Шпаргалка по "Методика физвоспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Файлы: 1 файл

Шпоры по методике физического воспитания.docx

— 227.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 7. Воспитание психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Развитие физических качеств — одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость и др. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.

С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает ловкость. Она представляет собой способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи. Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия — еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени определяется пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умением ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотами ("челночный бег"), бег с препятствиями и др.

Физическое качество быстрота характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных формах: реакции на сигнал к действию; одиночного движения; увеличения в короткое время темпа движений (по сигналу); частоты циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспитания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Под силой как физическим качеством понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека. Абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг, веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5-1,8 условных единиц. Значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его собственный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.

Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.

Гибкость – морфо-функциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующая степень подвижности его звеньев. Гибкость определяет эластичность мышц и связок, обеспечивает амплитуду движению. Представляет собой одну из главных предпосылок к движению. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибания, разгибания и др. движениях. Часто гибкость называют подвижностью в суставах.

Значимость гибкости: наделяет человека умением владеть своим телом; дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений; экономия сил. Движения точны и рациональны. Это в значительной степени ускоряет и облегчает любую деятельность; облегчает усилия ребенка, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и др. повреждений.

Развиваясь сама, гибкость создает условия для совершенствования ПФ (психофизических) качеств: силы, выносливости.

Различают активную и пассивную гибкость, общую и специальную.

Активная – величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная – отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил, снарядов или усилий тренера. В пассивных упр. на  гибкость достигаются большие амплитуды движений, чем в активных.

Общая – характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большей амплитудой.

Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность в спорте или профессионально-прикладной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 8. Метание. Общая характеристика. Виды метания. Методика обучения видам метания в разных возрастных группах.

Метание — технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию — катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала.

Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.

В зависимости от внешнего вида, величины цели, расстояния до нее, а также от размера, веса и других качеств предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя руками, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).

Каждое упражнение в метании - поступательное движение, в котором различают четыре фазы: подготовительную, прицеливание, замах, бросок.

Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:

  • приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;
  • прицелиться — глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;
  • замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;
  • бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подавшись вперед, но сохраняя равновесие.

Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:

  • приготовиться — стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;
  • прицелиться — развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;
  • замахнуться — разворачивая туловище вправо и отклоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком кверху, смотреть на цель;
  • бросить — резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.

Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки выполняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бросания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее поверхности и др.

Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":

  • приготовиться — обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед одноименную ногу;
  • прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;
  • замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;
  • бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в броске, удерживая равновесие.

Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:

  • приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешочек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;
  • прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;
  • замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;
  • бросить -  резко податься вперед, выпрямляя в броске руку и удерживая равновесие.

Метание способом двумя руками от груди предполагает манипуляцию большим мячом и отличается техническими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):

  • приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу вперед (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);
  • прицелиться — податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;
  • замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;
  • бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.

В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является способ прямой рукой сверху:

  • приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;
  • прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
  • замахнуться — отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;
  • бросить — правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.

По мере освоения этого способа действия можно усложнить  детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе — вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.

Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений — природное окружение:

Информация о работе Шпаргалка по "Методика физвоспитания"