Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

В настоящее время в художественной гимнастике выделяют 7 основных физических способностей:

      1. Координация – способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкость – способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой;
      2. Гибкость – подвижность в суставах – способность выполнять движения по большой амплитуде пассивно и активно;
      3. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;
      4. Быстрота – способность быстро реагировать  и выполнять движения с большой скоростью и частотой;
      5. Прыгучесть – скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания;
      6. Равновесие – способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях;
      7. Выносливость – способность противостоять утомлению.

Спецификой физической подготовки в художественной гимнастике, по мнению чемпионок СССР, кандидатов педагогических наук, доцентов Е.В. Бирюк и Н.А. Овчинниковой, определяется тем, что цель упражнений состоит в достижении и гармонии движений. Высокие результаты определяются не абсолютными величинами одного из компонентов: быстроты, гибкости, силы. Выносливости, координации, а особыми связями между различными сторонами двигательных проявлений. Стержнем физической подготовки в художественной гимнастике является комплексное воздействие, в котором каждый элемент – это фрагмент, деталь живого движения.

Основными принципами СФП занимающихся художественной гимнастикой являются: соразмерность – оптимальное, соразмерное и сбалансированное развитие физических качеств; сопряженность – применение средств наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастике; опережение – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

Основными средствами СФП гимнасток являются: общеразвивающие и акробатические упражнения, элементы классического тренажа, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:

      • На ловкость – задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные действия и упражнения с предметами;
      • На гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабления;
      • На силу – упражнения на силу мышц ног, рук и туловища: сгибания и разгибания, отведения и приведения, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.д.
      • На быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движения при выполнении основных упражнений;
      • На прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжков выносливости;
      • На равновесие – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;
      • На выносливость – выполнение различных заданий на фоне утомления.

Основными методами СФП гимнасток являются: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный. Организация СФП осуществляется в следующих формах:

а) комплекс специальных упражнений;

б) в виде круговой тренировки;

в) в форме соревнований.

При проведении комплексов упражнений, круговой тренировки и соревнований необходимо учитывать влияние (перенос) одних физических качеств на другие: положительное и отрицательное, прямое и косвенное, одностороннее и взаимообразное. Важно также помнить, что ловкость, быстрота и прыгучесть не могут развиваться на фоне утомления. Под влиянием утомления снижается также активная гибкость, а для качественного исполнения упражнений на гибкость, быстроту и прыгучесть необходима хорошая разминка.

С учетом выше сказанного может быть рекомендована следующая последовательность заданий на развитие и оценку физических качеств:

        1. Разминка
        2. На гибкость
        3. На быстроту
        4. На прыгучесть
        5. На координацию
        6. На равновесие
        7. На силу
        8. На выносливость

Осуществляя и оценивая СФП важно использовать и учитывать благоприятные (сенситивные) возрастные периоды развития физических качеств:

        • Дошкольный и младший школьный возраст (6-10 лет) – координация и ловкость, пассивная гибкость, быстрота
        • Средний школьный возраст (11-14 лет) – сила, прыгучесть, активная гибкость, равновесия
        • Старший школьный возраст (15-16 лет) – сила и выносливость

В последние годы в специальной литературе стали выделять специально-двигательную подготовку – это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного использования упражнений с предметом. В настоящее время установлено, что к числу таких специальных способностей относятся следующие психомоторные способности:

      1. Проприацептивная (тактильная) чувствительность – «чувство предмета»;
      2. Координация (согласование) движений тела и предмета;
      3. Распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнершу, на «свой» предмет и предмет партнерши;
      4. Быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет).

Структура и содержание предметных уроков тщательно разработана киевскими специалистами Н.А. Овчинниковой и Е.В. Бирюк. А специальные задания, направленные на развитие выше названных способностей представлены в диссертации Ю.А. Архиповой (1998):

- для развития «чувства  предмета» - выполнение упражнений  с предметами с варьированием  их параметров (увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения);

- для развития координации  – выполнение упражнений в  непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные движения, движения  в парах и тройках;

- для развития способности  распределять и переключать внимание  – работа с двойными или  двумя предметами, параллельно и  ассиметрично, и работа с партнерами;

- для развития реакции  на движущийся объект – броски  и метания на заданную высоту  и дальность, ловля от партнера  после переката, отбива, броска, с  повтором после сигнала.

 

      1. Техническая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

Техническая подготовка - это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня.

Техническая подготовленность - это совокупность и степень владения техническими знаниями, умениями и навыками.

Цель технической подготовки - сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.

Задачами технической подготовки являются:

1. Формирование системы  специальных знаний о рациональной  технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований.

2. Формирование широкого  круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике.

3. Совершенствование всех  спортивно-значимых компонентов  исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально-выразительных.

4. Разработка новых оригинальных элементов и соединений и совершенствование техники общеизвестных.

5. Составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство гимнасток.

Техническая подготовка в художественной гимнастике – необычайно ёмкий и многогранный процесс. Чтобы успешно ориентироваться в нем, принято подразделять техническую подготовку на разделы и компоненты.

На современном этапе развития художественной гимнастики целесообразно выделять следующие разделы технической подготовки:

а) Беспредметная подготовка - формирование техники телодвижений.

б) Предметная подготовка - формирование техники движений предметами.

в) Хореографическая подготовка - формирование техники хореографических движений.

г) Музыкально-двигательная подготовка - формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с её характером, темпом, ритмом, динамикой.

д) Композиционная подготовка - это составление новых элементов, соединений и соревновательных программ.

В движениях без предмета (телодвижениях гимнасток) можно выделить 9 структурных (сходных по технике) групп движений: специфические упражнения, наклоны, равновесия, повороты, прыжки, акробатические упражнения, партерные элементы, ходьбу и бег.

Компонентами беспредметной подготовки являются: равновесная, вращательная, прыжковая, специфическая, акробатическая и танцевальная подготовки.

Компонентами предметной подготовки являются: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки.

Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной. Хореографическая подготовка содействует решению многих задач становления спортивного мастерства гимнасток:

- двигательно обогащает гимнасток, содействует разнообразию их деятельности и расширению средств выразительности в соревновательных программах.

-формирует правильное  понимание красоты поз, линий, положений  и движений тела, развивает культуру  движений.

- воспитывает музыкальность, ритмичность, эмоциональность и  выразительность.

Музыкально-двигательная подготовка в художественной гимнастике базируется на системе ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, преобразованной Р.А. Варшавской. Она имеет решающее значение в развитии музыкальности, выразительности и творческой активности занимающихся художественной гимнастикой. Музыкально-двигательная подготовка предполагает:

      • Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
      • Формирование умения слушать и пони мать музыку, различать средства музыкальной выразительности: характер, темп, метро-ритм, динамические оттенки и структуру.
      • Формирование умения согласовывать движения с музыкой и средствами музыкальной выразительности.
      • Развитие творческих способностей - поиска соответствующих музыке движений.

Композиционная подготовка - это процесс составления новых элементов, соединений, спортивных и спортивно-художественных про грамм.

Содержание и структура технической подготовки в художественной гимнастике

Согласно концепции базовой подготовки, сложившейся в спортивной гимнастике компоненты технической подготовки включают в себя несколько классов учебно-тренировочных упражнений, охватывающих все основные уровни сложности базовых двигательных навыков:

1) Элементы гимнастической "школы".

2) Базовые навыки универсального  и видового назначения.

3) Профилирующие упражнения.

4) Профилирующие комбинации.

5) Модальные элементы.

6) Авторские элементы.

7) Служебные элементы.

1 Класс - упражнения гимнастической "школы" - это простейшие навыки, с освоения которых начинается техническая подготовка гимнасток. В первую очередь к ним относятся элементы гимнастического стиля: сохранение гимнастической осанки и выполнение движений ногами выворотно, с максимально выпрямленными коленями, натянутыми стопами, пружинно, с мягкой постановкой стоп.

2 Класс - базовые навыки универсального и видового назначения - это двигательные действия (относительно самостоятельные или часть элемента), которые входят в структуру большого количества разнообразных по сложности целостных гимнастических движений, доведенное до совершенства. При выполнении этих элементов четко и ярко проявляются все закономерности техники.

В теории художественной гимнастики пока еще нет четкого деления между навыками 1 и 2 класса. В различных литературных источниках одни и те же навыки могут быть отнесены к разным классам движений. Можно говорить о том, что все базовые навыки должны исполняться в "гимнастическом стиле", т.е. с хорошей осанкой, выпрямленными коленями, натянутыми носками. В художественной гимнастике к базовым навыкам могут быть отнесены:

      • Базовые навыки движении телом.
      • Базовые навыки движений с предметами.

3 Класс - профилирующее (базовые) упражнения - это элементы, которые являются ключевыми для освоения целой категории родственных по структуре движений. Они находятся в центре семейства структурно-родственных упражнений и являются наиболее простыми по сравнению с другими элементами, обладающими полнотой технических признаков, достаточных и необходимых для освоения любых упражнений данного типа.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"