Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательные задачи направлены на разносто­роннее развитие детей (умственное, нравственное, эс­тетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физически­ми упражнениями.

 

5. Роль белорусских ученых в создании современной системы ВФ детей.

 

 

 

 

 

 

 

6. Общая характеристика средств ФВ детей.

В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целостного двигательного режима.

Психогигиенические факторы включают общий режим груда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физ­культурного оборудования и т.д. Любой из перечислен­ных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологи­ческого и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их "правильность" в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Эколого-природные факторы связаны с природой, ко­торая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребен­ка здоровьем, если научить его с благодарностью прини­мать этот дар:

- больше времени проводить в естественной среде - на воздухе;

- чаще соприкасаться с природой — ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежий ветер свое тело, ходить по воде;

- знать и выполнять специальные упражнения, раз­вивающие зрение, слух, обоняние, осязание;

- больше двигаться, используя все разнообразие спо­собов движений в естественной природной среде.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Прежде всего их следует органически включить в режимные про­цессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физ­культурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

Наиболее эффективными видами закаливания физио­логи признали контрастные водные и воздушные проце­дуры, которыми дополняется естественное закаливание.

Движения и физические упражнения считаются спе­цифическим средством физического воспитания. Двига­тельная активность - биологическая потребность орга­низма, от степени удовлетворения которой зависит здо­ровье детей, их физическое и общее развитие. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное реше­ние задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отве­чающего возрастным и индивидуальным особенностям дви­гательной активности каждого из детей.

Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оз­доровительной работы в конкретной возрастной группе.

Система физвоспитания строится на определенных принципах:

- принцип оздоровительной направленности;

- принцип разностороннего развития личности;

- принцип гуманизации и демократизации;

- принцип индивидуализации;

- принцип единства с семьей.

 

7. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подоб­ранные, методически правильно организованные движения и слож­ные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произ­вольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замед­ляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным забо­леваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умст­венного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприя­тием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными пережива­ниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способ­ностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказывают­ся на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упраж­нения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наи­большего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особен­ностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им ук­репляются мышцы, способствующие правильному положению по­звоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхатель­ную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» вынос­ливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влия­ние физических упражнений на организм детей усиливает музы­кальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

 

8. Гигиенические факторы. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, одежде, обуви детей.

Эффективность занятия по физической культуре зави­сит не только от его содержания и организации, но и от са­нитарно-гигиенических условий, в которых оно проводит­ся. Проверку условий и санитарно-гигиенического состоя­ния мест проведения занятий (групповые участки, спортив­ная площадка, физкультурные залы), физкультурного обо­рудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуще­ствляют заведующий, методист, воспитатель по физичес­кой культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в поме­щении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветри­вание и влажная уборка. Во время занятия должны быть от­крыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты). Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинны­ми рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физичес­кой культуре также был в спортивной форме.

Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения трав­матизма детей.

Безопасность детей на протяжении всего времени пребы­вания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополу­чия, предупреждения травматизма, физических и эмоцио­нальных перегрузок, приводящих к утомлению и переутом­лению.

 

9. Оздоровительное воздействие природных факторов

 

 

 

 

10. Закаливание детей. Специальные закаливающие мероприятия.

Закаливание является неспецифической формой профилактики заболеваний. Несмотря на то, что заваливание известно с древности, до сих пор нет однозначных мнений и подходов к формам закаливания, их выбору в конкретных ситуациях.

Следует заметить, что рекомендуемые сегодня методы достаточно сложны для применения в детском саду. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.

В условиях детского сада любое закаливающее мероприятие провести достаточно сложно: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие  дозы для каждого ребенка, учесть не только здоровье, но и желание, сиюминутное настроение. Большое количество специальных закаливающих процедур возлагает немалые физические нагрузки на персонал, а поэтому не обеспечивается качество процедур.

Учитывая все это, мы предлагаем классификацию методов закаливания на основе сущностною элемента, определяющего оздоровительный эффект, и комментарии по их использованию в дошкольном учреждении:

1. Метод постепенного снижения температур воздействия через каждые 2-3 дня (воздушные, солнечные ванны, различные водные процедуры местного и общего характера). Этот метод разработан еще в 20-е гг. XX в., в настоящее время признан физиологами неэффективным, поэтому вряд ли целесообразно его применение неэффективным, поэтому вряд ли целесообразно его применение в дошкольном учреждении.

2. Метод пульсирующего климата. Он заключается в том, что с помощью кондиционера температура воздуха в помещении постепенно повышается от 18 °С до 26 °С, затем понижается до исходных величия. Метод дает хорошие результаты, однако, по понятным причинам, в детских са­дах возможны для использования лишь его элементы.

3 Метод экстремальных воздействий (обливание холодной водой, бег по снегу босиком, купание в проруби и т.п.). Он получил свое начало в семей­ной педагогике и вызывал определенный интерес редкими случаями;  когда теоретически может объяснить процессы, происходящие в организме при холодовых процедурах, сам пользуется продолжительное время этим методом, сумел найти поддержку и помощь родителей при  проведении процедур и не боится взять на себя ответственность.

4. Метод контрастных температур (воздушные ванны, обтирания, обливания местные и общие). На сегодняшний день он признан самым эффективным, однако в условиях дошкольных учреждений практически невыполним по технический причинам (сложность в дозировании температуры воздуха, воды, необходимость иметь специальное оборудование).

5.  Комплекс естественных методов закаливаний, органично вклю­ченных в распорядок дня (умывание, полоскание рта и горда голодной водой, оздоровительные прогулки, ходьба босиком, воздушные ванны и т. д.). Такой комплекс дает положительные результаты, поэтому многие специ­алисты считают, что именно он должен составлять фундамент системы закаливания, так как доступен всем детям, независимо от здоровья, не отнимает у них время от игр и занятий, органично вписывается в распо­рядок дня детского сада, не требует физических усилий персонала.

Отдавая предпочтение естественным методам закаливания, подчерк­нем, что их эффективность достигается при двух важнейших условиях: если они являются органичной частью системы физкультурно-оздоровительной работы и сами представляют определенную систему, построен­ную на принципах индивидуализации, систематичности, пстепенности, прогрессирования.

 

11. Значение и физиологические механизмы поведения закаливающих мероприятий.

Закаливание — это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздей­ствия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферно­му давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с дру­гими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.

Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ре­бенка на манипуляции.

Основные принципы закаливания.

1.  Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере по­вторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. На­пример, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, уве­личение глубины или частоты дыхания. Если этого нет — температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, гусиная кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.

2.  Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам мож­но приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в откры­тых водоемах - раньше, чем проведены обливания.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"