Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблему самостоятельных занятий школьников по физической культуре.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления и структуру самостоятельных занятий школьников.
2. Рассмотреть организацию самостоятельной деятельности школьников.
3. Исследовать практическое состояние проблемы самостоятельных занятий школьниками по физической культуре.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Цель и задачи самостоятельных занятий 5
1.2. Направления и структура самостоятельных занятий 7
1.3. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям 9
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Формы и методические особенности самостоятельных занятий 12
2.2. Виды и средства самостоятельных занятий 15
2.3. Значение и организация самоконтроля 20
Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ 25
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ |
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ |
Курсовая работа по дисциплине
«Теория и методика физической культуры»
специальность 032102 – «Адаптивная физическая культура»
Исполнитель:
студентка группы АС – 5
отделения заочного обучения
Волокитина Нина Николаевна
__________________________
(подпись студентки)
Научный руководитель:
доцент кафедры спортивных
дисциплин, к.п.н.
Старкин Александр Николаевич
Допущена к защите
«_____» ________________ 2013 г.
___________________________
(подпись научного
Липецк
– 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Цель и задачи самостоятельных занятий 5
1.2. Направления и структура самостоятельных занятий 7
1.3. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям 9
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Формы и методические особенности самостоятельных занятий 12
2.2. Виды и средства самостоятельных занятий 15
2.3. Значение и организация самоконтроля 20
Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ 25
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
ВВЕДЕНИЕ
Роль физического воспитания школьников многогранна. Это средство оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранение и повышение работоспособности школьников на протяжении всего периода обучения в школе.
Внеурочная
работа (внеклассная, внешкольная) по физическому
воспитанию школьников дополняет урочные
формы организации занятий
Однако на
практике добиться этого достаточно
сложно, так как организованные занятия
проводятся лишь в рамках уроков физической
культуры - 2 раза в неделю, чего совершенно
недостаточно не только для восполнения
дефицита необходимой ежедневной двигательной
активности, но и тем более для
улучшения функционального
Сейчас созданы
и продолжают разрабатываться разнообразные
концепции и программы по физическому
воспитанию разного уровня сложности,
системы дополнительных занятий
физической культурой, для того чтобы
повлиять на уровень двигательной подготовленности
детей, улучшить функциональное состояние
систем организма, снизить последствия
стрессовой педагогики и сформировать
положительное отношение к
По мнению социологов и психологов происходит смещение интересов от обязательных урочных форм занятий к менее регламентированным, где предоставляется больше возможностей и путей реализации различных интересов и потребностей [5,18].
Приобщение школьников к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового стиля жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями
В современных
условиях важной задачей семьи и
школы в работе по укреплению здоровья
детей, является привитие учащимся стойкого
интереса к занятиям физическими
упражнениями в школе и дома. В
связи с этим необходимо использовать
все формы физического
Цель СЗФК - сформировать физическую культуру личности и способность направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности.
Цель курсовой работы – рассмотреть проблему самостоятельных занятий школьников по физической культуре.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления и структуру самостоятельных занятий школьников.
2. Рассмотреть организацию самостоятельной деятельности школьников.
3.
Исследовать практическое состояние проблемы
самостоятельных занятий школьниками
по физической культуре.
Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Цель и задачи самостоятельных занятий
Всякая деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель — конечный результат, достигается на занятиях физической культуры (укрепление здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливания, улучшение телосложения). Эффект работы учителя во многом зависит от правильной постановки целей.
Одна из целей физического воспитания школьников — формирование потребности в личном физическом совершенствовании.
Чтобы достичь этой цели, надо решить ряд задач:
- воспитание у школьников интереса к физической культуре;
- формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий;
- содействия внедрению физической культурой в режим дня.
Отношение учащихся
к физической культуре и спорту –
одна из актуальных социально-педагогических
проблем. Реализация этой задачи должна
рассматриваться с двуединой
позиции – как личностно
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения учеников в физкультурно-спортивную деятельность.
К объективным факторам относятся:
- состояние материальной спортивной базы;
- направленность учебного процесса по физ. культуре и содержание занятий;
- уровень требований учебной программы;
- личность преподавателя;
- состояние здоровья занимающихся.
- частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих учеников к самостоятельной деятельности приведены в приложении 1.
Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере учеников от младших классах к старшим. Значимой причиной психологической переориентации учащихся является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности [7].
Тревожным выводом
из данной таблицы является недооценка
учениками духовного обогащения
и развития познавательных возможностей.
В определенной степени это связано
со снижением образовательно-
Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность школьников [11].
Для решения задачи заинтересованности учеников, важно их разделить по возрасту и непосредственно по интересам (интерес к самому процессу деятельности и интерес к результатам деятельности). В начальной школе большое значение имеет эмоциональная окрашенность упражнений, объяснение.
Первой ступенью на пути воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре, является заинтересовывание учащихся. Причем в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать интерес непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности).
Необходимо постепенно прививать ученикам навыки и умения, которые они впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдельных целей. Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности.
Большое значение для успеха деятельности имеет планирование цели по этапам. Необходимо предусмотреть определенную очередность, последовательность применения средств. В дидактике существуют различные подходы при подготовке учащихся к самостоятельным занятиям, например постепенная отработка отдельных действий самостоятельных занятий и затем объединение их в единое целое.
В.И. Лях и Г.Б. Мейксон (2007г.) констатируют, что формирование знаний на уроке физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у младших школьников как направленности личности на овладение всей совокупностью знаний [15].
Необходимость «расширять физкультурно-массовую работу и улучшать ее организацию по месту учебы» является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий [18].
1.2. Направления и структура самостоятельных занятий
Конкретные
направления и организационные
формы использования
Выделяют следующие направления самостоятельных занятий:
- гигиеническое;
- оздоровительно-рекреативное;
- общеподготовительное;
- спортивное»;
- профессионально-прикладное;
- лечебное.
Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из подготовительной, основой и заключительной частей.
Общеподготовительная часть (разминка) состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины – 6-8 мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Выполнять физические упражнения рекомендуется, начиная с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать, проделывая упражнения для ног. После комплекса физических упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление.
Цель специально-
В основной части изучается спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развиваются физические и волевые качества (быстрота, сила, выносливость).
В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
При тренировочных
занятиях физической культурой (продолжительность
60 или 90 мин) можно ориентироваться
на следующее распределение
- основная 30-40 (45-55) мин
- заключительная 5-10 (5-15) мин.
В результате
использования учащимися
1.3. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям
Главным в воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкое разъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.
Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с чётко немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного освоения знаний о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков.
Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован в результатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не в отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.
Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.
Информация о работе Самостоятельные занятия школьников по физической культуре