Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблему самостоятельных занятий школьников по физической культуре.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления и структуру самостоятельных занятий школьников.
2. Рассмотреть организацию самостоятельной деятельности школьников.
3. Исследовать практическое состояние проблемы самостоятельных занятий школьниками по физической культуре.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Цель и задачи самостоятельных занятий 5
1.2. Направления и структура самостоятельных занятий 7
1.3. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям 9
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Формы и методические особенности самостоятельных занятий 12
2.2. Виды и средства самостоятельных занятий 15
2.3. Значение и организация самоконтроля 20
Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ 25
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Сначала следует дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знания о самом процессе самостоятельной деятельности[18].
Самостоятельные занятия могут включать в себя различное содержание: выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, отработка элементов техники двигательных способностей, повторение, совершенствование навыков и умений.
Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.
Общеразвивающие упражнения являются содержанием утренней гимнастики, во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.
С ходьбы и бега
начинается и заканчивается каждое самостоятельное
занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно
ходить и бегать, изменять скорость и темп
движения, длину шага, силу отталкивания
в упражнениях, навыки и умения в упражнениях,
связанных с висами и упорами [22,25].
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы и методические особенности самостоятельных занятий
Формы самостоятельных
занятий физическими
- упражнения в течение учебного дня;
- самостоятельные тренировочные занятия[24].
Утренняя гигиеническая
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых – после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег.
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение интенсивности их объема, обеспечивается:
- изменением исходных положений;
- изменением амплитуды движений;
- ускорением или замедлением темпа;
- увеличением или уменьшением числа повторений упражнений;
- включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп;
- увеличением или сокращением пауз для отдыха.
Утренняя
гигиеническая гимнастика
Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин. каждые 1-1,5 ч работы оказывают вдвое больший стимулирующий эффект, чем отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений, это важнейший компонент успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно [22].
На первых
этапах, когда ребята только начинают
осваивать упражнения, необходимо контролировать
их знания. И поэтому на уроках в
виде коротких вопросов и ответов
надо проверять, насколько учащиеся
усвоили теоретические
Проверяя качество формирования двигательных навыков и умения, вначале уделяют основное внимание точности, правильности выполнения упражнения, правильной дозировки, определение места занятий, соблюдать технику безопасности.
После выполнения задания учитель дает школьникам самим оценить свое выполнение или привлекает для оценки других школьников. Самая главная задача учителя — это внедрить утреннюю гимнастику в режим дня учащегося. Хорошо давать ученикам домашнее задание по физической культуре, по 2-3 упражнения на определенные части тела, для увеличения подвижности в суставах (наклоны туловищем, взмахи ногами, выкруты в плечевых суставах).
Для того чтобы физические занятия оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила.
Увеличивать продолжительность и нагрузки на занятиях физической культурой постепенно.
До начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин.), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.
Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности.
Важным условием
для формирования навыков и умений
самостоятельных занятий, является
доступность, посильность конкретных
заданий для каждого школьника.
Особое значение в самостоятельной
работе приобретает принцип
При правильно
разработанном теоретическом
Опыт передовых
школ свидетельствует, что только там,
где учащиеся получают задания систематически,
где задания даются строго в соответствии
с подготовленностью ребят и
представляют собой систему, работа
идет продуктивно. Из этого положения
вытекает еще одно требование - организация
самостоятельных занятий в
Необходимо
давать ученикам целевую установку,
подводить к осознанию
Обязательным компонентом обучения является систематическая проверка даваемых школьникам заданий.
Как и любая
другая деятельность, связанная с
обучением и воспитанием, обучение
навыкам и умениям
Реализация
задачи привлечения школьников к
занятиям в спортивных секциях, кружках,
а также самостоятельным
При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока [10].
2.2. Виды и средства самостоятельных занятий
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в школах – это ходьба и бег, кросс, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы, занятия на тренажерах тренажерах [24].
Ходьба естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.
Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности.
Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.
При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС. Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.
Через 8-10 мин. после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно.
Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, то обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями. Например, 50 м бега и 150 м ходьбы, затем 100 м бега и 100 м ходьбы. Отрезки бега должны увеличиваться непроизвольно, естественным путем, до тех пор, пока бег не станет непрерывным.
Бег прекрасное средство тренировки, с помощью которой, можно существенно повысить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье. Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и учителя физической культуры.
Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие – темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, “мышечную радость”. Если нагрузка слишком высока и быстро наступает утомление, следует снижать темп или несколько сокращать его продолжительность.
Бег – наиболее эффективное средство укрепление здоровья и повышения уровня физической тренированности. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие – скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время. Сохраняются требования к осанке во время бега и ходьбы [2,16].
Выносливость это способность человека длительное время выполнять какую-либо работу. Различаю несколько видов выносливости: скоростную, статическую, силовую.
Школьникам необходимо усвоить общие правила, которые следует соблюдать, развивая выносливость:
- постепенно увеличивать объём и интенсивность нагрузки;
- при выполнении упражнений дышать ритмично;
- не допускать переутомления.
Равномерность - основной метод развития выносливости на самостоятельных занятиях. Общая выносливость это, способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности. Любому школьнику доступен бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание для развития выносливости. При этом напомнить школьникам необходимость соблюдения мер безопасности [10,18].
Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды в открытых водоемах, а в остальное время учебного года – в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. ЧСС сразу после преодоления дистанции для возраста 17-30 лет должна быть в пределах 120-150 удар/мин.
При занятиях
плаванием необходимо соблюдать
следующие правила
Основными гигиеническими принципами закаливания являются:
- систематичность,
- постепенность,
- учет индивидуальных особенностей,
- разнообразие средств,
- сочетание общих и местных процедур,
- самоконтроль.
Некоторые водные процедуры могут применяться и как средства восстановления организма. К ним относятся:
- горячий душ (40-41°С, до 20 мин.) – понижает возбудимость чувствительных и двигательных нервов, повышает интенсивность обмена веществ
- теплый душ (36-37°С, 10-15 мин.) – успокаивающе,
- контрастный душ – смена несколько раз через 5-10 с горячей (38-40°С) и холодной (12-18°С) при общей продолжительности 5-10 мин,
- теплые ванны (38-39°С) и хвойные ванные (35-36°С) – быстрое восстановление сил, продолжительность – 10-15 мин.
Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить только на стадионах или в парках в черте населенных пунктов; занятия на местности, отдаленной от населенных пунктов, или в лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.
Выезд или выход на тренировки за пределы населенного пункта должен осуществляться группами в 3-5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожений и т.д. Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.
Информация о работе Самостоятельные занятия школьников по физической культуре