред [Текст]. К.: Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. 423 с.
23. Теория и методика физического воспитания под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова: учеб. для институтов физ. культуры [Текст]. М.: . 2001. 217 с.
24. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов : Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина [Текст]. М.: Просвещение, 1990. 287 с .
25. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта [Текст]. М.: учебное пособие, 1975. 193 с.
26. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие : под ред. Л. В. Шапковой [Текст]. М.: Советский спорт, 2003. 43 с.
27. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие : под ред. Л. В. Шапковой [Текст]. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
28. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие : под ред. Л. В. Шапковой [Текст]. М.: Советский спорт, 2007. – 57 с.
29. Шкарлова С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм [Текст]. М.: Феникс, 2000. 154 с.
30. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии : Методическое пособие для педагогов и воспитателей, массовых и спец. учреждений и родителей [Текст]. М.: Просвещение, 1997. 201 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Физические упражнения для развития быстроты [16]
1. И.п. – о.с. Быстро
делать хлопки перед собой
и за спиной. После 8–10 хлопков
сделать перерыв, руки
2. И.п. – руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Постукивать правым кулаком по левому, как бы забивая гвоздь. Постепенно ускорять темп, доводя до максимально возможного. Руки опустить, после перерыва постукивать левым кулаком по правому.
3. И.п. – руки впереди
согнуть, пальцы сжаты в
4. И.п. – правая рука
вверх. Энергично размахивая
5. И.п. – ноги врозь, руки в «замок» над головой. Быстро наклониться вперед, не сгибая ног в коленях, и энергично опустить руки вниз. Выполнить 5–6 раз, затем сделать перерыв и повторить упражнение 3–4 раза.
6. И.п. – лечь на живот, руки положить под подбородок – кисть одной руки на кисть другой. Быстро поочередно сгибать ноги под хлопки учителя.
7. И.п. – лежа на спине.
Поочередно сгибать и
8. И.п. – лежа на спине.
По сигналу быстро сесть,
9. И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке. Быстро передавать мяч из правой руки в левую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.
10. И.п. – ноги врозь,
мяч в правой руке. Перебрасывать
мяч из правой руки в левую,
стараясь энергично
Приложение 2
Игры для развития быстроты [15]
Гребцы. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8–10 раз.
Кто скорее с мячом? Двое-трое играющих, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом на расстояние 8–10 м. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.
Кто скорее намотает шнур? К дереву, забору привязывают два шнура, каждый длиной 2–3 м. На концах шнуров – гладкие деревянные или пластмассовые палочки длиной 20–25 см, диаметром 2,5–3 см. Двое детей берут палочки, отходят с ними на всю длину шнура, который при этом натягивается. По сигналу учителя или водящего дети начинают вращать палочку поворотами кисти, наматывая шнур. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.
Информация о работе Развитие скоростных способностей у детей с нарушением зрения