Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

В младшей группе упражнения носят преимуще­ственно игровой характер. Например, воспитатель говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)" и др.

Комментарии воспитателя по ходу выполнения должны быть оптимистичными: "Посмотрите, какая ровная спина у Сережи... Молодец, Саша, идет маленькими ша­гами... Все держите голову так, как Света..." Если дети часто слышат: "Не бойся, я тебе помогу..." - они теряют уверенность.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но ме­няются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать раз­ные способы действий, чередуя их. Например, до середи­ны скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом; до середины доски - приставным шагом пятка к носку, а дальше - прыжками на двух ногах или бегом; до середины скамейки дети идут приставным шагом впра­во, затем поворачиваются на 180° и продолжают движе­ние влево.

В старшей группе большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности де­тей. В соответствии с этой задачей происходит количествен­ное и качественное усложнение упражнений в равновесии. Задание может быть следующим: "...До середины скамей­ки будете идти на носках, а дальше - кто как хочет...", "...По скамейке будем передвигаться по-разному - не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал..."

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно чаще использовать технически инте­ресные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой и бегом и остановкой по сигналу на двух и на одной ноге, в том числе с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в том числе и с закрытыми глазами.

Равновесие совершенствуется не только средствами гим­настики. Огромные возможности для развития этого каче­ства заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).

Принципиально важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой пло­щади (кружение и др.) выполняются одновременно.

 

35. Общеразвивающие упражнения

Предназначенные для развития отдельных мышеч­ных групп общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они совершенствуют деятельность двигательного анализа­тора в целом, активизируют обмен веществ, трениру­ют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппа­рат. В результате повышается общая работоспособность организма.

Огромен обучающий эффект общеразвивающих упраж­нений. Являясь основным содержанием ежедневной ут­ренней гимнастики и составной частью большинства физ­культурных занятий, они формируют двигательные уме­ния и навыки. Выполнение движений сопровождается словесными комментариями воспитателя. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы, подсказки. Возникающее в процессе обу­чения взаимопонимание положительно сказывается на качестве движений дошкольников и помогает решать (с активным участием самих детей) наиважнейшую учеб­ную задачу — формирование у ребят правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию — умение согласовывать одновременные дви­жения разных частей тела; гибкость — способность выпол­нять движения с большей амплитудой; равновесие — ус­тойчивое положение на уменьшенной и повышенной опо­ре; точность — умение фиксировать движение в соответ­ствии с каким-нибудь сигналом; пространственные и вре­менные ориентировки — выполнение движения в нуж­ном направлении, в соответствующем ритме и темпе.

Упражнения имитационного характера пробуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действо­вать согласованно, а музыкальное сопровождение актив­но содействует этому и развивает художественный вкус.

Таким образом, общеразвивающие упражнения - дей­ственное средство разностороннего развития ребенка.

Характеристика и классификация общеразвиваю­щих упражнений. Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динами­ческая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из эле­ментов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражне­ния классифицируются по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц туловища;

3) для мышц ног.

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражне­ний, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зави­сит от конкретных задач. Например, комплекс общераз­вивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для ус­пешного выполнения основных движений. Но неизмен­ными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражне­ние всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положе­ния зависят дифференциация нагрузки на мышцы (ди­намическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда дви­жения, комбинация двигательных действий.

В общеразвивающнх упражнениях для детей дошколь­ного возраста типичны следующие исходные положения:

1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, живо­те, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

2)  для ног — основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

3) для рук (по отношению к туловищу) — руки вытяну­ты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).

Варьируя исходные положения, можно создавать мно­гочисленные разновидности одного и того же упражне­ния. Каждое правильно построенное упражнение закан­чивается исходным положением.

Использование предметов в общеразвнваюшкх уп­ражнениях. Общеразвивающие упражнения выполняют­ся без предметов и с предметами (погремушками, куби­ками, флажками, ленточками, обручами, палками, с при­родным материалом — шишками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнас­тической стенки и деревьев и др.).

Использование предметов придает упражнениям харак­тер конкретных заданий (поднять, положить, достать, до­тянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию уп­ражнений, особенно жесткие (палки, обручи, скамейки и др.), создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура — предметы приходиться захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов - целесооб­разность. Предмет должен работать на упражнение, уве­личивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Напри­мер, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на лок­тевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражне­ния с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть и т.д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражне­ний с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, "связанные одной веревочкой", невольно тянут ее каждый в свою сторону. Ничего, кроме неудов­летворения, такие упражнения не приносят.

Необходимо принимать во внимание и возраст до­школьников. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект — по­гремушки, ленточки, кубики, султанчики.

Методика обучения общеразвивающим упражнени­ям. Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвиваю­щим упражнениям зависит от возраста детей, вида уп­ражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя кон­центрируют типичные для любой возрастной группы пе­дагогические приемы:

1)  построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитате­лем. На первом этапе обучения дети размещаются на пло­щадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нуж­но одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически пере­мещаться по кругу.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент трати­лось как можно меньше, а самостоятельность детей воз­растала. На первых порах воспитатель сам раздает куби­ки, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.

Экономя время и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Постепенно дети учатся раз­бирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей спра­ва - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу,

В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое дей­ствие.

Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желатель­но предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ла­дошки и прятать их... Покажем как гуси машут крыль­ями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." На­зывание обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упраж­нений хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку... Поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота... Держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку..." Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.

Обеспечивая более или менее слаженные двигатель­ные реакции, воспитатель проговаривает действия и вы­полняет их вместе с детьми.

Выполнение доминирующих в младших группах ими­тационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования раз­ных средств художественной выразительности — соответ­ствующей интонации голоса, мимики, необходимых же­стов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражне­ние надо сыграть.

Средняя группа. Возросшие функциональные воз­можности и приобретенный двигательный опыт — хоро­шая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам детей средней группы.

Чаще всего для выполнения общеразвивающих упраж­нений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Как уже говори­лось, звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упраж­нения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.

В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выпол­няются при построении в звенья, необходимо распоря­диться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу: ведь раз­мыкались на вытянутые руки, а они короче, чем ноги.)

Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перей­ти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, ока­зались впереди.

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место..."

Самый рациональный способ раздачи пособий - раз­бор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темпа движения.

К ставшим уже привычными кубикам, ленточкам, флажкам добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить разные хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным и естественная координация не нарушилась. Палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее "носом вниз", для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении «палка на плечо» нижний ее конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хва­том сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"