Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".
1. Принцип гармонии трех начал, проявляющийся в гармоничном соединении стержневых направлений развития ребенка: физического, духовного, интеллектуального. Любое физкультурное мероприятие требует активизации мыслительной деятельности, создания условий, в которых ребенок учится общаться, понимать и оказывать помощь тем, кто рядом, ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.
2. Принцип гуманизации и демократизации проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, особом внимании к его здоровью и развитию, в отказе от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей – вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избираемой системы в целом или отдельных направлений.
Вся физкультурная работа строится на основе комфортности. Учитывая желания и настроения ребенка, воспитателю необходимо знать, «куда и как его вести», и уметь это делать.
Демократизация физического воспитания предполагает также предоставлению воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать ответственность, действительно высокие конечные результаты физкультурно-оздоровительной работы.
3. Принцип оздоровительной направленности, основанный на доминанте здоровья во всех формах работы с детьми. Важнейшим условием здоровья человека является тесная связь с природой. Формирование привычек ЗОЖ начинается с обращения, приобщения ребенка к природе. Принципы природосообразности и индивидуализации обязывают обеспечить ЗОЖ детей и процесс воспитания в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных психолого-физиологических возможностей организма, здоровья, развития, интересов каждого ребенка.
4. Принцип тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, который должен обеспечить повышение статуса семейного физического воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества с семьей.
19. Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям.
Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствования техники.
На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.
На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.
Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.
Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на воспитание у них творческого отношения к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физический упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.
20. Закономерности формирования двигательных навыков.
Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков - "положительный перенос" - происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например навыки играх в лапту помогают освоить бросание мяча вдаль. "Отрицательный перенос" может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям.
Двигательный навык требует постоянного подкрепления, в противном случае он разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряют способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго и после упражнений быстро восстанавливается. Двигательный навык может ухудшаться и тогда, когда снижается уровень развития физических качеств, функциональных возможностей организма, показателей основных видов движений (например, у часто болеющих детей).
На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.
21. Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков.
В ходьбе и беге проявляются разные физические качества: скорость, ловкость, сила, чувство ритма, выносливость, равновесие и др., которые тесно взаимосвязаны. Для быстроты и ловкости нужна сила, ловкость невозможна без быстроты, при любой работе нужна выносливость. Чем более развиты физические качества, — легче осваиваются новые движения. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда необходимость звукового сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель и возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения.
Средствами звукового сопровождения являются пианино, бубен, барабан, метроном, гремушки, хлопки в ладоши и др. Чаще других, при отсутствии квалифицированного музыкального сопровождения, используется бубен. Владение бубном – одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.
Важно знать и уметь выполнять несколько специфических правил пользования бубном, чтобы он на деле был дидактическим средством формирования чувства ритма.
1. Держать бубен можно в любой руке, но обязательно крышкой кверху для того, чтобы звуки, извлекаемые ударом из всех звучащих деталей собирались в один разноголосый аккорд.
2. Ударять можно рукой по бубну (лучше по грани между ободком и крышкой) или бубном о руку. Движение в любом случае должно быть вертикальным.
3. Звуки должны быть четкие и не очень громкие, если того не требует педагогическая задача. В ситуации: «Когда я громко ударю в бубен, нужно быстро повернуться и идти в обратную сторону...», один удар должен быть сильнее. Но на носках надо идти под тихие звуковые сигналы, что неизбежно сказывается на характере двигательных упражнений.
4. Звуковые сигналы для бега должны отличаться от ходьбы не только темпом, но и звуковым оттенком, стимулирующим "полет"; держа бубен горизонтально, нужно ритмично встряхивать его в соответствующем ритме.
5. Переход от ходьбы к бегу и наоборот должен быть постепенным: сигналы ускоряются, темп ходьбы возрастает до темпа бега (примерно 5-6 с, что соответствует половине круга на стандартной площадке). Это необходимо для того, чтобы системы организма плавно "входили" в более высокий режим. Переходить от бега к ходьбе в среднем наиболее удобном темпе нужно через быструю, в темпе бега, ходьбу, постепенно замедляя ее.
Важно, чтобы старшие дети научились различать звуковые сигналы и без подсказки воспитателя реагировали на них должным образом. Малышам и детям средней группы надо подсказывать: "Быстрее пошли, еще быстрее, побежали!.."
22. Этапы обучения двигательным навыкам.
Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка в совершенствования техники.
На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.
На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе детей активизируется внимание, творческое мышление желание самостоятельно выполнить движение.
Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники стимулирует детей к самостоятельному выполнению движений, создает возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на воспитание у них творческого отношения к двигательной деятельности. Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.
23. Методика воспитания психофизических качеств у дошкольника.
Развитие физических качеств — одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость и др. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.
С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия — еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени определяется пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умением ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.
Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами ("челночный бег"), бег с препятствиями и др.
Физическое качество быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах: реакции на сигнал к действию; одиночного движения; увеличения в короткое время темпа движений (по сигналу); частоты циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).
Под силой как физическим качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.
Существует несколько понятий силовых способностей человека. Абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг, веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5-1,8 условных единиц (Е.Н.Вавилова).
значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его собственный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.
Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"