Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат
Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
В чём суть деятельностного подхода?
Что такое компетенции?
Что такое компетентности?
Что такое физкультурные компетентности?
Какие имеются уровни компетентности?
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии с требованиями государственного стандарта……………26
3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………
А.М. Тихонов
Д.Д. Кечкин
Системно-деятельностный подход в преподавании
физической культуры
Пермь
2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Ответы на вопросы……………………………………………………………
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии
с требованиями
3. Как провести эксперимент…………………………………………………
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Если Вы учитель физической культуры, и ответили на 7 и менее вопросов, то прочитать это пособие Вам необходимо. Как минимум Вы станете понимать те процессы, которые происходят в школьном образовании, как максимум – Вы станете пробовать что-либо из предложенного в данном пособии.
Если Вы ответили на 14 вопросов и более – советуем всё же поискать ответы на предложенные вопросы. Может оказаться так, что правильный с вашей точки зрения ответ вовсе и не такой уж правильный.
К чему эта загрузка? Для головной боли? И для этого, конечно, мозги как мышцы: после нагрузки, если болят, значит развиваются. Это, во-первых. Во-вторых, система образования имеет следующую структуру: стандарты – органы управления - образовательные учреждения. Стандарты надо выполнять - это социальный заказ образованию. В настоящий момент, характеризующийся модернизацией образования, все стандарты основаны на положениях Стратегии модернизации содержания общего образования и Концепции образования. То есть структуру следует дополнить: Стратегия – Концепция – стандарты – органы управления образованием - образовательные учреждения. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать возможность преподавания физической культуры в соответствии со Стратегией модернизации содержания образования.
Прежде чем перейти к описанию методики, целесообразно предварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее как основы учебной деятельности учащихся (выше они вынесены в виде вопросов). Это следует сделать еще и потому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретить различные подходы и противоречащие друг другу формулировки. А в литературе по физической культуре эти понятия встречаются (и в настоящее время, чем дальше, тем чаще), но без определения того, какой смысл авторы в них вкладывают. Иной раз складывается впечатление, что их упоминание – некая дань моде.
Сберегая время читателя, ответы на поставленные вопросы будем формулировать кратко. Если у кого появится желание познакомиться с заинтересовавшими вопросами более углублённо, в конце пособия приведена литература, которая может удовлетворить возникший интерес.
Методики, представленные в пособии проходили и проходят экспериментальную проверку с 2000 года в школах г. Перми и Пермского края. Результаты экспериментов прошли апробацию на международных, всероссийских, межвузовских конференциях. По данной теме опубликованы: монография, свыше 60 статей, защищена кандидатская диссертация и свыше 60 дипломных работ.
Таким образом, в пособии представлены только сами методики уже без доказательств их эффективности.
Несмотря на постоянно увеличивающийся объём научных теоретических знаний, на которые необходимо опираться учителю физкультуры, недостаточно представлены методические материалы, соответствующие тем требованиям, которые предъявляются к преподаванию учебных предметов на современном этапе развития образования.
Разработка и внедрение новых методик преподавания представляет ряд проблем. Во-первых, наличие «конкурирующих фирм» (университеты и институты физической культуры), преследующих свои цели: проведение уроков по типу спортивной тренировки. Это, несмотря на то, что данные образовательные учреждения находятся в ведении другого министерства. Во-вторых, преподавание на первых порах будет более энергозатратным (надо будет готовиться к занятиям), а при всех равных условиях (зарплата-то остаётся прежней), человек будет делать то, что ему даётся легче (экзистенциональный эгоизм). В-третьих, низкая значимость предмета со стороны управленческих органов, администрации, родителей и, как следствие – учеников, выражающаяся формулой: «лишь бы как-нибудь велось».
В связи с этим полезно указать основные позиции, на которые опирались авторы в данном пособии:
Мы выражаем сердечную
благодарность студентам
За помощь в организации и проведении экспериментальной работы мы глубоко признательны Ивану Ивановичу Ощепкову, учителю физической культуры Усть-Качкинской средней школы; Надежде Николаевне Копытовой, учителю физической культуры МОУ «Гимназия» г. Чернушки; Станиславу Юрьевичу Садовскому, учителю физической культуры МОУ Плехановская СОШ Кунгурского муниципального района; Юлии Борисовне Волковой, учителю МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска.
Наши координаты.
Сот.т.: 89194719407
E-mail: al_tihonov@mail.ru
Ответим сначала на вторую часть вопроса. Во-первых, перефразируя известного героя из фильма «Белое солнце пустыни»: за предмет обидно. Без комментариев. А до «во-вторых» доберёмся позже.
Что мы делаем? Стараемся реализовать деятельностный потенциал физической культуры, который имеется в предмете, но, к сожалению, не реализуется. В процессе его преподавания возможно не только биологическое, но и личностное, и социальное развитие индивида.
Для ответа на другие вопросы предварительно схематично представим основные положения Стратегии, Концепции и стандартов (рис. 1).
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (Стандарт НОО. С. 5).
Таким образом, ответ на первый вопрос: основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В стандартах нового поколения ключевые компетентности получили название «универсальные учебные действия» (УУД).
Рис. 1. Основные положения модернизации школьного образования.
То есть в образовании акцент со знаний, умений, навыков (ЗУНы) переносится на компетентности, или знаниевый подход замещается на компетентностный. (Чем отличается знающий врач от компетентного? Знающий врач знает, как лечить болезнь, а компетентный – не только знает, а к тому же ещё успешно её лечит. К кому пойдём лечиться?).
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской). Проще – это функциональные требования, которые предъявляются к работнику, выполняя которые, он будет успешно работать.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).
Пытаются разделить данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Нам кажется, что имеет право на жительство и такое определение компетентности: это умение, применяя знания, создавать качественный продукт. В виде продукта могут выступать хорошие отношения с окружающими, получение удовольствия от прочитанной книги, написание текста (коммуникативная компетентность), хорошее психофизиологическое состояние. А умение посредством физических упражнений изменять своё психофизиологическое состояние, и есть физкультурная компетентность.
Структура физкультурной компетентности. Компетентным в области физической культуры можно назвать человека, который владеет способами:
Уровни компетентности:
Информация о работе Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры