Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе.
Гипотеза: систематическая деятельность учителя физической культуры по формированию у учащихся сознательности и активности на уроках физической культуры в школе способствует повышению у детей заинтересованности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ

1.1 Дидактические принципы на уроках физической культуры в школе…………………………………………………………………..

6
1.2 Понятия «сознательность учения » и «активность»……………
8
1.3 Характеристика содержания принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………….

10
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

2.1 Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………………………..

13
2.2 Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе......................

14
2.3 Методы исследования сознательности и активности учащихся школы

2.3.1 Анализ научно- методической литературы……………………
17
2.3.2 Наблюдение…………………………………………………….
18
2.3.3 Беседа…………………………………………………………
18
2.3.4 Анкетирование………………………………………………..
19
2.4. Анализ результатов деятельности по реализации принципа сознательности и активности …………………………………….

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Гродненский педагогический колледж

Учреждение образования

«Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ»

 

 

 

                                                                           учащейся 4 «Б» группы

                                                                             специальности 2-030101

                                                                                      «Физическая культура»

                                                                             Логвинович Валентины                                                                                   

Руководитель: Каллаур  О. А.

 

 

 

 

 

 

Гродно 2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ

 

1.1  Дидактические принципы  на уроках физической культуры  в школе…………………………………………………………………..

 

6

1.2  Понятия «сознательность  учения » и «активность»……………

8

1.3 Характеристика содержания  принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………….

 

10

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

 

2.1  Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………………………..

 

13

2.2 Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе......................

 

14

2.3 Методы исследования сознательности и активности учащихся школы

 

2.3.1 Анализ научно- методической литературы……………………

17

2.3.2 Наблюдение…………………………………………………….

18

2.3.3 Беседа…………………………………………………………

18

2.3.4 Анкетирование………………………………………………..

19

2.4. Анализ результатов деятельности по реализации принципа сознательности и активности …………………………………….

 

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

25

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

27


 

 

 

     

Введение

Актуальность  темы исследования. Поиск путей реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе является актуальным в настоящее время, потому что школьники  перестали серьёзно относиться и к занятиям физической культурой и к своему здоровью в целом. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

В настоящее время  увеличивается количество детей  и взрослых, страдающих хроническими заболеваниями. Это является результатом гиподинамии, неправильного питания, пагубной привычки к курению и алкоголю.

 Из-за компьютеризации  населения, улучшения условий  жизни люди перестали вести  активный образ жизни. Недостаток  движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Постоянные занятия физической культурой  позволяют человеку совершенствовать двигательные умения и навыки, что оптимизирует развитие физических качеств (выносливости, ловкости, быстроты, силы и др.), совокупность которых определяет дееспособность человека. Занятия физкультурой с раннего возраста позволяют ребёнку сохранить и укрепить здоровье, нормально развиваться духовно и физически.

Физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно научить еще в школе благодаря правильно организованному процессу физического воспитания.

Физическое воспитание представляет собой педагогическую систему физического совершенствования человека. Как любая педагогическая наука, физическое воспитание опирается на ряд принципов.

Л.Р. Болотиной было отмечено, что «педагогические принципы –  наиболее важные исходные положения, руководящие установки для деятельности учителя и учеников, отражающие  закономерности педагогического процесса». Б.А. Ашмарин и некоторые другие авторы в физическом воспитании выделяют три группы принципов: общепедагогические принципы, принципы воспитания физических качеств, принципы воспитания ребёнка как личности.

Среди общепедагогических принципов особое место занимает принцип сознательности и активности. Реализация этого принципа позволяет  выработать положительную мотивацию  у ребёнка на занятиях физической культурой.

Объектом исследования является деятельность учащихся на уроках физической культуры.

Предметом исследования является реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры.

Цель исследования – изучить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе.

Гипотеза: систематическая деятельность учителя физической культуры по формированию у учащихся сознательности и активности на уроках физической культуры в школе способствует повышению у детей заинтересованности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Задачи исследования:

- выделить и охарактеризовать основные принципы обучения на   уроках физической культуры в школе;

- определить сущность сознательного отношения и активности учащихся на уроках физической культуры в школе;

- выделить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение в процессе педагогической деятельности, разъяснительная беседа, анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

 

    1. Дидактические принципы на уроках физической культуры

 

Всякие педагогические и методические рекомендации и советы основаны на определённых теоретических положениях, которые лежат в основе педагогических взглядов [8].

Принципы,  сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами.

Дидактические принципы – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика [8].

Принципы обучения отражают внутренние существенные стороны  деятельности учителя и ученика и определяют эффективность обучения в разных формах при различном его содержании и организации. Они содержат ряд универсальных методических положений,  без  которых  невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но  и  во всех  остальных  аспектах  педагогической  деятельности.  Поэтому  их  можно называть   общеметодическими   принципами.

Знание содержания принципов  обучения позволяет учителю строить  преподавание согласно требованиям, отражающим закономерности процесса обучения физическим упражнениям.

Среди принципов обучения основными на занятиях физической культурой являются следующие: наглядности, научности, доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности, сознательности и  активности учащихся, прочности результатов обучения [12,13].

Принцип наглядности  предполагает активное и комплексное  использование  всех органов чувств (а не только опору на зрительно  воспринимаемую  информацию).

Следует оптимально сочетать непосредственную  (показ  упражнения)  и  опосредованную наглядность  (демонстрация  наглядных  пособий,  кино-  и   видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное  воздействие  на органы чувств  и  анализаторы)  и  комплексное  воздействие  на  функции   анализаторов движений. В  результате, благодаря   слаженному   функционированию   сенсорных   систем,    возникают комплексные, тонко специализированные  ощущения  движений  или условий их выполнения (“чувство”  воды,  планки,  снаряда  при  метаниях,  дистанции  в единоборстве и др.).

Принцип научности  подразумевает собой построение педагогического процесса в соответствии с современным уровнем научных знаний. Применяемые на практике  средства физического воспитания, методы обучения, формы организации занятий должны быть научно обоснованы (то есть отвечать существующим научным положениям).

Принцип  доступности  и  индивидуализации  означает  соблюдение  меры  между возможностями  занимающихся  и  объективными   трудностями   выполнения   физических упражнений (координационной  сложности,  интенсивности,   длительности   и   др.)   или оптимальное сочетание задач, средств  и  методов  физического  воспитания  с возможностями занимающихся. Принцип доступности неотделим от  принципа  индивидуализации:  использование средств, методов и форм  занятий  с  учетом  функциональных  возможностей  и морфологических    особенностей    индивидуума,    т.е.    следует     гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.

Принцип систематичности  рассматривается  в  качестве  отправных  (исходных) установок,  регламентирующих  системное  построение   учебно-воспитательного процесса. Бессистемность,  неупорядоченность  недопустимы,  они  приводят  к резкому снижению эффекта занятий и всего  процесса  воспитания [1].

Назначение  принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у учащихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к максимальной активности [16].

 Принцип  прочности результатов обучения  предполагает прочное овладение умениями и навыками при напряжении всех познавательных сил, в частности воображения, памяти, активного логического мышления. Необходимость достижения прочности знаний – одно из исходных положений, определяющее характер учебно-познавательной деятельности [8].

 

 

    1. Понятия «сознательность учения» и «активность»

 

Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных  действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении и применении знаний, овладением приемами умственной деятельности, что обеспечивает саморегуляцию учебной деятельности. Различают полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия, которые являются не самоцелью, а лишь средством выполнения основной задачи и потому протекают как бы сами собой, но под контролем сознания (т. е. становятся автоматизированными).

Сознательность учения, в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию самосознания, самооценки учащихся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию познавательных интересов и т. д.[10].

В современном языке  активность обычно определяется как такое качество поведения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии, она относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением [4]. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена внутренними причинами и направлена не только на сохранение, но и на совершенствование биосоциокультурной системы, элементом которой является личность. Она выражается как качественной, так и количественной стороной деятельности. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Под физической активностью  в зарубежной литературе понимается любая работа, произведенная скелетными мышцами, как результат расходования энергии, добавленный к состоянию покоя. Исследования ведутся в двух аспектах - физиологическом и поведенческом. Согласно физиологической перспективе физическая активность является компонентом общего расходования энергии, которая также включает метаболизм покоя, термический эффект питания и рост тела. Согласно же поведенческой перспективе она может рассматриваться в пределах характеристик понимания поведения, а также спортивных, рекреативных, реабилитационных, развивающих и оздоровительных технологий. Физическая активность - двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. Двигательная деятельность - ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процессах [3].  Физическая активность - специфический вид человеческой деятельности. Суть определения физической активности заключается в том, что в ней взаимодействуют два вида деятельности - двигательная и мыслительная, содержание двигательной деятельности характеризует активность внешнюю (моторную), содержание мыслительной деятельности характеризует активность внутреннюю (умственную) [5].

Информация о работе Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе