Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления.
Необходимо так стремиться строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить преемственность положительного эффекта тренировочных занятий и исключить неоправданные перерывы между ними.
Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается на основе преемственности различных тренировочных эффектов.
Срочный тренировочный эффект (СТЭ) – это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма спортсмена к моменту завершения данного занятия (или в процессе выполнения серии упражнений).
Отставленный тренировочный эффект (ОТЭ) – это то во что преобразуется ближайший тренировочный эффект в зависимости от времени, проходящего до начала следующего занятия или серии занятий.
Кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ) – это результат соединения срочных и отставленных тренировочных эффектов достаточно большого числа занятий, серии микроциклов ил мезоциклов, воплощённый в приобретении или улучшении состояния тренированности.
45. Реализация в
процессе подготовки в
Тренировочный процесс характеризует чётко выраженная цикличность. Циклы представляют собой относительно завершённую последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (микро-, мезо- и микроциклов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.
Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущих обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т. д.
В форме циклов строится весь тренировочный процесс – от его элементарных звеньев до этапов многолетней подготовки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо - и макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.
Основные положения принципа цикличности тренировочного процесса:
• Спортивная тренировка строится из недельных, месячных циклов и более крупных структурных единиц, которые систематически повторяются и вместе с тем элементы их содержания изменяются в соответствии с логикой развёртывания тренировочного процесса.
• Решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки необходимо находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
• Необходимо нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям построения микро-, мезо - и макроциклов тренировки (волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок – малые, средние и большие волны в этих структурных образованиях тренировочного процесса).
• Необходимо рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его связи с более крупными и менее крупными циклическими структурами. Структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обусловлена с одной стороны особенностями составляющих их микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла.
Построение тренировочного процесса на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи, методы и средства тренировки и реализовать основные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки, постепенное увеличение нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.
ВОПРОС № 46: Понятие тренировочной нагрузки, ее компоненты, учитываемые параметры и способы регулирования на тренировочном занятии в избранном виде спорта.
Нагрузка – это определенная величина воздействий физ.упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
Занятия по х.г. существенно могут различаться по тренировочным нагрузкам.
Тренировочная нагрузка (Т.Н.) – это степень воздействия занятий на организм занимающихся.
Компонентами нагрузок являются: сила, скорость, амплитуда и координационная сложность упражнений, их продолжительность и количество повторений, продолжительность и характер пауз для отдыха, наличие облегчающих условий (утяжеления, спецодежда, опора).
Основными показателями Н, принятыми в х.г. являются:
1 – общая продолжительность тренировки;
2 – объем Н;
3 – интенсивность тренировки;
4 – пульсовая стоимость Н.
Рассмотрим показатели подробней:
1 – Общая продолжительность
тренировки определяется
2 – Объем Н определяется
общим количеством элементов, соединений
и комбинаций, выполняемых за
тренировку. Характеризуя объем
Н, принято называть его большим,
средним и малым, а также ударным,
оптимальным или умеренным. При
этом его конкретные величины
для гимнасток различного
Под интенсивность (И) понимается количество выполненной тренировочной работы в единицу времени. Индекс И определяется по формуле М.П. Украна и Е.А. Земскова (1970):
И = ОКЭ÷Т · 200 Т – продолжительность
Определять И принято как высокую, среднюю (оптимальную) и низкую.
Конкретные цифры, как и в случаи с объемом, для гимнасток различной квалификации и тренированности могут существенно различаться.
Наиболее универсальными показателем Т.Н. являются динамика ЧСС в процессе тренировочного занятия или пульсовая стоимость нагрузок.
В зависимости от величины ТН различают занятия:
- ударные (характеризуются большим объемом и высокой ИН оно может быть ударным также только по объему или только по И);
- оптимальные (хар-ся 70-80 % от ударной Н);
- умеренные (содержит 50-70 % Н от максимума);
- разгрузочные (менее 50 %).
Этапы подготовки гимнасток в общеподготовительном периоде: главное регулированием в динамике Т.Н. являются постепенное увеличение И при определяющей роли объема. Темпы роста объема должны превышать темпы роста И, т.к. без большого объема разнообразной работы нельзя осуществить разностороннее воздействие на организм занимающихся, в дальнейшем будет препятствовать максимально возможному росту спортивных достижений.
В специально-подготовительном (приобретение спортивной формы) этапе: особенностью динамики Н является ее возрастание, но не в связи с ростом объема, который стабилизируется, а в связи с ростом И, т.к. именно И позволяет резко повысить работоспособность гимнасток.
Повышение И достигается применением динамичных упражнений в разминке, сокращением пауз на объяснение, поточным методом проведения, увеличением количества целостных исполнений комбинаций, сокращением пауз между прогонами, и заполнением их работой над элементами и соединениями.
В соревновательном периоде динамика тренировочных Н зависит от структуры соревновательного периода. В кратковременном соревновательном периоде, т.е. при простой его структуре, объем Н несколько снижается, а потом становится относительно постоянным, И возрастает максимально и стабилизируется.
Если соревновательный период длителен, то он обычно имеет сложную структуру, состоит из соревновательных и промежуточных мезоциклов. В соревновательном мезоцикле сокращается объем и увеличивается И, затем в промежуточном вновь увеличивается объем и снижается И.
Необходимость такой динамики обуславливается тем, что длительная И тренировка, в принципе, невозможна и это отрицательно скажется на сохранение спортивной формы.
В переходном периоде основная направленность в динамике ТН выражается уменьшением объема и И в применении умеренной работы. Однако нельзя допускать чрезмерно большого спада и длительного перерыва в тренировках, ибо это серьезно затруднит начало следующего цикла.
ВОПРОС № 47: Классификация упражнений и терминология в избранном виде спорта. Их роль в УТ работе.
Ф.У. – движения или действия, используемые для развития физ.способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
Ф.У. – это основное и специфическое средство физ.совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающего.
Ф.У. – двигательное действие, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи и задачи физического развития.
Классификация упражнений (КУ) – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.
В настоящее время существует более 300 КУ, некоторые из них:
- по особенностям режима работы (динамические, статические, комбинированные);
- по интенсивности работы (максимальные, субмакс, большой, средней, умеренной, малой);
- по снарядному признаку (без, с);
- по преимущественной
целевой направленности их
- по их преимущественному
воздействию на развитие
- по П.Ф. Лесгафту «от простого к сложному»:
1раздел – простые У (элементарные, с места, с передвижением…);
2 – сложные У или У с увеличивающим напряжением (У с отягощением, в лазанье, в прыжке, в борьбе, в метании);
3 – У в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках…).
В х.г. разделяют упражнения с предметом и без предмета.
КУ без предмета:
- специфические У (пружинные движения, расслабления, волны, взмахи);
- наклоны и равновесия
(наклоны: по направлению, амплитуде или глубине, по И.п. или опоре ноги),
(равновесия: по направлению наклона туловища, по амплитуде наклона, по амплитуде отведения свободной ноги, по положению свободной ноги, по способу удержания свободной ноги, по способу опоры (по амплитуде - высокие, горизонтальные, низкие; по направлению – передние, боковые, задние);
- повороты, по способу
исполнения (переступанием, скрещиванием,
смещением стопы, одноименным вращением
в сторону опорной ноги, разноименным
вращением в противоположную
сторону, выкрутом от маховой ноги, серийно,
поточно), по позе и по продолжительности;
- прыжки, по способу отталкивания и приземления
(толчком двумя, приземлением на две или
на одну; толчком одной, приземлением на
две или на толчковую или на маховую(без
смены ног или со сменой ног);
- акробатические элементы, статические (мосты, шпагаты, упоры, стойки) и динамические (перекаты, кувырки, перевороты, повороты сальто);
- партерные элементы (седы, упоры, положения лежа, движения – перекаты, повороты, переползания).
КУ с предметом:
- удержание и баланс;
- вращательные движения;
- фигурные движения;
- бросковые движения;
- перекатные движения.
(броски и переброски, отбивы, ловли, передачи, перекаты, вращения, вертушки, обкрутки, прыжки через предмет, элементы со входом в предмет, складывание предмета)
Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:
- всестороннее развитие организма занимающихся (укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем);
- укрепление здоровья и повышение работоспособности;
- развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнение их с требуемым качеством (амплитудой, скоростью, силой и др.).
Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта. Средствами ОФП являются общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, гребля, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.
Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного усвоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"