Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
В чём суть деятельностного подхода?
Что такое компетенции?
Что такое компетентности?
Что такое физкультурные компетентности?
Какие имеются уровни компетентности?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии с требованиями государственного стандарта……………26
3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

Системно деятельный подход.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать  классификацию ключевых компетентностей  с позиций И.А. Зимней, то в их число входят и физкультурные компетентности. Она выделяет три основные группы компетентностей:

    • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
    • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
    • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Вот в число компетенций, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения относятся и компетенции здоровьесбережения, в которые входит физическая культура человека. И с этих позиций можно утверждать, что физкультурные компетентности входят в число ключевых.

Следует заметить, что необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается предписаниями. Так, если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, проблемный, задачный, системный, и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.

Вот ещё почему мы носимся  с данным пособием как с писаной  торбой. Работать в парадигме компетентностно-ориентированного обучения – наша, уважаемые господа, прямая обязанность.

Продолжим комментировать рис. 1. Для того чтобы сформировать компетентности, нужны определённые условия.

Системно-деятельностный подход

 

Подход в словарном  толковании В.И. Даля, обозначает «идти  под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то.

Подход, определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях. Так, например, для системного подхода такой смыслоопределяющей его категорией является «система»; для деятельностного подхода — «деятельность».

Для того, чтобы доказать не моно-, а полиподходность в  трактовке любого явления (в нашем случае — образования как единства обучения и воспитания), примем концепцию четырехуровневости методологического анализа И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина [6]. Как известно, этими авторами были выделены следующие четыре уровня анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный и уровень собственно методический.

На первом философском  уровне находятся системный, генетический, эволюционный подходы. На втором — общенаучном уровне может находиться междисциплинарный, комплексный, синергетический, функциональный. К уровню конкретной науки, или куста наук, например психолого-педагогических наук, могут быть отнесены культурно-исторический, культурологический, личностный, деятельностный. На этом уровне могут быть также выделены те подходы, которые относятся к образованию, например, аксиологический, контекстный, герменевтический, личностно-деятельностный. Сюда же может быть отнесен и компетентностный подход как определяющий результативно-целевую направленность образования.

Во всякой иерархической  структуре нижний уровень характеризуется  тем, чем определяются уровни, находящиеся над ним. Следовательно, компетентностный подход, по определению, является системным, междисциплинарным. Он характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, т.е. он имеет и практическую, прагматическую и гуманистическую направленность.

 

Как отмечается в аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования», «… в условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [33].

Изменение принципа означает и изменение подхода. Здесь зафиксируем  исходное для нас содержание понятия «подхода» как определенной позиции, точки зрения, обусловливающей исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса (в нашем случае — образования).

Под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность и единство. Обучение как образовательное явление происходит в результате функционирования различных систем. Составляющих их взаимосвязанных элементов, например:

    • ученик – учитель – их совместная деятельность;
    • ученик – окружающий мир – их взаимопроникновение;

цели – принципы –  содержание – формы и методы – средства обучения и т.д.

Любая педагогическая технология (учебный предмет) – это система (ученик, учитель, содержание формы и методы обучения). Эта система функционирует в составе системы более высокого иерархического уровня - системы образования школы, а та, в свою очередь, государства. Системообразующим фактором любой системы является результат. Учебный предмет, отличающийся педагогической технологией от тех, которые приняты школой, не вписывающийся в систему, является его чужеродным органом. И часто таким предметом является физическая культура. Системный подход обеспечивает связь (взаимосвязь) учебных предметов на основе получения результата – сформированность универсальных учебных действий. Поэтому в стандартах неоднократно повторяется, что «в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

Основная идея деятельностного подхода в обучении связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребёнка.

Суть деятельностного подхода состоит в том (повторимся), чтобы помочь ученику стать субъектом деятельности, то есть, человеком, который сам может ставить цели, мотивировать себя на их достижение, подбирать средства для получения запланированного результата, действовать, контролируя правильность своих действий, получать результат и соотносить его с тем, что планировалось (оценивать). К этому следует добавить рефлексирование выполнения замысла (рефлексия в обучении – мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования свой деятельности: что делали, зачем делали, в какой последовательности делали и что из этого получилось; получилось ли то, что намечали; за счёт чего получилось, что намечали; почему не получилось то, что намечали; какие коррективы надо внести, чтобы улучшить то, что сделали). Обучение строится таким образом, что вначале (начальная школа) создаются условия для формирования субъекта учебной деятельности. Новообразованиями этого возраста (выпускник начальной школы) являются: субъект учебной деятельности, теоретическое мышление (содержательные анализ, рефлексия, планирование).

Компетентностный подход предполагает направленность на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщённых способов деятельности. Эта ориентация не является чуждой для российской школы, однако она не была определяющей и практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур, за некоторыми немногочисленными исключениями, например, развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Развивающее и личностно-ориентированное  обучение

 

Развивающее обучение – обучение, целевыми ориентациями которого служат воспитание у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, формирование мышления через обучение деятельности (умению адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексии), формирование системы общечеловеческих ценностей и её проявлений в личностных качествах, формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Личностно-ориентированное  обучение (ЛОО). ЛОО - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Но это не просто учёт особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его собственного опыта. Стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Критериями эффективной организации ЛОО выступают параметры личностного развития. (Н.А. Алексеев).

Под личностно-ориентированным  подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование и того и другого подхода предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определённых в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для каждого усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально-типичного. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов. Например, при индивидуальном подходе учитель применяет разные приёмы и методы, чтобы и ученик со слабой, и ученик с сильной нервной системой смогли на одном уровне усвоить программный материал (техника двигательного действия и нормативный результат). При личностно-ориентированном подходе у ученика со слабой нервной системой развиваются способности к быстродействию, а ученика с сильной нервной системой – к длительной работе.

Адекватной характеристикой  личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки, поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер. Нас интересует деятельность, которая приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисциплинам.

Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, то есть создание учеником конкретного образовательного продукта – естественнонаучной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п. (Хуторской А.В. Современная дидактика).

При реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо определиться с понятием «личность».

Личность.

Личность. При определённом философско-социологическом подходе к человеку необходимо различать человеческий индивид и его личность. Чем же тогда отличается «индивид» от «индивида как личности»? Э.В. Ильенков усматривает это различие в том, что для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих моментов (Ильенков Э.В.). Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения. Личностью обладает творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни.

В настоящее время, - отмечает В.В. Давыдов, - в психологии чаще говорят о «личности», чем о «субъекте» но психологическая основа личности, на наш взгляд, - это субъект деятельности, и без отчётливого представления о нём трудно судить и о личности. «Личность» истолковывается в психологии весьма по-разному. Для нас «личность» - это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга.

Учебная деятельность содержит в себе творческое начало, поэтому в процессе систематического выполнения её субъект приобретает и черты личности (Давыдов. Теория развивающего обучения, с. 270).

Психологически здоровая личность.

Психологически  здоровая личность. Самоактуализирующаяся  личность. Понимаются как синонимы.

Выше мы вели речь о  творческом начале. В последнее время часто и в обиходе и в литературе стало появляться слово «креативность». Творческость и креативность иногда понимают как синонимичные понятия. В последнее время их начали разводить. Под креативностью понимается общая способность к творчеству, «выражающаяся не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закреплённых стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» (Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с., цит.: С. 100).

То есть креативность более общее понятие, чем творческость, творческие способности. Творческость присуща человеку чаще всего (бывают и счастливые исключения) в одной  какой-либо сфере деятельности (талантливый художник, музыкант и т.д.), человек же креативный подходит по-новому в разных областях жизнедеятельности: в одежде, в общении, в приготовлении пищи, на футбольном поле и т.д.

Информация о работе Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры