Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления.

Необходимо так стремиться строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий и исключить неоправданные перерывы между ними.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается на основе преемственности различных тренировочных эффектов.

Срочный тренировочный эффект (СТЭ) – это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма спортсмена к моменту завершения данного занятия (или в процессе выполнения серии упражнений).

Отставленный тренировочный эффект (ОТЭ) – это то во что преобразуется ближайший тренировочный эффект в зависимости от времени, проходящего до начала следующего занятия или серии занятий.

Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ) – это результат соединения срочных и отставленных тренировочных эффектов достаточно большого числа занятий, серии микроциклов ил мезоциклов, воплощённый в приобретении или улучшении состояния тренированности.

 

45. Реализация в  процессе подготовки в избранном  виде спорта принципов спортивной  тренировки: цикличность тренировочного  процесса, единство постепенности  увеличения нагрузки и тенденции  к максимальным нагрузкам.

Тренировочный процесс характеризует чётко выраженная цикличность. Циклы представляют собой относительно завершённую последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (микро-, мезо- и микроциклов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущих обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т. д.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до этапов многолетней подготовки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо - и макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Основные положения принципа цикличности тренировочного процесса:

• Спортивная тренировка строится из недельных, месячных циклов и более крупных структурных единиц, которые систематически повторяются и вместе с тем элементы их содержания изменяются в соответствии с логикой развёртывания тренировочного процесса.

• Решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки необходимо находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов.

• Необходимо нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям построения микро-, мезо - и макроциклов тренировки (волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок – малые, средние и большие волны в этих структурных образованиях тренировочного процесса).

• Необходимо рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его связи с более крупными и менее крупными циклическими структурами. Структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обусловлена с одной стороны особенностями составляющих их микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла.

Построение тренировочного процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.

 

 

ВОПРОС № 46: Понятие тренировочной нагрузки, ее компоненты, учитываемые параметры и способы регулирования на тренировочном занятии в избранном виде спорта.

Нагрузка – это определенная величина воздействий физ.упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Занятия по х.г. существенно могут различаться по тренировочным нагрузкам.

Тренировочная нагрузка (Т.Н.) – это степень воздействия занятий на организм занимающихся.

Компонентами нагрузок являются: сила, скорость, амплитуда и координационная сложность упражнений, их продолжительность и количество повторений, продолжительность и характер пауз для отдыха, наличие облегчающих условий (утяжеления, спецодежда, опора).

Основными показателями Н, принятыми в х.г. являются:

1 – общая продолжительность  тренировки;

2 – объем Н;

3 – интенсивность тренировки;

4 – пульсовая стоимость  Н.

Рассмотрим показатели подробней:

1 – Общая продолжительность  тренировки определяется временем, затраченным на тренировочную  работу. Оно колеблется от 45 минут  у начинающих гимнасток и до 6 часов у гимнасток высокой  квалификации.

2 – Объем Н определяется  общим количеством элементов, соединений  и комбинаций, выполняемых за  тренировку. Характеризуя объем  Н, принято называть его большим, средним и малым, а также ударным, оптимальным или умеренным. При  этом его конкретные величины  для гимнасток различного уровня  тренированности будут разными.

Под интенсивность (И) понимается количество выполненной тренировочной работы в единицу времени. Индекс И определяется по формуле М.П. Украна и Е.А. Земскова (1970):

                                     ОКЭ – общее количество элементов

  И = ОКЭ÷Т · 200       Т – продолжительность

                                     200 – коэффициент

Определять И принято как высокую, среднюю (оптимальную) и низкую.

Конкретные цифры, как и в случаи с объемом, для гимнасток различной квалификации и тренированности могут существенно различаться.

Наиболее универсальными показателем Т.Н. являются динамика ЧСС в процессе тренировочного занятия или пульсовая стоимость нагрузок.

В зависимости от величины ТН различают занятия:

-  ударные (характеризуются большим объемом и высокой ИН оно может быть ударным также только по объему или только по И);

-  оптимальные (хар-ся 70-80 % от ударной Н);

-  умеренные (содержит 50-70 % Н от максимума);

-  разгрузочные (менее 50 %).

Этапы подготовки гимнасток в общеподготовительном периоде: главное регулированием в динамике Т.Н. являются постепенное увеличение И при определяющей роли объема. Темпы роста объема должны превышать темпы роста И, т.к. без большого объема разнообразной работы нельзя осуществить разностороннее воздействие на организм занимающихся, в дальнейшем будет препятствовать максимально возможному росту спортивных достижений.

В специально-подготовительном (приобретение спортивной формы) этапе: особенностью динамики Н является ее возрастание, но не в связи с ростом объема, который стабилизируется, а в связи с ростом И, т.к. именно И позволяет резко повысить работоспособность гимнасток.

Повышение И достигается применением динамичных упражнений в разминке, сокращением пауз на объяснение, поточным методом проведения, увеличением количества целостных исполнений комбинаций, сокращением пауз между прогонами, и заполнением их работой над элементами и соединениями.

В соревновательном периоде динамика тренировочных Н зависит от структуры соревновательного периода. В кратковременном соревновательном периоде, т.е. при простой его структуре, объем Н несколько снижается, а потом становится относительно постоянным, И возрастает максимально и стабилизируется.

Если соревновательный период длителен, то он обычно имеет сложную структуру, состоит из соревновательных и промежуточных мезоциклов. В соревновательном мезоцикле сокращается объем и увеличивается И, затем в промежуточном вновь увеличивается объем и снижается И.

Необходимость такой динамики обуславливается тем, что длительная И тренировка, в принципе, невозможна и это отрицательно скажется на сохранение спортивной формы.

В переходном периоде основная направленность в динамике ТН выражается уменьшением объема и И в применении умеренной работы. Однако нельзя допускать чрезмерно большого спада и длительного перерыва в тренировках, ибо это серьезно затруднит начало следующего цикла.

 

ВОПРОС № 47: Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в УТ работе.

Ф.У. – движения или действия, используемые для развития физ.способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

Ф.У. – это основное и специфическое средство физ.совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающего.

Ф.У. – двигательное действие, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи и задачи физического развития.

Классификация упражнений (КУ) – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.

В настоящее время существует более 300 КУ, некоторые из них:

- по особенностям режима  работы (динамические, статические, комбинированные);

- по интенсивности работы (максимальные, субмакс, большой, средней, умеренной, малой);

- по снарядному признаку (без, с);

- по преимущественной  целевой направленности их использования (ору, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные……);

- по их преимущественному  воздействию на развитие отдельных  качеств человека ( скоростные, силовые, координационные…..эстетические, волевые…);

- по П.Ф. Лесгафту «от  простого к сложному»:

1раздел – простые У (элементарные, с места, с передвижением…);

2 – сложные У или У с увеличивающим напряжением (У с отягощением, в лазанье, в прыжке, в борьбе, в метании);

3 – У в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках…).

В х.г. разделяют упражнения с предметом и без предмета.

КУ без предмета:

- специфические У (пружинные движения, расслабления, волны, взмахи);

- наклоны и равновесия 

         (наклоны: по направлению, амплитуде или  глубине, по И.п. или опоре ноги),

         (равновесия: по направлению наклона туловища, по амплитуде наклона, по амплитуде отведения свободной ноги, по положению свободной ноги, по способу удержания свободной ноги, по способу опоры (по амплитуде - высокие, горизонтальные, низкие; по направлению – передние, боковые, задние);

- повороты, по способу  исполнения (переступанием, скрещиванием, смещением стопы, одноименным вращением  в сторону опорной ноги, разноименным  вращением в противоположную  сторону, выкрутом от маховой ноги, серийно, поточно),   по позе и по продолжительности; 
- прыжки, по способу отталкивания и приземления (толчком двумя, приземлением на две или на одну; толчком одной, приземлением на две или на толчковую или на маховую(без смены ног или со сменой ног);

- акробатические элементы, статические (мосты, шпагаты, упоры, стойки) и динамические (перекаты, кувырки, перевороты, повороты сальто);

- партерные элементы (седы, упоры, положения лежа, движения – перекаты, повороты, переползания).

КУ с предметом:

- удержание и баланс;

- вращательные движения;

- фигурные движения;

- бросковые движения;

- перекатные движения.

(броски и переброски, отбивы, ловли, передачи, перекаты, вращения, вертушки, обкрутки, прыжки через предмет, элементы со входом в предмет, складывание предмета)

 

    1. Физическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды, содержание, связь с другими видами подготовки.

Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:

- всестороннее развитие  организма занимающихся (укрепление  опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем);

- укрепление здоровья  и повышение работоспособности;

- развитие физических  качеств, необходимых для успешного  освоения техники упражнений  художественной гимнастики и  исполнение их с требуемым  качеством (амплитудой, скоростью, силой  и др.).

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта. Средствами ОФП являются общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, гребля, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного усвоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"