Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 15:53, реферат
Авторитет тренера должен основываться на всей его деятельности: твёрдом знании теории и практики баскетбола, высокой требовательности и вместе с тем большой любви к своим воспитанникам, выстраиванием обоюдно уважительных, доверительных и дружеских взаимоотношений между тренером и командой.
1.Введение...................................................................................................................... 3
2.Руководство командой перед началом нового учебного года............................... 5
2.1.Анализ прошедшего учебного года............................................................ 5
2.2.Индивидуальное планирование.................................................................. 6
2.3.Командное планирование............................................................................ 7
3.Руководство командой в процессе тренировок, соревнований и перед игрой.... 8
3.1.Управление командой в учебно-тренировочном процессе...................... 8
3.2.Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.......... 10
4.Руководство командой в ходе матча и после него................................................. 13
4.1.Управление командой в ходе матча........................................................... 13
4.2.Управление командой после матча............................................................ 22
5.Заключение................................................................................................................ 24
6.Литература................................................................................................................. 28
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.Введение....................
2.Руководство командой перед
началом нового учебного года..
2.1.Анализ прошедшего учебного года..........................
2.2.Индивидуальное
2.3.Командное планирование....
3.Руководство командой в проце
3.1.Управление командой в
3.2.Управление командой в
4.Руководство командой в ходе матча и после него..........................
4.1.Управление командой в
4.2.Управление командой после матча.........................
5.Заключение..................
6.Литература..................
1. ВВЕДЕНИЕ
Работа детского баскетбольного тренера нелёгкая, однако приносит большое творческое удовлетворение. Часто возникают сложные моменты в жизни баскетбольного коллектива, когда тренеру нужно проявить искусство педагога, тонко разобраться в нюансах острой ситуации и найти, может быть единственный, правильный путь разрешения конфликта.
Особое значение для успехов команды имеет сплочённость коллектива, дружба игроков, создание единой монолитной команды. И здесь авторитет тренера как руководителя команды играет главенствующую роль.
Авторитет тренера должен основываться на всей его деятельности: твёрдом знании теории и практики баскетбола, высокой требовательности и вместе с тем большой любви к своим воспитанникам, выстраиванием обоюдно уважительных, доверительных и дружеских взаимоотношений между тренером и командой.
Плох тот тренер, который создаёт себе ложный авторитет, подлаживает свои требования под недостатки отдельных, ведущих игроков команды, лишь бы не вызвать недовольство у них, стремится создать мнимое послушание любыми средствами, не проводит решительной борьбы со всеми недостатками в поведении игрока как на спортивной площадке, так и в быту. Подобный тренер, который находится «на поводу у игроков», принесёт только вред коллективу, тогда все основные вопросы (состав первой пятёрки, тактика игры и т.д.) решаются фактически игроками. Когда на практике отсутствует руководящая роль тренера, он, не имея собственного мнения, боится во время игры принять необходимое решение, больше беспокоясь о том, что скажут игроки, а не о пользе дела.
Имеется и другая вредная
крайность. Тренер признаёт только
своё мнение и совершенно не
прислушивается к мнению коллек
При решении всех вопросов
в жизни команды должен быть
самый тесный контакт между
тренером и игроками, однако главную
роль в принятии
Тренер должен быть
Недостатки и промахи в работе есть у любого, даже самого хорошего, тренера, но если тренер за общими, подчас положительными результатами своей работы не видит своих ляпсусов, считает, что он достиг «потолка» тренерской работы, - для него закрыт путь для движения вперёд и он и команда, которой он руководит, будут плестись в хвосте на соревнованиях, где успех завоёвывают только лучшие, передовые в технике, тактике и остальных видах подготовки.
Тренер должен быть принципиален. Все коренные вопросы тренировки (распорядок дня, тактика игры, величина физической нагрузки и т.д.) должны быть тщательно продуманы, вытекать из основ спортивной тренировки, личного опыта тренера, опыта его коллег и конкретных условий работы. Имея твёрдое убеждение в правоте своего решения, тренер должен добиться чёткого выполнения своих требований. Плохо, когда тренер необоснованно и часто меняет свои распоряжения и требования!
Тренер должен быть новатором, уметь видеть всё передовое, способствовать росту нового, касается ли это выявления будущих возможностей юных начинающих игроков или инновационных обучающих технологий.
Тренер обязан воспитать у своих игроков спортивное трудолюбие, потребность к повседневному кропотливому труду.
Только через труд можно добиться спортивных успехов. А тепличные условия тренировок, в которые подчас руководители ставят игроков, только снижают их спортивную форму и приносят неуспех в соревновании.
2. РУКОВОДСТВО КОМАНДОЙ ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА.
2.1. Анализ прошедшего учебного года.
Закончен учебный год. Игроки на время расстаются с мячом и друг с другом. Им нужен небольшой отдых. А тренер тем временем продолжает работу, готовя, так сказать, трамплин для взлёта команды в новом учебном году.
Тренеру нужно проанализировать игру команды в минувшем учебном году, определить уровень подготовленности обучающихся по всем видам подготовки согласно учебной программы по баскетболу, выявить достоинства и недостатки в действиях отдельных игроков и команды в целом. Необходимо подвести итоги и поставить перед собой новые задачи.
Анализ игры команды должен быть объективным и основываться на конкретные цифры и факты, а также на индивидуальные достижения игроков.
Новому учебному году обычно предшествует общее собрание команды, где подводится итог работы каждого игрока в отдельности и выступления команды в целом.
Тренер анализирует тактические, технические и физические аспекты игры. Он подробно разбирает и оценивает вклад каждого игрока в успех команды. Критически говорит о недостатках игроков. Подводит итог выполнения индивидуального плана, сообщает о тактических просчётах и технических ошибках, допущенных баскетболистом. Оценивает игрока в психологическом аспекте, говорит о его умении играть коллективно, о его дисциплинированности, физической и технической подготовленности, продемонстрированной на протяжении учебного года. В общем, игрок из уст тренера получает оценку своей работы в присутствии всей команды.
Затем слово предоставляется игрокам. Выступить должен каждый. Прежде всего игроки оценивают с критических позиций себя, разбирают собственные ошибки. Потом высказывают мнение о действиях партнёров, а также тренера во время матчей и при подготовке к соревнованиям.
Такие собрания, конечно же, побуждают игроков думать как о своей игре, так и о действиях партнёров. А это в значительной степени ускоряет процесс развития спортивного мастерства.
Обязательное выступление каждого из игроков на собрании – хорошее средство их теоретической подготовки. В предвидении своего выступления игрок обдумывает положение дел в команде, старается мыслить аналитически.
Заключительное слово на собрании принадлежит, естественно, тренеру. Он подводит итоги дискуссии и предлагает план подготовки команды в новом учебном году. Причём не просто говорит о направлении технической, тактической и физической подготовки, а даёт конкретный план тренировочной работы, с цифровыми выкладками на основе прошлого учебного года.
На собрании, конечно же, ставится и главная цель года – занять определённое место в Первенстве России.
2.2. Индивидуальное планирование.
Предложенные тренером индивидуальные перспективные задания игрокам обсуждаются юными баскетболистами.
За ходом выполнения
План индивидуальной подготовки включает следующее:
1). Цель и основные задачи подготовки.
2). Физическая подготовка.
3). Техническая подготовка.
4).Тактическая подготовка.
5). Игровые показатели.
6). Психологическая подготовка.
7). Теоретическая подготовка.
2.3. Командное планирование.
Прежде всего нужно теоретически создать модель своей команды на новый учебный год, учитывая способности и возможности игроков. Запланируйте такие схемы игры, которые либо им под силу уже сейчас, либо будут по плечу через некоторое время после целенаправленных тренировок.
Продумайте все детали игры в обороне. Когда и как переходить от одной системы защиты к другой? Кто из ваших игроков будет опекать лидеров команды соперников? Как организовать подбор мяча под своим щитом и кому предоставить тут главную роль?
По принципу защиты следует составить модель действий команды в нападении.
Моделирование проводится в стратегических целях – победить соперника. При этом тренер стремится к таким схемам игры, в которых наиболее выгодно используются сильнейшие стороны игроков команды.
Метод моделирования приносит пользу не только в выборе и наигрывании целесообразной тактики, но ещё готовит игроков психологически и теоретически. Баскетболисты проверяют на практике новые схемы, способы и приёмы игры, что в конечном счёте обогащает баскетбол.
Тактические заготовки имеют значение лишь как фактор неожиданности, а затем к ним быстро приспосабливаются, находят противоядие. Эффективность действий в нападении заключается в высоком исполнительском мастерстве баскетболистов, их сыгранности, а защитных действий – в оттренированности, в степени непреодолимости для соперников.
В то же время, если все пятеро играющих сразу вместе начнут импровизировать на площадке, то возникнет хаос. Ведь именно тактическая схема, комбинация создаёт на игровом поле определённый рисунок игры, порядок в расположении и взаимодействии баскетболистов. Цель начальной стадии комбинации заключается в том, чтобы освободить одного из лидеров от постоянной опеки соперника.
3. РУКОВОДСТВО КОМАНДОЙ В ПРОЦЕССЕ
ТРЕНИРОВОК, СОРЕВНОВАНИЙ И ПЕРЕД ИГРОЙ.
3.1. Управление
командой в учебно-
Для того чтобы выигрывать в соревнованиях, надо подготовить команду, создать на тренировках такие условия, которые бы способствовали будущим победам.
Основная часть творческого процесса управления командой приходится на тренировки. Улучшение игры команды, повышение мастерства юных баскетболистов – всё это достигается каждодневной тренировочной, будничной работой.
Баскетболист обязательно должен чувствовать, что получает на тренировке что-то новое, интересное. Что он прогрессирует и в развитии личного мастерства, и в плане улучшения командных действий, и в тактике игры. Поэтому тренеру нужно тщательно готовиться к тренировкам, находить такие пути и формы, такие упражнения, элементы и взаимодействия, которые были бы интересны для игроков. В каждую тренировку необходимо водить определённый элемент новизны.
Правда, есть в тренировках такие элементы, как, скажем, штрафные броски. Казалось бы, ну что тут можно изобрести нового? Всегда одно и то же: игрок встал у линии штрафного, прицелился и бросил. Стандартное положение! Однако даже совершенствование штрафных бросков можно строить по-разному. Скажем, бросать сериями до промаха, или по два броска, или после определённой физической нагрузки, или в соревнованиях перед каким-то упражнением, или при эмоциональном возбуждении игроков.
Для правильного управления тренировочным процессом прежде всего необходима очень высокая требовательность тренера к самому себе. На каждое занятие тренеру нужно приходить подготовленным. Заранее продумать порядок и содержание упражнений. Плановость подготовки к каждому занятию должна стать системой. Нельзя приходить на тренировку, не зная заранее, что предлагать баскетболистам, надеясь только на свой опыт и импровизацию.
В процессе тренировки возникают различные ситуации. Они как бы сами подсказывают тот или иной вариант упражнения. Рождаются новые ходы, элементы, построения. Однако даже таким тренерам, которые способны изобретать новое во время тренировки, это не даёт права приходить на занятие неподготовленным.
Готовясь к занятию, необходимо всегда стараться, чтобы оно соответствовало общему плану подготовки команды. Каждая тренировка обязательно должна преследовать какую-то главную цель. И вот эта главная цель занятия предопределяет его подготовительную часть. Упражнения составляют таким образом, чтобы они постепенно подвели игроков к главной части занятия, подготовили их физически.
Однако мало того, что тренер знает и хорошо подбирает упражнения, добросовестно готовится к проведению занятий. Это обязанность каждого тренера, который любит своё дело и стремится к тому, чтобы его команда выступала успешно. Большое значение имеет ещё и умение управлять тренировочным процессом, руководить занятиями игроков.