Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 15:53, реферат
Авторитет тренера должен основываться на всей его деятельности: твёрдом знании теории и практики баскетбола, высокой требовательности и вместе с тем большой любви к своим воспитанникам, выстраиванием обоюдно уважительных, доверительных и дружеских взаимоотношений между тренером и командой.
1.Введение...................................................................................................................... 3
2.Руководство командой перед началом нового учебного года............................... 5
2.1.Анализ прошедшего учебного года............................................................ 5
2.2.Индивидуальное планирование.................................................................. 6
2.3.Командное планирование............................................................................ 7
3.Руководство командой в процессе тренировок, соревнований и перед игрой.... 8
3.1.Управление командой в учебно-тренировочном процессе...................... 8
3.2.Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.......... 10
4.Руководство командой в ходе матча и после него................................................. 13
4.1.Управление командой в ходе матча........................................................... 13
4.2.Управление командой после матча............................................................ 22
5.Заключение................................................................................................................ 24
6.Литература................................................................................................................. 28
Если составляющие ремесла можно разложить по полочкам, то творчеству, в создании самобытной команды, каноны противопоказаны. К тому же копия, и в спорте тоже, всегда хуже оригинала.
Результатом творческого мышления является открытие принципиально нового решения задачи. Общая сумма информации на планете, начиная с 2000 года, ежегодно удваивается. В связи с этим человеку приходится учиться ориентироваться в этом «информационном взрыве» и что очень важно, уметь быстро и правильно переводить информацию в образы действия и использовать её для достижения своих целей. Устойчивые и правильные образы возникают в результате использования следующих методов:
«Проб и ошибок».
1.Спортсмену нужно позволять
делать правильные и
2.Специально создавать
3.Поощрять спортсмена самому
находить и пробовать
4.Позволять тренеру делать
«Контрольные вопросы».
1.Наводящие вопросы позволяют генерировать спортсмену новые идеи, образы действия и решения.
2.Из множества созданных
3.Поощрять спортсмена самому задавать себе вопросы и как можно больше находить разнообразных ответов.
4.Позволять тренеру самому себе задавать много вопросов, чтобы находить разнообразные ответы.
«Морфологический анализ».
1.Разбор проблемы на
2.Чем детальнее разобрана
3.Способность видеть в общем частное, а частное объединять в общее – надёжный способ найти решение любой проблемы.
«Синектика» (суть метода – взгляд на вещь как на «странность»).
1.Сделать незнакомое знакомым
позволяет узнать в проблемной
ситуации новый способ её
2.Делая привычное непривычным,
позволяет по-новому взглянуть
на проблему и найти её
3.Стимулируя у спортсмена способности фантазировать, где проблема решается как в сказке, тренер тем самым развивает творческое мышление.
«Мозговой штурм».
1.Чётко формулируйте проблему,
избегая обобщений и
2.Давайте установку на
3.Не допускайте никакой
Если вы хотите мыслить творчески, вам необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу, а не пытаться направить их по заранее заданному руслу.
Ключевой фактор в тренерской работе – человеческое общение. Тренер должен проявлять гибкость, нормально общаться со своими игроками, находить к каждому свой подход. И дело не только в том, что ему необходимо подстраивать свои концепции под особенности игры своих баскетболистов, а быть гибким и в чисто человеческом плане. Игрок может быть талантлив, но игра тем не менее у него не клеится. Одна из причин – он не может сосредоточиться и всё время отвлекается по пустякам. А чтобы преуспеть, необходимо сфокусировать своё зрение, сделать его строго направленным. Раз ты вышел на площадку, кроме баскетбола, и ни о чём, кроме баскетбола, не думай. Поэтому задача тренера – оградить игроков от посторонних проблем, мыслей и приучить их сфокусироваться на игре. Достигается цель путём естественного, непринуждённого человеческого общения.
Цель управления тренировочным процессом – повышение специальной работоспособности игроков, необходимой для достижения запланированного результата в соревнованиях. Объектом управления служит команда, его состояние, поведение. Наиболее важная задача в управлении тренировочным процессом – организация комплекса управляющих воздействий как на команду, так и на каждого игрока, эффективно влияющих на его специальную работоспособность, повышение оперативности управления на основе современной коррекции тренировочного процесса с конечной целевой задачей перевода его функционального состояния на более высокий уровень к периоду главных соревнований сезона. При этом повышение уровня специальной работоспособности обеспечивается приростом мощности функциональных систем организма спортсмена.
Научный подход к построению тренировочного процесса на основе идей научного управления предъявляет требование количественной характеристики всех сторон специальной подготовленности игроков. Эффективность построения тренировки зависит от количественного выражения структуры подготовленности и соревновательной деятельности игроков, состояние основных функциональных систем организма, задействованных в баскетболе. При этом планирование подготовки в годичном цикле целесообразно проводить по схеме сверху вниз: соревновательный результат–уровень различных сторон подготовленности–объёмы и интенсивность средств подготовки–распределение средств подготовки в годичном цикле.
Хороший тренер по отношению к воспитанникам должен:
6. ЛИТЕРАТУРА
1.Научно-теоретический журнал
2.Журнал «Детский тренер» - №4, 2007г., №2, 2008г.
3.Фрейзер У. и Сэчер А. Баскетбол – М: АСТ Астрель, 2006г.
4.Яхонтов Е.Р. Руководство баскетбольной командой при подготовке к игре и в ходе матча – С-П: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, кафедра спортивных игр, 1997г.
5.Гомельский А.Я. Докажу правоту победой – М: Советская Россия, 1987г.
6.Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе – М: Физкультура и спорт, 1976г.
7.Под редакцией Семашко Н.В. Баскетбол – М: Физкультура и спорт, 1976г.
8.Эйнгорн А.Н. Советы тренера
– М: Физкультура и спорт, 1958г.