Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
В чём суть деятельностного подхода?
Что такое компетенции?
Что такое компетентности?
Что такое физкультурные компетентности?
Какие имеются уровни компетентности?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии с требованиями государственного стандарта……………26
3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

Системно деятельный подход.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

А.М. Тихонов

Д.Д. Кечкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системно-деятельностный подход в преподавании

физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2011

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8

2. Основные подходы к преподаванию физической культуры

     в соответствии  с требованиями государственного  стандарта……………26

3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57

4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73

5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107

Литература……………………………………………………………………...120

Приложения…………………………………………………………………….

 

Введение

 

Прежде всего нам  нужно ответить самим себе на вопрос:

Что мы делаем в этом пособии  и зачем нам это надо?

Остальные вопросы, уважаемый  читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.

    1. Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
    2. В чём суть деятельностного подхода?
    3. Что такое компетенции?
    4. Что такое компетентности?
    5. Что такое физкультурные компетентности?
    6. Какие имеются уровни компетентности?
    7. Что такое универсальные учебные действия?
    8. Чем индивидуальный подход в обучении отличается от личностно-ориентированного?
    9. Что такое «личность»?
    10. Что значит «психологически здоровая личность»?
    11. Как формировать универсальные учебные действия на уроках физкультуры?
    12. Зачем проводить исследования на уроках физкультуры?
    13. Что такое учебный предмет?
    14. Чем отличается учебный предмет от спортивной тренировки?
    15. Чем развивающее обучение отличается от традиционного?
    16. Здоровье – предмет изучения и коррекции какой науки?
    17. Физическая культура – что это? И что она изучает?
    18. Чем демократия отличается от анархии?

Если Вы учитель физической культуры, и ответили на 7 и менее вопросов, то прочитать это пособие Вам необходимо. Как минимум Вы станете понимать те процессы, которые происходят в школьном образовании, как максимум – Вы станете пробовать что-либо из предложенного в данном пособии.

Если Вы ответили на 14 вопросов и более – советуем всё же поискать ответы на предложенные вопросы. Может оказаться так, что правильный с вашей точки зрения ответ вовсе и не такой уж правильный.

К чему эта загрузка? Для  головной боли? И для этого, конечно, мозги как мышцы: после нагрузки, если болят, значит развиваются. Это, во-первых. Во-вторых, система образования имеет следующую структуру: стандарты – органы управления - образовательные учреждения. Стандарты надо выполнять - это социальный заказ образованию. В настоящий момент, характеризующийся модернизацией образования, все стандарты основаны на положениях Стратегии модернизации содержания общего образования и Концепции образования. То есть структуру следует дополнить: Стратегия – Концепция – стандарты – органы управления образованием - образовательные учреждения. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать возможность преподавания физической культуры в соответствии со Стратегией модернизации содержания образования.

Прежде чем перейти  к описанию методики, целесообразно  предварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее как основы учебной деятельности учащихся (выше они вынесены в виде вопросов). Это следует сделать еще и потому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретить различные подходы и противоречащие друг другу формулировки. А в литературе по физической культуре эти понятия встречаются (и в настоящее время, чем дальше, тем чаще), но без определения того, какой смысл авторы в них вкладывают. Иной раз складывается впечатление, что их упоминание – некая дань моде.

Сберегая время читателя, ответы на поставленные вопросы будем формулировать кратко. Если у кого появится желание познакомиться с заинтересовавшими вопросами более углублённо, в конце пособия приведена литература, которая может удовлетворить возникший интерес.

Методики, представленные в пособии проходили и проходят экспериментальную проверку с 2000 года в школах г. Перми и Пермского края. Результаты экспериментов прошли апробацию на международных, всероссийских, межвузовских конференциях. По данной теме опубликованы: монография, свыше 60 статей, защищена кандидатская диссертация и свыше 60 дипломных работ.

Таким образом, в пособии  представлены только сами методики уже без доказательств их эффективности.

Несмотря на постоянно увеличивающийся объём научных теоретических знаний, на которые необходимо опираться учителю физкультуры, недостаточно представлены методические материалы, соответствующие тем требованиям, которые предъявляются к преподаванию учебных предметов на современном этапе развития образования.

Разработка и внедрение новых методик преподавания представляет ряд проблем. Во-первых, наличие «конкурирующих фирм» (университеты и институты физической культуры), преследующих свои цели: проведение уроков по типу спортивной тренировки. Это, несмотря на то, что данные образовательные учреждения находятся в ведении другого министерства. Во-вторых, преподавание на первых порах будет более энергозатратным (надо будет готовиться к занятиям), а при всех равных условиях (зарплата-то остаётся прежней), человек будет делать то, что ему даётся легче (экзистенциональный эгоизм). В-третьих, низкая значимость предмета со стороны управленческих органов, администрации, родителей и, как следствие – учеников, выражающаяся формулой: «лишь бы как-нибудь велось».

В связи с этим полезно указать  основные позиции, на которые опирались авторы в данном пособии:

  1. Физическая культура в образовательном учреждении – это учебный предмет и должен преподаваться именно как учебный предмет.
  2. Учебный предмет должен преподаваться в соответствии с нормативными документами («Стратегия модернизации содержания общего образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Стандарт, программы по физической культуре для начальной, основной и средней школ).
  3. Теоретическое мышление может формироваться в физкультурной деятельности в спортивном зале без потери двигательного компонента урока. Физическая нагрузка носит развивающий характер, моторная плотность урока при соответствующей подготовке учителя находится в пределах 70 %.
  4. Учебный предмет предполагает выполнение домашних заданий.
  5. Физическая культура такое же средство (равноправное) для развития личности учащихся, как и другие общеобразовательные предметы.
  6. Преподавание физической культуры в соответствии с современными требованиями возможно только при поддержке органов управления: министерства образования края, администрации образовательных учреждений.
  7. Мы будем пользоваться словом «физкультура», не имея в виду принижение значимости физической культуры, а потому, что это слово применяется повсеместно (напр., издательство «Физкультура и спорт»), вплоть до словаря современного русского литературного языка (Т. 16, С.1363).
  8. В развивающих образовательных технологиях в начальных классах переходят по всем предметам на безотметочное обучение. Поэтому ничего страшного не видим в письме федерального агентства по образованию N 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке». Правда, обосновывается это тем, что «эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства». Как видим, здесь подразумевается «нормативный» подход к оцениванию учебных достижений учащихся. Наш подход сводит к минимуму оценивание результатов, обусловленных природными задатками: акцент в оценивании ставится на уровень усвоения теоретических знаний, умений, способов действий. Так что при обучении вполне уместно и отметочное оценивание.
  9. Тематическое планирование является примерным. Мы представляем только основные подходы к преподаванию дисциплины. Для того чтобы расписывать каждый урок, у нас нет ни времени, ни физического потенциала – это возможно только в совместной работе с учителями, чьи пробы и находки помогли бы привести отдельные методы обучения к созданию технологии.

Мы выражаем сердечную  благодарность студентам факультета физической культуры и учителям, работавшим и продолжающим работать в данном направлении.

За помощь в организации и проведении экспериментальной работы мы глубоко признательны Ивану Ивановичу Ощепкову, учителю физической культуры Усть-Качкинской средней школы; Надежде Николаевне Копытовой, учителю физической культуры МОУ «Гимназия» г. Чернушки; Станиславу Юрьевичу Садовскому, учителю физической культуры МОУ Плехановская СОШ Кунгурского муниципального района; Юлии Борисовне Волковой, учителю МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска.

 

Наши координаты.

Сот.т.: 89194719407

E-mail: al_tihonov@mail.ru

 

1. Ответы на вопросы

Что мы делаем в этом пособии  и зачем нам это надо?

 

Ответим сначала на вторую часть вопроса. Во-первых, перефразируя известного героя из фильма «Белое солнце пустыни»: за предмет обидно. Без комментариев. А до «во-вторых» доберёмся позже.

Что мы делаем? Стараемся  реализовать деятельностный потенциал физической культуры, который имеется в предмете, но, к сожалению, не реализуется. В процессе его преподавания возможно не только биологическое, но и личностное, и социальное развитие индивида.

Для ответа на другие вопросы  предварительно схематично представим основные положения Стратегии, Концепции и стандартов (рис. 1).

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных  действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Стандарт НОО. С. 5).

Таким образом, ответ  на первый вопрос: основным результатом  деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В стандартах нового поколения ключевые компетентности получили название «универсальные учебные действия» (УУД).

 

Рис. 1. Основные положения модернизации школьного образования.

 

То есть в образовании акцент со знаний, умений, навыков (ЗУНы) переносится на компетентности, или знаниевый подход замещается на компетентностный. (Чем отличается знающий врач от компетентного? Знающий врач знает, как лечить болезнь, а компетентный – не только знает, а к тому же ещё успешно её лечит. К кому пойдём лечиться?).

Компетенция и компетентность

 

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской). Проще – это функциональные требования, которые предъявляются к работнику, выполняя которые, он будет успешно работать.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).

Пытаются разделить  данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Нам кажется, что имеет  право на жительство и такое определение  компетентности: это умение, применяя знания, создавать качественный продукт. В виде продукта могут выступать хорошие отношения с окружающими, получение удовольствия от прочитанной книги, написание текста (коммуникативная компетентность), хорошее психофизиологическое состояние. А умение посредством физических упражнений изменять своё психофизиологическое состояние, и есть физкультурная компетентность.

Структура физкультурной компетентности. Компетентным в области физической культуры можно назвать человека, который владеет способами:

  • постановки конечной и промежуточных целей;
  • определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения и способности выполнять физические действия, желанные для него;
  • определения видов физических упражнений и нагрузок для сохранения и совершенствования своего здоровья, красоты тела, способности в физических действиях;
  • контроля правильности выполнения двигательных действий;
  • контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты телосложения и способности выполнять физические действия по выбранному плану;
  • оценки полученных результатов;
  • рефлексии выполненной деятельности.

Уровни компетентности:

  1. Потребитель (компетентный читатель, слушатель). Потребитель в сфере физической культуре – это, например, хороший болельщик. Он приходит на стадион получить удовольствие от просмотра игры. А удовольствие он получает от того, что видит красоту действий игроков и понимает, каким трудом эта красота даётся. Он может читать и понимать смысл физкультурных текстов, может правильно действовать на основании тех рекомендаций (действовать по инструкции), которые даются в литературе.
  2. Толмач (переводчик, интерпретатор, посредник). Это более высокий уровень компетентности. Человек на этом уровне может выявить слабые и сильные стороны команды в целом и отдельных игроков, содержательно критикует действия тренера и арбитра (это не уровень «судью на мыло»), способен выявлять суть различных систем тренировок и выбирать из них те, которые в большей степени соответствуют удовлетворению его потребностей.
  3. Автор (изобретатель, проектировщик). Это человек, который может сам удовлетворять свои потребности в физических упражнениях. Он в состоянии:
    • поставить цель;
    • мотивировать себя на действия в соответствии с нею;
    • диагностировать своё физическое состояние и находить слабое звено в своём физическом состоянии;
    • подбирать упражнения, дозируя их в соответствии с замыслом;
    • выбирать методы овладения движениями и тренировки;
    • контролировать правильность выполненных действий;
    • получать результат и соотносить его с целью (оценивать), анализировать свои действия и вносить в них коррекции (рефлексировать).

Информация о работе Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры