Развитие скоростных способностей у детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты зрительного анализатора.
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.
Определить адекватные методы оценки эффективности средств адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением зрения по данным научно-исследовательской литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…….
3
ГЛАВА 1………………………………..…………………………….
5
1.1.
Анатомо – физиологические аспекты зрительного
анализатора………………………………………………..

5
1.2.
Этиология, патогенез и классификация
основных нарушений зрительного анализатора.…….

10
ГЛАВА 2 .……………..………………………………………….......
19
2.1.
Задачи, методы и средства, используемые в адаптивном физическом воспитании для детей с нарушением
зрения……………………………………………..………


19
2.2.
Развитие двигательных качеств и основных
локомоций…………………………………….…...……..

25
2.3.
Медико-педагогический контроль………...…………....
33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………..…
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
39

Файлы: 1 файл

скоростные способности у детей с нарушением зрения.docx

— 132.82 Кб (Скачать файл)

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся [24].

Метод стимулирования двигательной активности – отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

 

2.2. Развитие двигательных качеств и основных локомоций

Одной из важнейших задач  физического воспитания детей с  нарушением зрения является коррекция двигательных недостатков. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной  клетки и других антропометрических показателях. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.

Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются  на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости,  координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает пространственно – ориентировочная деятельность, макро- и микро ориентировка в пространстве. При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно  снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению с нормально видящими. У слепых и слабовидящих наиболее выражены отклонения в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития [18].

Возрастная динамика физического  развития у таких детей в принципе сохраняется такой же, как и  в норме, но уровень физического  развития значительно ниже. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный ход физического развития таких детей. Еще более выраженное отставание у детей с нарушением зрения отмечается в формировании двигательных качеств. Так, слепота и слабовидение отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Развитие этой функции происходит неравномерно на разных возрастных этапах. Эта неравномерность часто выражена в старшем возрасте. Если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у слепых и слабовидящих развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет.

При выполнении физических упражнений дети делятся по клиническим формам нарушения зрения на две группы. К I группе относятся дети с близорукостью, изменением глазного дна, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко II группе относятся дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья. Детям I группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках. Дети II группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны.       

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития, в том числе развития быстроты и скоростных способностей, воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой [18]. Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет. Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания. В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировки, место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение [18]. Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены, игра должна быть малоподвижной, спокойной.

Методические  особенности урока по адаптивному 

физическому воспитанию

В работе с данными категориями  детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением [23].

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки [24].

Опыт работы позволяет  выделить следующие направления  использования метода практических упражнений:

  • выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
  • выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т.д.);
  • выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
  • использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.);
  • подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» - присесть, положив руки на колени, и т.д.);
  • использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т.д.;
  • изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
  • использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений - отделение риса от гороха и т.д.);
  • изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т.д.;

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством  органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность [23]. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Требования к средствам  наглядной информации: большие размеры  предметов, насыщенность и контрастность  цветов. При изготовлении наглядных  пособий используются преимущественно  красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся [23].

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется  какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

Основным способом развития быстроты двигательной реакции является повторное выполнение упражнений, подвижные игры, эстафеты и спортивные игры [14]. При подборе игр и упражнений для развития быстроты необходимо учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие:

  • во-первых, движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Так, ребенок, неуверенно ловящий мяч и допускающий ряд ошибок (прижимает мяч к груди, широко расставляет руки), не сможет быстро его поймать и тут же перебросить обрат­но. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
  • во-вторых, продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 30 м, число повторений прыжков – 10–12, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх – до 15–20 сек. Кроме того, должны быть предусмотрены интервалы отдыха;
  • в-третьих, упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
  • в-четвертых, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является такое состояние организма, которое достигается лишь в том случае, если дети не утомлены пред­шествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале занятий физическими упражнениями [30].

Наиболее благоприятным  возрастным периодом для развития быстроты движений является младший и средний  школьный возраст.

Физические упражнения для  развития быстроты представлены в приложении 1.

Игры для развития быстроты представлены в приложении 2.

Примерный урок, направленный на развитие скоростных способностей для детей с нарушением зрения представлен в приложении 3.

 

2.3.   Медико-педагогический  контроль

Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития [28].

Медицинский контроль включает:

а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического  развития детей в процессе занятий;

б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;

в) санитарный надзор за местами  проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся.

Врачебное обследование и  оценка состояния здоровья детей  осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования [29].

Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных  форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия.

При определении общей  плотности занятия учитывается  время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах [31].

Информация о работе Развитие скоростных способностей у детей с нарушением зрения