Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

1. Принцип гармонии трех начал, проявляющийся в гармо­ничном соединении стержневых направлений развития ребенка: физи­ческого, духовного, интеллектуального. Любое физкультурное меро­приятие требует активизации мыслительной деятельности, создания условий, в которых ребенок учится общаться, понимать и оказывать по­мощь тем, кто рядом, ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально вос­принимает ритм, музыку.

2. Принцип гуманизации и демократизации проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, особом внимании к его здоровью и развитию, в отказе от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей – вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избираемой системы в целом или отдельных направлений.

Вся физкультурная работа строится на основе комфортности. Учитывая желания и настроения ребенка, воспитателю необходимо знать, «куда и как его вести», и уметь это делать.

Демократизация физического воспитания предполагает также предоставлению воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать ответственность, действительно высокие конечные результаты физкультурно-оздоровительной работы.

3. Принцип оздоровительной направленности, основанный на доминанте здоровья во всех формах работы с детьми. Важнейшим условием здоровья человека является тесная связь с природой. Формирование привычек ЗОЖ начинается с обращения, приобщения ребенка к природе. Принципы природосообразности и индивидуализации обязывают обеспечить ЗОЖ детей и процесс воспитания в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных психолого-физиологических возможностей организма, здоровья, развития, интересов каждого ребенка.

4. Принцип тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, который должен обеспечить повышение статуса семейного физического воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества с семьей.

 

19. Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям.

Процесс обучения детей движениям состоит из следую­щих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствования техники.

На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным дей­ствием и формируют умение выполнять его в общих чер­тах. Воспитатель показывает упражнение детям и подроб­но объясняет все элементы, которые входят в его состав.

На этапе углубленного разучивания физического уп­ражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.

Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на воспитание у них творческого отношения к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физический упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

 

20. Закономерности формирования двигательных навы­ков.

Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков - "положительный перенос" - происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например навыки играх в лапту помогают осво­ить бросание мяча вдаль. "Отрицательный перенос" мо­жет возникнуть при одновременном разучивании движе­ний, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыж­ках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навы­ков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям.

Двигательный навык требует постоянного подкрепления, в противном случае он разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряют способность к точной дифференцировке движений, исчезает индиви­дуальность в технике выполнения. Внешне это выража­ется в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго и после упражнений быстро восстанавливается. Двигательный навык может ухуд­шаться и тогда, когда снижается уровень развития фи­зических качеств, функциональных возможностей организма, показателей основных видов движений (на­пример, у часто болеющих детей).

На быстроту образования двигательных навыков ока­зывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отно­шение детей к двигательной деятельности.

 

21. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков.

В ходьбе и беге проявляются разные физические качества: скорость, ловкость, сила, чувство ритма, выносливость, равновесие и др., которые тесно взаимосвязаны. Для быстроты и ловкости нужна сила, ловкость невозможна без быстроты, при любой работе нужна выносливость. Чем более развиты физические качества, — легче осваиваются новые движения. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда необходимость звукового сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель и возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения.

Средствами звукового сопровождения являются пианино, бубен, барабан, метроном, гремушки, хлопки в ладоши и др. Чаще других, при отсутствии квалифицированного музыкального сопровождения, используется бубен. Владение бубном – одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.

Важно знать и уметь выполнять несколько специфи­ческих правил пользования бубном, чтобы он на деле был дидактическим средством формирования чувства ритма.

1. Держать бубен можно в любой руке, но обязательно крышкой кверху для того, чтобы звуки, извлекаемые ударом из всех звучащих деталей собирались в один раз­ноголосый аккорд.

2.  Ударять можно рукой по бубну (лучше по грани между ободком и крышкой) или бубном о руку. Движе­ние в любом случае должно быть вертикальным.

3. Звуки должны быть четкие и не очень громкие, если того не требует педагогическая задача. В ситуации: «Когда я громко ударю в бубен, нужно быстро повернуться и идти в обратную сторону...», один удар должен быть сильнее. Но на носках надо идти под тихие звуковые сигналы, что неизбежно сказывается на характере дви­гательных упражнений.

4.  Звуковые сигналы для бега должны отличаться от ходьбы не только темпом, но и звуковым оттенком, сти­мулирующим "полет"; держа бубен горизонтально, нуж­но ритмично встряхивать его в соответствующем ритме.

5. Переход от ходьбы к бегу и наоборот должен быть постепенным: сигналы ускоряются, темп ходьбы воз­растает до темпа бега (примерно 5-6 с, что соответ­ствует половине круга на стандартной площадке). Это необходимо для того, чтобы системы организма плав­но "входили" в более высокий режим. Переходить от бега к ходьбе в среднем наиболее удобном темпе нуж­но через быструю, в темпе бега, ходьбу, постепенно замедляя ее.

Важно, чтобы старшие дети научились различать зву­ковые сигналы и без подсказки воспитателя реагировали на них должным образом. Малышам и детям средней группы надо подсказывать: "Быстрее пошли, еще быст­рее, побежали!.."

 

22. Этапы обучения двигательным навыкам.

Процесс обучения детей движениям состоит из следую­щих этапов: первоначального разучивания, углубленно­го разучивания, закрепления двигательного навыка в совершенствования техники.

На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным дей­ствием и формируют умение выполнять его в общих чер­тах. Воспитатель показывает упражнение детям и подроб­но объясняет все элементы, которые входят в его состав.

На этапе углубленного разучивания физического уп­ражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе детей активизируется внимание, творческое мышление желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на воспитание у них творческого отношения к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

 

23. Методика воспитания психофизических качеств у дошкольника.

Развитие физических качеств — одна из важных сто­рон физического воспитания дошкольника. Уровень об­щей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость и др. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.

С педагогических позиций взаимосвязь двигательно­го навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигатель­ного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигатель­ные навыки реально существуют при наличии опреде­ленных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механиз­ма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает лов­кость. Она представляет собой способность человека це­лесообразно координировать свои движения и рациональ­но решать двигательные задачи. Координационная слож­ность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходи­мы точные действия — еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени определяется пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека отличать темп, амп­литуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умением ориентироваться в окру­жающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выпол­нения таких заданий, как бег с поворотами ("челночный бег"), бег с препятствиями и др.

Физическое качество быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определен­ной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных усло­вий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных фор­мах: реакции на сигнал к действию; одиночного движе­ния; увеличения в короткое время темпа движений (по сигналу); частоты циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспи­тания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Под силой как физическим качеством понимается спо­собность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышеч­ных напряжений. Уровень мышечной силы определяет­ся возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека. Абсолютная сила - способность проявлять мак­симальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относи­тельная сила, которую может проявить человек безотно­сительно к собственному весу, другими словами, это ве­личина силы, которая приходится на 1 кг, веса тела. От­носительная сила определяется делением показателя аб­солютной силы на вес тела. У детей дошкольного возрас­та она составляет 1,5-1,8 условных единиц (Е.Н.Вавилова).

значит, что ребенок может поднять вес, который пре­вышает его собственный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.

Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"