Самостоятельные занятия школьников по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблему самостоятельных занятий школьников по физической культуре.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления и структуру самостоятельных занятий школьников.
2. Рассмотреть организацию самостоятельной деятельности школьников.
3. Исследовать практическое состояние проблемы самостоятельных занятий школьниками по физической культуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Цель и задачи самостоятельных занятий 5
1.2. Направления и структура самостоятельных занятий 7
1.3. Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям 9
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Формы и методические особенности самостоятельных занятий 12
2.2. Виды и средства самостоятельных занятий 15
2.3. Значение и организация самоконтроля 20
Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ 25
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Файлы: 1 файл

Volokitina_7 (4).docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Максимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1-1,5 ч и  более при умеренной интенсивности.

В дальнейшем можно варьировать объем и  интенсивность занятий самостоятельно в соответствии с самочувствием  и степенью тренированности с  учетом показателей самоконтроля[8].

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благотворно влияющим на нервную систему. Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции.

Ритмическая гимнастика (аэробные танцы).  Это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.

Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность.

Наибольший  оздоровительный эффект дают занятия  на открытом воздухе в любое время  года (на удалении 300-500 м от автодорог  и магистралей).

Одежда должна отвечать требованиям специфики занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта [6].

 

2.3. Значение и организация самоконтроля

Физические  нагрузки разнообразного характера  оказывают значительное влияние  на организм занимающихся, существенно  изменяя состояние практически  всех его систем. Причем ответные реакции  организма на нагрузки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех  же физических упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки [26].

Самоконтроль - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.

Задачи самоконтроля.

Расширить знания о физическом развитии.

Приобрести  навыки в оценивании психофизической  подготовки.

Ознакомиться  с простейшими доступными методиками самоконтроля.

Определить  уровень физического развития, тренированности  и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой  и спортом.

Самоконтроль  позволяет выявить неблагоприятные  воздействия физических упражнений на организм.

 Основные  методы самоконтроля: инструментальные и визуальные.

Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь  представление об энергетических затратах организма при нервно-психических  и мышечных напряжениях, важно знать  временные интервалы отдыха и  восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых  можно эффективнее восстанавливать  функциональные возможности организма [24].

Дневник самоконтроля. Систематическое ведение дневника контроля, проверка его учителем приручает школьников серьезно относиться к самостоятельным занятиям, позволяет занимающемуся оценивать свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью, к своим занятиям силовой тренировкой, к соблюдению личной гигиены [21].

По мнению многих авторов (Г.Б. Мейксон (1986); И.В. Сухоцкий (1990), ; В.К. Петров (1990), и др.), ведение дневника самоконтроля обязательно, так же как и ведение записи тренировочных упражнений.

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся  показатели самоконтроля и даты.

Дневник состоит  из двух частей. В одной из них  следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы, в другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д.

Самоконтроль  необходим всем, но особенно важен  для лиц, имеющих отклонения в  состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору  и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора  средств и методов поведения  физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

Показатели  самоконтроля условно можно разделить  на 2 группы: субъективные и объективные.

К субъективным относятся: самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции.

К объективным  показателям самоконтроля относятся: наблюдения за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной емкостью легких (спирометрия), весом, мышечной силой, спортивными результатами и др. 

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений  пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии  тренировочного процесса на состояние  сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в покое становится реже, а восстановление после нагрузки происходит сравнительно быстро.

Существует  несколько методов измерений  пульса:

Пальпаторный (прощупывание и подсчет пульсовых  волн на сонной, височной и других доступных  для пальпации артериях). Чаще всего – на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки (больше 170 уд./мин.) более достоверным будет подсчет в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья.

Под влиянием систематических тренировок наблюдается  урежение частоты сокращений в покое, т.е. экономизация работы сердца. У незанимающихся спортом учащихся младших классов  в состоянии покоя пульс в  среднем равен 90 (у мальчиков), 94 (у  девочек) ударам в минуту, у старшеклассников соответственно — 80, 85. У юных спортсменов  этого же возраста урежается в  спокойном состоянии до 70-60 уд./мин.

Школьники смогут сами оценивать величину нагрузки во время самостоятельного занятия, если им сообщить, что после умеренной  работы частота сердечных сокращений равняется 120—130 уд/мин, после тяжелой  — 150-160, а после предельной — до 200 и выше.

Нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 уд/мин., вызывает существенное увеличение систолического выброса  крови, и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности  мышечной работы и прироста ЧСС до 180 уд./мин. вызывает незначительный прирост систолического объема крови.

Это говорит  о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 уд./мин.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД).

У здорового  человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное (диастолическое) – 65-85 мм рт.ст. При физических нагрузках  максимальное давление у спортсменов  и физически тренированных людей  может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное понижаться до 50 мм рт.ст. и ниже.

Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей  давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

Самостоятельные занятия физической культурой реализуются  в разных видах деятельности. Каждый вид решает самостоятельную задачу и имеет специфические особенности [26].

В результате использования учащимися школьного  возраста указанных мероприятий  в процессе самостоятельных занятий  могут быть успешно реализованы  основные задачи школьного физического  воспитания: укрепление здоровья, овладение  школой движений (развитие координационных  и кондиционных способностей), формирование элементарных знаний о личной гигиене, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формирование интереса к двигательной активности [14].

Физическая  культура и спорт представляют собой  самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в  развитии общества весьма многообразно.

Современный урок отмечает хорошая организация  самостоятельной деятельности учащегося. Под самостоятельной деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. В нашем случае, мы имеем дело с физкультурной деятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добиваться формировании культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями [27].

 

 

Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Место проведения исследования: МОУ СШ с. Хрущёвки.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ документации.

Дата проведения урока: 24.12.2012. 6 «а» класс

Тип урока: обучающий.

Задачи урока:

  1. Обучение техники упора на перекладине, махом назад соскок с поворотом (мальчики). 
  2. Обучение техники размахивания изгибом (девочки).
  3. Обучение техники опорного прыжка ноги врозь через гимнастического козла.
  4. Развитие ловкости.
  5. Воспитание смелости и умению преодолевать трудности.

Место проведения: спортивный зал школы.

Инвентарь и оборудование: гимнастические скамейки, разновысокие брусья, высокая перекладина, волейбольный мяч. 

1. Анкетирование проводилось  анонимно, были предложены следующие  вопросы и варианты ответов:

1.  Задают ли вам домашнее  задание?

  1. Да
    1. Нет
    1. Не всегда

2. Выполняете ли вы задания  для самостоятельной работы?

  1. Да
    1. Нет
    1. Не всегда

3. Проверяет ли учитель  выполнение домашнего задания?

    1. Да
    2. Нет
    3. Не всегда

В анкетировании участвовало 23 ученика.

Результаты приведены  в таблице.

 

Да

Нет

Не всегда

Задают ли вам домашнее задание?

8

-

15

Выполняете ли вы задания для самостоятельной  работы?

-

-

23

Проверяет ли учитель выполнение домашнего  задания?

-

-

23


 

2. При просмотре документации  о планировании урока (приложение 2) и журнала успеваемости учеников, мы выяснили, что задания для самостоятельной работы учащиеся получают на каждом занятии. Но проверка выполнения домашнего задания осуществляется не всегда.  

ВЫВОДЫ

 

1. Цель СЗФК - сформировать физическую культуру личности и способность направленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к учебной деятельности. Чтобы достичь этой цели, надо решить ряд задач: воспитать у школьников интерес к физической культуре, сформировать у них навыки и умения самостоятельных занятий, содействовать внедрению физической культурой в режим дня школьника.

Направлениями самостоятельных занятий являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное.

Каждое самостоятельное  тренировочное занятие состоит  из: подготовительной, основой и заключительной частей.

2. Вопросы организации самостоятельной деятельности многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т. п.) – до таких, как организация условий, подбор средств и методов их использования.

3. По результатам исследования мы выяснили, что задания для самостоятельной работы учащиеся получают не всегда, и контроль за их выполнением, в полной мере, не ведётся. Ученики не относятся серьёзно к домашним заданиям по физической культуре.

Информация о работе Самостоятельные занятия школьников по физической культуре