Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
В чём суть деятельностного подхода?
Что такое компетенции?
Что такое компетентности?
Что такое физкультурные компетентности?
Какие имеются уровни компетентности?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии с требованиями государственного стандарта……………26
3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

Системно деятельный подход.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Суть. При опредмечивании человеческие способности переходят  в предмет и воплощаются в нём.

Затем в последующей  деятельности происходит раскрытие  сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов.

Распредметить упражнение – понять, зачем оно применяется, как им овладеть. Распредметить картину – понять, какой смысл вложил в неё автор. Распредметить стихотворение – понять смысл, какой техникой пользовался автор, чтобы это было именно стихотворение, а не проза (понять законы стихосложения).

По-другому. Вычерпать  способности, вложенные в предмет, овладеть ими, чтобы использовать для того, чтобы вложить в другой предмет (свой). Взять их из предмета и вложить в другой.

Так?

 

Преподавание в начальной  школе обусловлено не только возрастными  особенностями младшего школьника, но и тем, что для них это  первый этап занятий физическими  упражнениями в школе.

Задачами начального этапа преподавания физкультуры являются:

- Создание мифа могущества занятий физкультурой в направлении здоровья, красоты тела (красоты движения), развития физических умений (без мифологического этапа, создающего первоначальную мотивацию, невозможно дальнейшее произвольное движение в предметность). В этой задаче есть и эмоционально-чувственный аспект (необходимо, чтобы дети с занятия физкультурой приходили физически уставшими, но с улыбкой на лице). Важно, чтобы чувственно радость была соединена с усталостью.

- Создание образа нравственного отношения к физическим движениям (младший школьный возраст сенситивен формированию нравственных качеств). Игры, образы героев должны соответствовать нравственной направленности. Детям очень важно представлять себя кем-то. Лучше, если он будет себя представлять защитником, человеком, оказывающим благородную помощь, чем агрессором, человеком, использующим свои физические возможности для жестокого подавления других.

- Знакомство с основными видами физических движений и использованием их в качестве упражнений (создание представления о предмете физической культуры возможно только в процессе самой физкультурной деятельности). Целесообразно входить в предметность физкультуры через этот блок, поскольку при решении этой задачи создается фундамент для решения остальных. Знакомясь с видами движения, обсуждая различие между ними, дети знакомятся с терминами физической культуры, которые впоследствии можно будет переводить в понятия. Фиксируя прогрессивное изменение результатов, дети получают подкрепление полезности занятий физкультурой. Знакомство с видами физических движений позволит конструировать новые упражнения. Занятия по созданию дифференцировок действий и операций при выполнении движений в процессе исследовательской деятельности обеспечивают благоприятное поле для формирования у учащихся субъектности. Кроме того, необходимость опознания физических действий в играх способствует формированию у детей мнемических способностей.

- Формирование представления об основных терминах физической культуры.

Осваивание терминологического поля в области физической культуры строится на основе создания комплекса образов-представлений.

В основной и старшей  школе акцент в проведении занятий  смещается в сторону исследовательской деятельности, в процессе которой выявляются наиболее эффективные варианты выполнения двигательных действий для развития функциональных систем организма.

В младшей школе важными  также становятся задачи создания успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры. Решение первой задачи позволит укрепить мотивацию на занятие физкультурой, решение второй задачи позволит снять напряжение, связанное с непредсказуемостью действий учителя и установить отношения педагогического сотрудничества.

Для решения этих задач  требуется большое количество видов деятельности, в которых дети могли бы зафиксировать свой успех. Необходимо предоставлять возможность:

- исполнять различные роли (исполнителя, консультанта, наблюдателя, арбитра, помощника, партнёра, счетовода, судьи-измерителя, эксперта и др.);

- проявлять себя в разных состязаниях (индивидуальных, командных, групповых, абсолютных и справедливых (с форой, соотносимой с различием в физических способностях), с различной системой оценки результатов (по замерам и балльной), а также в различных видах физической деятельности (в индивидуальных стартах, эстафетах, играх, состязаниях на красоту, разминке).

Хотя центральным в  преподавании физкультуры является освоение способов управления собственным  физическим состоянием, такое освоение должно происходить в ходе решения учебных задач. Необходимо учитывать, что первоклассник пока не имеет представления о физическом действии, не понимает ценности физического здоровья, не имеет отчетливого представления о структуре физической деятельности. Информация о развитии здоровья носит для семилетнего ребёнка ритуальный характер, никак не связанный с его реальной деятельностью. Предметный спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен, если есть хотя бы начальная предметность, есть общее основание для спора. Однозначное понимание всего, что относится к физической деятельности, и отсутствие у первоклассника достаточного опыта произвольного использования разновидностей перемещений не позволяет осваивать предметное поле физкультуры. Поэтому первоочередной задачей физкультуры в начальной школе является задача введения в предметность. Нужно дать возможность первокласснику ощутить основные параметры выполняемых упражнений, Необходимые компоненты учебной деятельности (целеполагание, самоконтроль, самооценка, рефлексия) должны формироваться на всех стадиях обучения. Знакомство с предметным полем должно происходить в деятельностной парадигме.

Задачами преподавания физкультуры в основной школе являются:

  1. Научить умению определять рабочие мышцы в двигательных действиях, и в каком режиме они работают для получения запланированного результата.
  2. Научить умению подбирать комплексы упражнений для получения запланированного результата (развитие двигательных качеств).
  3. Научить умению подбирать способы выполнения упражнений для изменения качественных особенностей движений (методы тренировки).

Задачами преподавания физкультуры в средней школе являются:

    1. Научить умению проблематизации.
    2. Научить умению целеполагания и планирования деятельности.
    3. Научить презентации (самопредставлению) хода своей деятельности и результатов.
    4. Научить поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля.

 

В соответствии с этими  положениями, весь процесс обучения мы построили на основе решения учебных задач. Они развёртываются в следующей последовательности (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема развёртывания содержания образования по каждому разделу программы (лёгкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, гимнастика).

 

Для использования исследовательского метода необходима, на наш взгляд, подготовительная работа к исследовательской деятельности. Именно такая работа и должна быть проведена в начальной школе. И тогда образовательный процесс в виде схемы примет следующий вид (рис. 3).

 

 

Рис.3. Схема образовательного процесса в начальной школе.

 

 

1. Обучение начинается  с выделения объекта изучения (что изучает дисциплина, а что изучать не следует). Физическая культура изучает произвольные двигательные действия. Необходимо выделить двигательные действия из движений. Чтобы их выделить в отдельное «делопроизводство», решается задача: «Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной?». Результатом учебных действий должно быть осознание учениками того, что произвольное движение – это такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, далеко или точно бросить предмет). Действия, на которых решается задача – это действия, предусмотренные стандартом по предмету «Физическая культура»: Построение, ползание, перемещение


Информация о работе Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры