Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Физической культуре"
достижения постоянного
эффекта необходимо увеличивать
интервалы,иначе экстремальный
60. Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предьявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Перечислим основные из этих принципов:
Общепедагогические принципы
Принцип осознанности и активности направлен
на воспитание у ребенка осмысленного
отношения к физическим упражнениям и
подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом,
который противопоставлял осознанность
механическому заучиванию движений.
Осознание техники движения, последовательности
его выполнения, мышечного напряжения,
собственного тела способствует формированию
у ребенка телесной рефлексии. Осознавая
оздоровительное воздействие физических
упражнений на организм, ребенок учится
самостоятельно и творчески решать двигательные
задачи. Он осваивает пространственную
терминологию, осознанно выбирает рациональный
способ двигательного действия; придумывает
комбинации движений, их варианты, организовывает
знакомые игры и придумывает свои.
П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить
ребенка выполнять всякую работу по слову,
приучать к большей самостоятельности
в действиях и волевым проявлениям.
Принцип активности предполагает
в ребенке высокую степень самостоятельности,
инициативы и творчества.
Принцип систематичности
и последовательности обязателен для
всех форм физического воспитания: формирования
двигательных Навыков, закаливания, режима.
Систематичность проявляется во
взаимосвязи знаний, умений,
навыков. Система подготовительных
и подводящих упражнений позволяет перейти
к освоению нового движения и, опираясь
на него, приступить к познанию последующего,
более сложного материала. Регулярность,
планомерность, непрерывность физического
воспитания на протяжении всего дошкольного
возраста обеспечивают принцип систематичности.
Во всех возрастных группах должна соблюдаться
четкая последовательность физкультурных
занятий с обязательным чередованием
нагрузок и отдыха, а также последовательность,
преемственность, взаимосвязь в содержании
самих занятий.
Ежедневные, систематически проводимые
формы организации двигательной деятельности
в сочетании с закаливающими мероприятиями
приучают ребенка постоянно соблюдать
оздоровительно-воспитательный режим,
тогда как прекращение систематических
занятий снижает функциональные возможности
его организма и уровень физической подготовленности.
Усвоение движений, формирование двигательных
навыков требуют их повторяемости. Принцип повторениядвигательных
навыков является одним из важнейших.
В результате многократных повторений
образуются двигательные навыки, вырабатываются
динамические стереотипы.
Система повторения физических упражнений
строится на усвоении нового и повторении
в разнообразных вариантах разученных
движений. Характер вариативности упражнений
может проявляться в изменении упражнений
и условий их выполнения, в разнообразии
методов и приемов, в различных формах
физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы
выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П.Павлов
писал, что в педагогике постепенность
и тренировка являются основным физиологическим
правилом.
Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для
создания двигательного образования ребенка.
Она предполагает преемственность от
одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности — предназначен
для связи чувствительного восприятия
с мышлением.
Он способствует направленному воздействию
на функции сенсорных систем, участвующих
в движении. В практике физического воспитания
используется непосредственная и опосредованная
наглядность.
Непосредственная наглядность выражается
в показе педагогом разучиваемого двигательного
действия.
Опосредованная наглядность представлена
демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов,
графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих
представление о выполняемом действии.
Наглядность облегчает
выполнение двигательных заданий, развивает
интерес к физическим упражнениям, ускоряет
формирование двигательных умений и навыков,
развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип
наглядности осуществляется путем безукоризненного,
красивого, четкого показа (непосредственной
зрительной наглядности). Это обеспечивает
точное восприятие движения, формирует
правильное представление о нем.
Принцип доступности и индивидуализации имеет
свои особенности в оздоровительной направленности
физического воспитания. Поскольку физические
упражнения воздействуют на жизненно
важные функции организма, оказывая оздоровительное
воздействие на его органы и системы, завышение
нагрузок отрицательно влияет на состояние
здоровья ребенка. Соблюдение принципа
доступности в физическом воспитании
требует от педагогов определения меры
доступного. Она зависит от индивидуальных
возможностей ребенка и от объективных
трудностей, возникающих при выполнении
определенного упражнения.
Соблюдение принципа доступности предполагает,
что, мобилизуя умственные и физические
способности, ребенок успешно справляется
с программным материалом.
Данные об индивидуальных возможностях
ребенка педагоги получают путем тестирования
и диагностирования, изучения результатов
медико-педагогического контроля.
Педагог подбирает упражнения, которые
соответствуют функциональным и приспособительным
возможностям детского организма, не нанося
ущерба его здоровью. В процессе физического
воспитания границы доступного для ребенка
материала расширяются. Недоступное ему
на раннем этапе в дальнейшем становится
доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных
сил ребенка изменяются педагогические
и программные требования, предъявляемые
к нему. Стимулируется его дальнейшее
развитие. Важную роль в этом играет подбор
посильных для ребенка нагрузок, которые
постепенно усложняются в различных формах
двигательной деятельности, а также при
распределении программного материала
на занятиях. Использование подготовительных
и подводящих упражнений способствует
преодолению трудностей
при усвоении двигательных навыков.
Реализация принципа доступности требует
соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные
умения и навыки базируются на уже приобретенных
умениях, важным условием принципа доступности
является п р еемственность физических
упражнений. Распределение материала,
основанного на связи каждого предыдущего
занятия с последующим, обеспечивает усвоение
программного содержания.
Соблюдение преемственности занятий выражено
в следующих правилах: от известного к
неизвестному или от освоенного к неосвоенному;
от простого к сложному, от легкого к трудному.
Однако эти правила не всегда универсальны,
и трудность физических упражнений требует
регулирования координационной сложности
и степени физических усилий ребенка [23,
с. 94]. Оптимальное построение системы
занятий, заблаговременная и непосредственная
подготовка на них к преодолению ребенком
очередных трудностей способствуют методическому
обеспечению в реализации принципа доступности
в работе дошкольного учреждения.
Принцип индивидуализации предполагает
необходимость учета функциональных возможностей,
типологических особенностей малыша.
Он позволяет улучшать врожденные задатки,
развивать способности, тренировать нервную
систему, воспитывать положительные качества
и способности ребенка.
Принцип индивидуализации в физическом
воспитании осуществляется на основе
общих закономерностей обучения и воспитания.
Опираясь на индивидуальные особенности,
педагог всесторонне развивает ребенка,
планирует и прогнозирует его развитие.
С учетом уровня индивидуальной подготовленности
ребенка, его двигательных способностей
и состояния здоровья намечаются пути
совершенствования двигательных навыков,
построения двигательного режима, приобщения
к разным формам двигательной деятельности.
Используя природные данные ребенка, педагог
направляет и стабилизирует его всестороннее
развитие.
Принципы, отражающие закономерности
физического воспитания
Принцип непрерывности —
выражает основные закономерности построения
занятий в физическом воспитании. Это
один из важнейших принципов, обеспечивающих
последовательность и преемственность
между занятиями, частоту и суммарную
протяженность их во времени. Данный принцип
обеспечивает развитие мор-фофункциональных
свойств организма, которые развиваются
и совершенствуются, подчиняясь «законам
упражнения». Принцип непрерывности выражает
закономерности построения физического
воспитания как целостного процесса [23,
с. 94]. Он тесно связан с принципом системного
чередования нагрузок и отдыха. Сочетание
высокой активности и отдыха в разных
формах двигательной деятельности ребенка
повышает их эффективность, что выражается
в динамичности закономерных изменений
содержания и формы параметров функциональных
нагрузок от занятия к занятию, от этапа
к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок
строится на основе принципа постепенного наращивания
развивающе-тренирую-щих воздействий. Она
выражает поступательный характер и гарантирует
развивающий эффект системы физических
упражнений и обуславливает усиление
и обновление воздействий в процессе физического
воспитания. Динамичность нагрузок зависит
от закономерностей адаптации к ним ребенка.
Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования
динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных
возможностей организма, прогрессивное
изменение психофизических качеств происходит
волнообразно и обеспечивает развивающе-тренирующее
воздействие физических упражнений на
ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания
способствует принцип цикличности. Он
заключается в повторяющейся последовательности
занятий, что обеспечивает повышение тренированности,
улучшает физическую подготовленность
ребенка.
Формирование двигательных умений и навыков,
физическое образование ребенка, его двигательные
способности, функциональные возможности
организма развиваются в физическом воспитании
на основепринципа возрастной адекватности процесса
физического воспитания (т.е. учета возрастных
и индивидуальных особенностей ребенка).
Важнейшее значение в системе физического
воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического
развития личности. Он содействует
развитию психофизических способностей,
двигательных умений и навыков, осуществляемых
в единстве и направленных на всестороннее
— физическое, интеллектуальное, духовное,
нравственное и эстетическое — развитие
личности ребенка.
Принцип оздоровительной
направленности решает задачи укрепления
здоровья ребенка.
Подбор физических упражнений для ребенка
направлен не только на профилактику нарушения
осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее
оздоровление организма, повышение его
работоспособности, совершенствование
психофизических качеств, под-Держание
эмоционально-положительного состояния,
жизнерадостности и любви к жизни.
Методический
принцип физического