Руководство баскетбольной командой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 15:53, реферат

Описание работы

Авторитет тренера должен основываться на всей его деятельности: твёрдом знании теории и практики баскетбола, высокой требовательности и вместе с тем большой любви к своим воспитанникам, выстраиванием обоюдно уважительных, доверительных и дружеских взаимоотношений между тренером и командой.

Содержание работы

1.Введение...................................................................................................................... 3
2.Руководство командой перед началом нового учебного года............................... 5
2.1.Анализ прошедшего учебного года............................................................ 5
2.2.Индивидуальное планирование.................................................................. 6
2.3.Командное планирование............................................................................ 7
3.Руководство командой в процессе тренировок, соревнований и перед игрой.... 8
3.1.Управление командой в учебно-тренировочном процессе...................... 8
3.2.Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.......... 10
4.Руководство командой в ходе матча и после него................................................. 13
4.1.Управление командой в ходе матча........................................................... 13
4.2.Управление командой после матча............................................................ 22
5.Заключение................................................................................................................ 24
6.Литература................................................................................................................. 28

Файлы: 1 файл

Реферат - управление командой.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Если тренер не верит в свои силы, или сомневается в предложенном игрокам материале, или недостаточно авторитетен для подопечных, то баскетболисты на занятиях трудятся с прохладцей. Поэтому на каждом занятии игроки должны видеть и чувствовать собранность, энтузиазм, высокую ответственность наставника команды.

Тренер на занятиях затрачивает немало нервной энергии. Он не имеет права проводить занятия бесстрастно, небрежно, вполсилы. Если подопечные заметят, что тренер равнодушен, пассивен, то и они ответят ему тем же.

Чтобы подготовиться к тренировкам, нужно не только посидеть с карандашом в руках, но и постоянно следить за появляющейся литературой по баскетболу, знать все новости о своём виде спорта, интересоваться методикой других видов спорта, особенно смежных, родственных, ходить на тренировки к другим тренерам. Во всяком случае, такая, можно сказать комплексная, подготовка имеет колоссальное значение.

 

3.2. Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.

Успех выступления в соревнованиях зависит не только от подготовленности команды и соотношения сил соревнующихся коллективов, но и от умелого руководства. В борьбе равных по силе команд или даже в борьбе с командой, имеющей некоторое превосходство, зачастую искусство тренера в управлении может оказать решающее влияние на исход встречи. Просчёт  в принятом тренером решении может привести к незаслуженному поражению и свести на нет большую подготовительную работу, проведённую командой.

Управление командой в период её участия в соревнованиях подразделяется на оперативное и стратегическое.

Под оперативным управлением командой подразумевается руководство командой в период её подготовки к ближайшим календарным встречам, под стратегическим – руководство в пределах сроков всего соревнования.

В оперативное руководство входит: подготовка команды к предстоящей встрече, руководство ею в ходе матча и подведение итогов. Программа подготовки, в свою очередь, включает: изучение предстоящего противника и условий проведения встречи, составление плана игры, инструктивное собрание игроков и проигрывание плана на тренировочном занятии или в контрольной встрече.

Для изучения противника просматриваются его игры, собирается информация о противнике. В результате изучения противника тренер должен знать состав команды и характеристику каждого игрока, располагать сведениями о физических, технических и психологических возможностях команды, об особенностях её тактических действий в нападении и защите.

Получив полную информацию о противнике, тренер приступает к разработке тактического плана игры. Составляя план, он прежде всего выявляет сильные и слабые стороны противника и сопоставляет их с реальными возможностями своей команды.

На основании полученного анализа тренер определяет основную тактическую задачу на данную встречу, уточняет, как её реализовать, определяет стартовый состав команды и варианты возможных замен, уточняет тактические задания каждому игроку при действиях в нападении и защите против конкретного игрока команды противника.

Разработанный тактический план сообщается игрокам на собрании команды.

Примерная схема установки на игру включает сообщение о положении команды в турнирной таблице и о значении предстоящей встречи. Здесь же даётся характеристика команды противника и отдельных игроков, указываются их слабые и сильные стороны, сообщается главная тактическая задача на встречу, уточняется характер действий в нападении и защите. Тренер объявляет стартовый состав команды и варианты замен, а также уточняет частные задачи и характер действия каждого игрока. В заключение даются организационные указания (о форме игроков, о месте и времени сбора команд на игру и др.).

Самый важный фактор командной стратегии – играть свою собственную игру. Поэтому, противника надо заставить играть в рамках вашего игрового мышления. Если команда противника любит играть быстро, вы можете получить преимущество, снизив темп игры, даже если у вас и «бегущая» команда. Вместо того, чтобы позволить противнику делать то, что он хочет, разумно заставить его делать то, чего он не хочет. Поэтому важно, чтобы команда была подготовлена к встрече с любыми обстоятельствами. Все возможные маневры должны быть тщательно обсуждены и опробованы, так чтобы когда придёт время их использования, они не стали полной неожиданностью для игроков.

Команда должна иметь на вооружении одну или две вспомогательных защиты в дополнение к одной основной, поскольку игровая ситуация может потребовать смены защитных построений. Обычная стратегия предусматривает соблюдение ряда правил при выборе той или иной системы, или тех или иных действий в защите и нападении. Например, чаще всего защита прессингом используется:

  • против высокой, медленной или механически действующей команды;
  • против физически плохо подготовленной команды;
  • против команды, которая часто прибегает к ведению мяча, ибо дриблёра легче загонять в ловушки;
  • против команды, в которой нет хороших разыгрывающих игроков,

оттянутая защита используется:

  • против команды, которая строит игру на передачах мяча в центр;
  • против команд, строящих игру на проходах,

заслоны используются:

  • против команд, играющих плотную личную защиту,

неторопливый розыгрыш мяча используется:

  • против команды, успешно играющей быстрым прорывом;
  • если в команде много очень высоких игроков, и т.д.

Правильно построенная разминка имеет большое значение для полноценной готовности команды к началу игры. Чтобы разминка прошла продуктивно, целесообразно не только ознакомить игроков с программой разминки, но и «проработать» её на тренировочных занятиях.

Разминка – всё равно что последняя прикидка у лёгкоатлетов. Она включает растягивание, или стретчинг, выполнение общеразвивающих упражнений и повторение спортивных навыков. Адекватная разминка – основное средство предупреждения травм, поскольку она уменьшает вероятность растяжений и разрывов мышц. А перед соревнованиями, разминка является подходящим временем для проверки и опробования важных психологических навыков (воображения, расслабления, концентрации внимания) и для повторения избранных спортивных действий. По ней тренер может судить о готовности игроков к матчу, о физическом и психологическом состоянии спортсменов. Насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованны. Может быть, одного нужно успокоить, а другого, наоборот, подхлестнуть, если он излишне медлителен на разминке. В этот момент можно внести последние коррективы в план игры, например изменить намеченный заранее стартовый состав команды, посадить на скамейку сильно волнующегося баскетболиста, а потом, когда успокоится, выпустить на площадку.

 

4. РУКОВОДСТВО  КОМАНДОЙ  В  ХОДЕ  МАТЧА  И  ПОСЛЕ  НЕГО.

 

4.1. Управление  командой в ходе матча.

Управление командой – дело субъективное. Каждый тренер, сидя на скамейке, воспринимает ситуацию на площадке по-своему. Нет таких тренеров, которые бы одинаково мыслили. Посадите на скамейку несколько разных тренеров, и каждый из них попытается вести игру так, как ему кажется лучше. Получится несколько вариантов управления командой.

Но тем не менее в баскетболе существуют определённые, можно сказать стандартные, моменты, когда тренеры обычно вмешиваются в игру. Готовых рецептов на все случаи дать невозможно, игры не бывают одинаковыми. Однако часто повторяющиеся ситуации тренер должен знать как таблицу умножения.

Разрабатывая общий план игры, тренер должен быть готов изменить его, в соответствии со складывающейся в игре обстановкой. В первом периоде он должен разобраться в потенциальных слабостях используемого противником стиля игры в нападении и защите, и внести соответствующие изменения в игру своей команды, используя заранее подготовленные средства, чтобы извлечь выгоду из такого рода слабостей.

Сидящие на скамейке игроки должны участвовать в игре – концентрируя внимание как на своей роли в игре, так и на игре в целом. Благодаря этому они в любой момент готовы вступить в игру.

Важной задачей руководства командой в первой половине является уберечь ведущих игроков от большого количества фолов. Если обстоятельства позволяют, следует заменять ведущих игроков, получивших два персональных замечания в первой половине.

Если сравнить способы тренерского воздействия на команду во время матча, то по значимости их можно расположить в порядке возрастающей эффективности так: подсказка, замена и, наконец, тайм-аут.

Замены в ходе игры являются одним из самых важных аспектов тренерской стратегии. Их надо делать часто и уже на ранних стадиях игры.

Причины замен. Замены необходимы по множеству причин. Среди них самыми общими являются:

1.Отдых игроков.

2.Повторные ошибки.

3.Не пошла игра.

4.Чрезмерное количество фолов.

5.Передача информации играющим.

6.Изменение противником защиты  или нападения.

7.Для поддержания дисциплины.

8.Для поддержания морального  духа.

Ситуации, требующие замен.

Тренер должен использовать индивидуальный талант каждого игрока в соответствии с требованиями той или иной ситуации. Уже до игры тренеру может понадобиться одна или, возможно, две замены в обычном стартовом составе, когда его команда будет встречаться с конкретным противником.

Замены бывают необходимы и в ходе самой игры, когда ситуация потребует изменения игровой тактики. Тренер должен проводить замены целенаправленно. Главным образом, он заменяет игрока, чтобы дать ему инструкции, дать возможность передохнуть, в случае травмы и чтобы сберечь его от лишних фолов. Он должен заменить любого игрока, который не справляется со своими защитными обязанностями.

Ещё один фактор – счёт игры. Как правило, не следует делать замен, когда вы выигрываете. Если вы проигрываете, вы можете заменить двух-трёх игроков, чтобы повысить агрессивность команды.

Тренеру не следует ничего говорить игроку сразу же после замены. Дайте ему возможность немного расслабиться, после чего объясните, почему он был заменён, если это не очевидно для него. Тренер не обязан давать объяснения и игрок не вправе их требовать. Тем не менее, иногда они необходимы, и лучше щадить самолюбие игрока, не делая резких замечаний сразу же после замены. После того, как тренер или его помощник даст конструктивный совет, заменённый игрок должен психологически быстрее включиться в игру.

Никогда не держите игрока стартовой пятёрки с четырьмя фолами вне игры долгое время. Если вы проигрываете во второй половине и один из ваших лучших игроков получает четвёртый фол, не заменяйте его, особенно, если он умеет контролировать агрессивность своих действий. Однако, если вы видите, что игрок чересчур осторожничает и перестаёт играть в защите,  замените его.

При заменах старайтесь сохранять командный баланс в росте и скорости, если нет особых причин нарушать его. Защитная тактика противника может потребовать изменения распределения подопечных. Когда вы проигрываете и вас прессингуют, продолжайте держать на площадке быстрых и агрессивных игроков. Если противник неожиданно переходит к зонной защите, выпускайте лучшего снайпера.

 

Тренер всегда должен быть готов к заменам в стандартных ситуациях. Например, при пробитии штрафных бросков он может выпустить высокого игрока для участия в подборе.

Тренер постоянно должен быть осведомлён о числе фолов у каждого из своих игроков, и что, возможно, ещё более важно, у каждого из игроков противника. Он должен активизировать действия против этих игроков, если они являются ключевыми игроками противника. Неплохо напоминать своим игрокам о числе фолов у игроков противника, чтобы они могли использовать преимущество, играя против осторожничающего противника.

Советы по использованию замен:

1.Замены должны производиться  для повышения шансов на успех.

2.Тренер должен хорошо знать  сильные и слабые места своих  игроков,

             чтобы не делать ошибок при  заменах.

3.В целом, не вмешивайтесь, когда игра идёт нормально. 

Ценность тайм-аута в баскетболе очень велика. Использовать минутный перерыв в целях управления командой следует только при полной уверенности в необходимости перерыва. Подчас лучше отказаться от тайм-аута и приберечь его на решающие минуты матча, чем растрачивать перерывы понапрасну.

Не вовремя взятый тайм-аут может обернуться против своей же команды. Например, игроки вашей команды устали, но всё же лидируют. Соперники утомились ещё больше. Взятый в этот момент перерыв позволит сопернику отдохнуть и наладить игру.

Причины взятия тайм-аутов. Минутные перерывы берутся, когда надо:

1.Сделать изменения в игровой  стратегии.

2.Остановить разыгравшегося противника (например, если противник

             сделал три безответных успешных броска подряд).

3.Дать игрокам возможность передохнуть (в случае крайней  

Информация о работе Руководство баскетбольной командой