Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"

Файлы: 1 файл

ответы по физре.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 

49 Физические упражнения  и их роль, в профилактике вредных привычек.

Здоровый образ жизни  несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических  веществ, табака входит в число важнейших  факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Алкоголь — это  вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) — люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (большинство заражений венерическими болезнями происходит в состоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность (быстрота и точность мышления, ухудшается внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физическая работоспособность, значительно снижается точность, координация и быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения.

Выделяются три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя.

- К социально-психологическому  относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного.

Курение — пиролитическая ингаляция (вдыхание дыма) препаратов, преимущественно растительного  происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения  организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Отравляющее действие никотина на организм усиливается в сочетании  с алкоголем.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Причины употребления наркотиков разные. На первых порах — желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние «невесомости», «блаженства». Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату.

Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению  организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению  памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая дефадация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

ВЫВОД: Приучаем студентов  к физкультуре. Советуем им заменять сигарету приседаниями.

 

50 Роль физических  упражнений в межличностных отношениях.

Общение, эффективность  которого определяется развитостью  коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности.

Развитие коммуникативной  культуры предполагает прежде всего  развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей. Исходя из этого применять адекватный стиль и тон общения.

Развитие коммуникативной  культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его развитости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возрастными особенностями человека.

Развитию коммуникативной  культуры бесспорно содействует  разнообразная и разносторонняя ФИЗКУЛЬТурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

 

51 Психофизическая регуляция функций организма.

Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для  экстренного преодоления каких-либо трудностей. Отрицательные эмоции приводят к повышению содержания в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Как избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции? Избавиться от них можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности.

Чем больше значит для  нас какое-либо событие, тем сильнее  реакция на него. Поэтому привычка трезво оценивать обстоятельства полезна  для здоровья человека.

Под влиянием сильных  эмоциональных воздействий возникает  состояние стресса (напряжения).

Существует эустресс — положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям.

«Плохой» стресс —  дистресс является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение  неврозов зависит и от того, как  стресс-факторы воспринимаются личностью.

К любому стрессу есть 2 подхода:

1 - пассивный: "О боже! Как это могло со мной случиться?! Что вообще происходит?!"

2 - активый: "Что я  могу сделать, чтобы решить  возникшую поблему?".

Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким лекарством.

Один из доступных  способов регулирования психического состояния — психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц.

Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выражается в том, что его мышцы напряжены. Расслабление мышц служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Но существует и обратная связь: мышцы — нервная система. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики; классические опыты И.М. Сеченова показывают, что утомление быстрее проходит не во время пассивного отдыха, а под влиянием физических упражнений.

Отсюда понятно, что  в аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двойное  физиологическое значение:

1) как самостоятельный  фактор, уменьшающий эмоциональную  напряженность;

2) как вспомогательный  фактор, подготавливающий условия  для переходного состояния от бодрствования ко сну.

Самовнушение возникает  непроизвольно и подкрепляется  отрицательными эмоциями. При самоубеждении  в связи с общей осознанностью  и целенаправленностью этого  акта ощущения могут быть как приятными, так и неприятными, но во всех случаях они регулируются волевым усилием.

Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний.

Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями, отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности — применяется как утром для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, так и вечером, перед сном.

Используется аутотренинг  и в целях профессионально-прикладной подготовки, особенно в тех видах  профессиональной деятельности, которая осуществляется в особо сложных и напряженных по нервно-психических ситуациях.

Используются в системе  психотренинга и упражнения, тренирующие  внимание и развивающие самоконтроль, словесный самоприказ, аутогенное погружение и др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу.

 

52 Оздоровительные функции  релаксационных воздействий.

Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры.

Оздоровительная  функция  — использование средств  оздоровительной   физической  культуры в системе  мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.

Рекреативная функция  — использование средств  оздоровительной   физической  культуры в обеспечении  полноценного отдыха, восстановления  физических  и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

 

53 Почему наступает  утомление при физических нагрузках  и чем характеризуется?

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление - это объективное  состояние организма при котором  в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния.

Под усталостью - мы понимаем субъективное состояние индивидума для которого характерно психическое  переживание свзанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.

Переутомление - невротическое  состояние возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего  утомления при недостаточном или не рациональном отдыхе, а так же при чрезмерной физической нагрузке.

Призначи переутомления:

- ощущение усталости  до начала работы.

- Низкая работоспособность  в течении всего дня. 

- повышенная раздражительность

- Исчезновение интереса к работе и к окружающим событиям.

- снижение апетита,  падение веса

- расстройство сна.

Профилактические методы:

Чередование работы и  отдыха (активного)

Положительное эмоциональное  возбуждение.

 

54 Виды утомления

Утомление - это объективное  состояние организма при котором в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния.

Под усталостью - мы понимаем субъективное состояние индивидума для которого характерно психическое  переживание свзанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.

Переутомление - невротическое  состояние возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления при недостаточном или не рациональном отдыхе, а так же при чрезмерной физической нагрузке.

Признаки переутомления:

- ощущение усталости  до начала работы.

- Низкая работоспособность  в течении всего дня.

- повышенная раздражительность

- Исчезновение интереса  к работе и к окружающим  событиям.

- снижение апетита,  падение веса

- расстройство сна.

Профилактические методы:Чередование  работы и отдыха (активного)Положительное  эмоциональное возбуждение.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть ОСТРЫМ, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и ХРОНИЧЕСКИМ, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления: КОМПЕНСИРОВАННУЮ (когда нет явно выраженного снижения работоспособности  из-за того, что включаются резервные  возможности организма) и НЕКОМПЕНСИРОВАННУ (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Устранить утомление  возможно, повысив уровень общей  и специализированной тренированности  организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению  умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической  активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что  привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться  на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

 

55. "Малые формы" физической культуры

К "малым формам" физической культуры относят:

- утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза,

-микропаузы с использованием  физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"