Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе.
Гипотеза: систематическая деятельность учителя физической культуры по формированию у учащихся сознательности и активности на уроках физической культуры в школе способствует повышению у детей заинтересованности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ШКОЛЕ

1.1 Дидактические принципы на уроках физической культуры в школе…………………………………………………………………..

6
1.2 Понятия «сознательность учения » и «активность»……………
8
1.3 Характеристика содержания принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………….

10
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

2.1 Условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры…………………………………..

13
2.2 Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе......................

14
2.3 Методы исследования сознательности и активности учащихся школы

2.3.1 Анализ научно- методической литературы……………………
17
2.3.2 Наблюдение…………………………………………………….
18
2.3.3 Беседа…………………………………………………………
18
2.3.4 Анкетирование………………………………………………..
19
2.4. Анализ результатов деятельности по реализации принципа сознательности и активности …………………………………….

19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………
27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)
    1. Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

 

Первенство в распространении  принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал, что «...школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, необходимо научить ребёнка сознательно производить различные существующие в нашем организме движения… Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей »[1].

Активность и сознательность учащихся тесно связаны между  собой. Характер активности ученика является ведущим показателем меры сознательного отношения его к учебному предмету. Через сознательность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность  без активности зачастую приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Поставленные учителем задачи  можно решить только через осознанную активность  учащихся»[1].

Принцип сознательности и активности учения направлен на формирование у школьников устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию, познавательной активности [8].  В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимися. Учитель руководит сознательным усвоением учащимися учебного материала и формирует активное отношение к учению [9]. Для успеха физического воспитания важна сознательная деятельность учащихся в процессе решения каждой задачи, поставленной учителем [16]. Поэтому учитель должен стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений, всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности, творческих начал в поведении учащихся (инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда они сопряжены с целеустремлённостью, а она во многом зависит от твёрдой убеждённости в значимости того, на что направлена, причём значимости, признаваемой не только лично, но и общепризнанной)[6].

Принцип сознательности и активности личности в обучении и воспитании должен вести к единству сознания и поведения  [11].

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями,  разнообразны. Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней: ни развлекательный характер, ни другие факторы, не вытекающие из сущности физического воспитания, не могут служить полноценным стимулом, мобилизующим на систематические занятия физическими упражнениями. Реализация принципа сознательности и активности состоит, поэтому, прежде всего в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося [2].

Активность обусловлена  заинтересованностью. Проблема пробуждения  и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их.  Принцип  активности  означает  целеустремленное  участие  занимающихся   в учебном процессе. Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению [2].Очень важно, чтобы  занимающиеся обладали высоким уровнем мотивации, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, определяющим их потребности и интересы в учебно-тренировочном процессе, тогда  эффективность занятий физической культурой будет высокой. Важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним [14].

 

Вывод 1. Таким образом, в физическом воспитании получили свое  воплощение  педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности.   На занятиях физической культурой важно руководствоваться такими дидактическими принципами, как принцип наглядности, научности, доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности, сознательности и  активности учащихся, прочности результатов обучения.

Особую важность среди  принципов обучения представляет принцип  сознательности и активности учащихся. Сознательность учения - это  осознанное отношение  к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами учения. Что касается активности, то на занятиях физической культурой можно выделить два её вида: двигательную и мыслительную.

Принцип сознательности и активности учащихся предполагает осмысленное  отношение  и  интерес  к  целям физического воспитания и конкретным задачам занятия; осознание учащимися необходимости регулярных занятий  физическими упражнениями, их инициативность, стремление к самостоятельности на занятиях физической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРИНЦИПА СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

 

2.1 Условия  реализации принципа сознательности  и активности на уроках физической  культуры в школе

 

Реализация принципа активности достигается следующими условиями:

а) четкостью процесса обучения, живым и интересным проведением  занятий, повышением внимания учащихся, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;

б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.

Состязательность вызывает у учащихся стремление к максимальному  эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют учащихся к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.

Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания учащихся.

Реализация принципа сознательности зависит от разъяснения  учащимся следующих условий:

а) значения физической культуры в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;

б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые для выполнения каждого упражнения;

в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание техники выполнения упражнений;

г) необходимости формирования навыков  анализа и обобщения своих  успехов и неудач[15,16]

 

 

2.2 Особенности реализации  принципа сознательности и активности  на уроках физической культуры  в школе

 

Проблема формирования и развития физической активности не может быть сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. Смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальным опытом. Результаты обучения и воспитания в системе физкультурного образования должны рассматриваться с позиции степени их сознательности, т.е. то, чем становятся знания, умения, навыки в жизни личности школьника, какой смысл они приобретают для него. Успешность обучения и заключается в том смысле, какой имеет для ребенка изучаемое им. Для возбуждения интереса к физической активности необходимо создавать мотив, а затем создать возможность нахождения цели в том или ином предметном содержании. Интересный учебный предмет - это и есть предмет, ставший "сферой целей" учащихся в связи с побуждающим мотивом. При этом условии структурное место в физической активности учащихся занимает именно содержание учебного предмета "физическая культура", оно делается актуально сознаваемым [5].

Реализация принципа сознательности и активности должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники  различных упражнений, воспитанию сознательного  и активного отношения к процессу физического воспитания [16].

В процессе физического  воспитания важно обеспечить не только сознательное отношение учащихся к занятиям физической культурой в целом, но и сознательную деятельность их в процессе решения каждой задачи, поставленной учителем. При постановке каждого требования необходимо по возможности доводить до сознания учащихся его значение.  Одна из существенных сторон педагогического мастерства учителя физической культуры заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько учащиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких словесных методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Побуждая к мышлению, в процессе занятий физической культурой учитель тем самым создаёт предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными   исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения [16].

Активность человека является фактором, зависящим от сознания. Из принципа сознательности и активности вытекают требования к реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры.

  1. Постановка цели и задач занятия и осознание их учащимися.

От учителя физической культуры требуется профессиональное умение доходчиво раскрывать перед учащимися подлинный смысл приобщения к физической культуре, её роль и значение в достижении физического совершенства и полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их, несмотря на трудности. Без серьёзного разъяснения сути и значимости физической культуры нельзя довести до сознания.

  1. сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе;
  2. осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практике жизни;
  3. воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

С целью повышения сознательности и активности учащихся, учителю важно применять специальные методические приёмы:

- контроль и оценка  действий учащихся;

- направление внимания учащихся на анализ выполнения движений,

- обучение учащихся  самоконтролю за своими действиями  посредством мышечных ощущений;

- использование различных  видов наглядности (следует оптимально  сочетать непосредственную    и  опосредованную наглядность ) [1];

-использование зрительных, слуховых ориентиров в обучении  упражнениям;

- мысленное воспроизведение  разучиваемых движений;

- беседа по разбору  техники [16].

Реализуя принцип сознательности необходимо придерживаться некоторых правил. Требования к уровню осознания своей деятельности, приёмы развития сознательного отношения должны соответствовать возрастным возможностям учеников. Каждый занимающийся физическими упражнениями обязан сознательно относиться к своим действиям. Но при реализации принципа сознательности нельзя предъявлять одинаковые требования и к первокласснику, осваивающему азы движений, и к выпускнику школы.

Необходимо постоянно  направлять мысль учеников на новое, неосвоенное, на то, что способствует учебным достижениям.

При реализации принципа следует учитывать содержание решаемых педагогических задач. Чем сложнее техника изучаемого упражнения, тем большее внимание следует уделять системе методических приёмов развития у ребёнка сознательного отношения к изучаемому двигательному действию[1].

Реализуя принцип активности также необходимо следовать определённым правилам. Предъявляя требования ученикам, важно учитывать характер мотивов, которыми руководствуется ученик. Активность ученика напрямую зависит от доступности предъявляемых учителем требований.

К повышению и поддержанию  у ребёнка должной активности следует идти от развития у ребёнка устойчивого внимания (используют активные методы обучения). Важно содействовать проявлению активности ребёнка не только в приобретении знаний и навыков, но и в формировании умений использовать их в различных условиях [1].

Учебно-воспитательный процесс  следует организовывать таким образом, чтобы активность каждого ученика  была направлена на коллективную деятельность.

Активность ученика  не должна противопоставляться руководящей роли учителя [1].

 

2.3 Методы исследования уровня сознательности и активности учащихся школы

 

В процессе исследования уровня сознательности и активности учащихся школы мною были использованы следующие методы:

- анализ научно-методической литературы;

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование.

 

2.3.1 Анализ научно- методической литературы

 

Исследование началось с составления списка научно-методической литературы и изучения содержания найденных источников, что позволило ознакомиться с обширной информацией по исследуемой проблеме.

Информация о работе Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе