Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты - 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить малышей мягко призем­ляться.

Небольшая высота предметов для спрыгивания - фак­тор принципиальный. Дело не только в том, что у малы­шей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.

Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапоч­ки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". Если мес­та приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", «птич­ки» — на "ягодки". Никого не придется уговаривать.

Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точнос­ти действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки..."

Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.

Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.

В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения.

Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных за­нятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще ис­пользовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.

В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" пред­меты подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.

Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движе­ния. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), вос­питатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сги­бая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смот­реть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув коле­ни. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки...» - показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуть­ся!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях.

Стимулирует проявление различных физических ка­честв задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 см от скамейки) в круг, квадрат.

Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой тре­бует энергичных действий. Дети учатся сочетать оттал­кивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху - назад с одновременным сгибанием ног.

В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной ини­циативы и самостоятельности) влияет на подбор прыж­ковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.

Дети начинают понимать взаимозависимость двига­тельных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем даль­ше прыгнешь.

В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место - стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их с действиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до ...", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до ...

Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше".

Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.

При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять.

В прыжках в длину с места, опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого - очень хорошо, а кто прыгнет до красного - отлично!.."

В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту. Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появ­ления новых навыков и даже причиной падении. Поэто­му нужно позаботиться о создании необходимых усло­вий для успешного и безопасного обучения (маты - в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на учас­тке, умелая страховка воспитателя).

Прыжки с разбега осваиваются на протяжении несколь­ких занятий. На каждом из них ребята выполняют пры­жок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.

При обучении прыжкам в длину с разбега очень важ­но вызвать интерес детей: "... Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите..." После пока­за воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка - отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваива­ется первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.

Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент орга­низации: размещение детей, разметка, место и поза вос­питателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.

На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык ос­воен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.

Очень важно учить детей правильно разбегаться. Неслучайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" - выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» - ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед  - вверх короткие и энергичные.

Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.

Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям - напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.

 

34. Упражнения в равновесии

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых бо­лее сложных движений является равновесие - способ­ность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного ап­парата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость специальных упражнений, направлен­ных на развитие устойчивости, для дошкольников оче­видна. Наибольший эффект в этом плане дают движе­ния, выполняемые на уменьшенной и повышенной опо­ре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по ска­мейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всякое дви­жение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формиру­ет специфические мышечные ощущения.

Различают упражнения статического и динамическо­го характера.

Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подни­манием на носки и др.

Динамические упражнения представляют собой це­ленаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; прой­ти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голо­ве; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.

Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движе­ния.

Естественно, что малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.

Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.

Интересно сочетание в одном задании динамической и статического равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом - пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным и др.) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).

Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.

Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитал ля способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"