Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
5. Роль белорусских ученых в создании современной системы ВФ детей.
6. Общая характеристика средств ФВ детей.
В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.
Психогигиенические факторы включают общий режим груда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их "правильность" в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.
Эколого-природные факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:
- больше времени проводить в естественной среде - на воздухе;
- чаще соприкасаться с природой — ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежий ветер свое тело, ходить по воде;
- знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание;
- больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде.
Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Прежде всего их следует органически включить в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.
Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание.
Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оздоровительной работы в конкретной возрастной группе.
Система физвоспитания строится на определенных принципах:
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип разностороннего развития личности;
- принцип гуманизации и демократизации;
- принцип индивидуализации;
- принцип единства с семьей.
7. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.
Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).
Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.
8. Гигиенические факторы. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, одежде, обуви детей.
Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, воспитатель по физической культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Во время занятия должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты). Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинными рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физической культуре также был в спортивной форме.
Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей.
Безопасность детей на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
9. Оздоровительное воздействие природных факторов
10. Закаливание детей. Специальные закаливающие мероприятия.
Закаливание является неспецифической формой профилактики заболеваний. Несмотря на то, что заваливание известно с древности, до сих пор нет однозначных мнений и подходов к формам закаливания, их выбору в конкретных ситуациях.
Следует заметить, что рекомендуемые сегодня методы достаточно сложны для применения в детском саду. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.
В условиях детского сада любое закаливающее мероприятие провести достаточно сложно: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого ребенка, учесть не только здоровье, но и желание, сиюминутное настроение. Большое количество специальных закаливающих процедур возлагает немалые физические нагрузки на персонал, а поэтому не обеспечивается качество процедур.
Учитывая все это, мы предлагаем классификацию методов закаливания на основе сущностною элемента, определяющего оздоровительный эффект, и комментарии по их использованию в дошкольном учреждении:
1. Метод постепенного снижения температур воздействия через каждые 2-3 дня (воздушные, солнечные ванны, различные водные процедуры местного и общего характера). Этот метод разработан еще в 20-е гг. XX в., в настоящее время признан физиологами неэффективным, поэтому вряд ли целесообразно его применение неэффективным, поэтому вряд ли целесообразно его применение в дошкольном учреждении.
2. Метод пульсирующего климата. Он заключается в том, что с помощью кондиционера температура воздуха в помещении постепенно повышается от 18 °С до 26 °С, затем понижается до исходных величия. Метод дает хорошие результаты, однако, по понятным причинам, в детских садах возможны для использования лишь его элементы.
3 Метод экстремальных воздействий (обливание холодной водой, бег по снегу босиком, купание в проруби и т.п.). Он получил свое начало в семейной педагогике и вызывал определенный интерес редкими случаями; когда теоретически может объяснить процессы, происходящие в организме при холодовых процедурах, сам пользуется продолжительное время этим методом, сумел найти поддержку и помощь родителей при проведении процедур и не боится взять на себя ответственность.
4. Метод контрастных температур (воздушные ванны, обтирания, обливания местные и общие). На сегодняшний день он признан самым эффективным, однако в условиях дошкольных учреждений практически невыполним по технический причинам (сложность в дозировании температуры воздуха, воды, необходимость иметь специальное оборудование).
5. Комплекс естественных методов закаливаний, органично включенных в распорядок дня (умывание, полоскание рта и горда голодной водой, оздоровительные прогулки, ходьба босиком, воздушные ванны и т. д.). Такой комплекс дает положительные результаты, поэтому многие специалисты считают, что именно он должен составлять фундамент системы закаливания, так как доступен всем детям, независимо от здоровья, не отнимает у них время от игр и занятий, органично вписывается в распорядок дня детского сада, не требует физических усилий персонала.
Отдавая предпочтение естественным методам закаливания, подчеркнем, что их эффективность достигается при двух важнейших условиях: если они являются органичной частью системы физкультурно-оздоровительной работы и сами представляют определенную систему, построенную на принципах индивидуализации, систематичности, пстепенности, прогрессирования.
11. Значение и физиологические механизмы поведения закаливающих мероприятий.
Закаливание — это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.
Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.
Основные принципы закаливания.
1. Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет — температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, гусиная кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах - раньше, чем проведены обливания.
Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"