Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Прежде всего нам нужно ответить самим себе на вопрос:
Что мы делаем в этом пособии и зачем нам это надо?
Остальные вопросы, уважаемый читатель к Вам. За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.
Что должно стать основным результатом деятельности образовательного учреждения?
В чём суть деятельностного подхода?
Что такое компетенции?
Что такое компетентности?
Что такое физкультурные компетентности?
Какие имеются уровни компетентности?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Ответы на вопросы…………………………………………………………….8
2. Основные подходы к преподаванию физической культуры
в соответствии с требованиями государственного стандарта……………26
3. Как провести эксперимент…………………………………………………...57
4. Примеры проведения уроков………………………………………………...73
5. Методика конструирования контрольно-измерительных материалов…..107
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

Системно деятельный подход.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Психологически здоровой личности присуще в большей степени креативность. Кратко добавим к этому следующее (более подробно можно прочитать: Маслоу А.). Психологическое здоровье предполагает способность человека жить в настоящем, высокий уровень субъективного контроля (умение брать ответственность за то, что с ним происходит, на себя), осознание своих чувств и оснований собственных действий, уважение других и себя, гибкость поведения (способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию), контактность (способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект – субъектному общению).

Анархия и демократия.

Анархия и демократия.

Анархия и демократия предполагают свободу. Но нужно различать свободу «от» и свободу «для». В анархии, с нашей точки зрения, в большей степени присутствует свобода «от»: свободен от влияния окружающих, исполнения законов. Свобода «для» - это свобода для осуществления деятельности. Отсюда вытекает и различие в самом понятии «свобода». При анархии – «хочу, не хочу, делаю, что хочу» (девиз ничевоков). При демократии свобода означает свободу выбора (без выбора нет свободы) и способность нести ответственность за свой выбор. Демократия – это наличие законов, за нарушение которых необходимо нести ответственность (наказание, санкции). В связи с этим в современной школе идут нежелательные, с нашей точки зрения, процессы: учителям категорически запрещено (особенно в школах «способных родителей») применять наказания учеников, что приводит к всё более и более расширению «прав» учеников за счёт их обязанностей и, соответственно, уменьшению прав учителей. Мы тоже против наказаний. В наказании есть элемент несправедливости: намусорил возле парты, а тебя заставляют прибрать весь класс. Но санкции (намусорил возле парты – прибери), если мы хотим воспитать человека ответственного - необходимы. Помните, мы портим детей, если:

    • мы делаем за них ту работу, которую они могут сделать сами;
    • мы вытаскиваем их из тех ситуаций, в которые они попадают по собственному выбору;
    • не реагируем на то, что они вытворяют.

Учебный проект, исследовательский  метод

 

Учебный проект. «Брошенный вперёд» - таков точный перевод с латинского слова «проект». В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод учебного проекта  – это одна из личностно-ориентированных  технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с. (цитата на - С. 30)).

Этапы работы методом  проектов: погружение в проект, организация  деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

Примеры проектов в физкультуре будут показаны позже.

Исследовательский метод. Обучение, при котором ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты – возникшие вопросы и проблемы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы.

Исследовательский метод в физкультуре.

Примером исследовательского метода может быть выяснение влияния  кувырков на работу вестибулярного аппарата. Подробнее этот метод будет представлен позднее.

Учебный предмет

 

Учебный предмет (учебная дисциплина). Система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении (Советский энциклопедический словарь, 1983, С. 1387).

Наука.

Наука. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении (Основы научных исследований:). Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира (СЭС, с. 863).

Таким образом, в науке имеется деятельностный (получение новых знаний) и результативный компоненты (сумма знаний).

Науку можно изучать, а можно и осваивать. То есть, для  характеристики образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

    • изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»,
    • усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;
    • познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания».

Понятия «изучение» и  «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика  объектам – знаниям или информации, и не предполагает его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то его специфике более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка».

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним ёмким понятием – освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет.

Из всего этого получается следующее. Компетентности предполагают содержанием образования считать опыт практической деятельности. А практику обслуживает наука. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познаёт законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу. Вот в такой последовательности и возможно развёртывание учебного материала.

Если учебный предмет  преподаётся в деятельностной парадигме, то и в науке необходимо действовать, т.е. использовать в обучении научные методы – исследовательский, например. Что имеем в результате такого обучения? Научаемся действовать. Развиваем креативность. Развиваем научное (теоретическое) мышление. По большому счёту - учим жизни (адекватно ориентироваться в реальности и на этой основе эффективно действовать). Далее, исследуем себя («Человек, познай самого себя», - надпись на стенах храма в Дельфах) и на этой основе изменяем себя («Человек, сотвори себя сам», - Конфуций). Мы даём ему для этого способы. Как познать, как изменить… Вот затем нам исследовательский метод и нужен. Это способ познания. Способ приобретения знаний.

В связи с принципом единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающим включение в содержание образования деятельностных компонентов – целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения, необходимо включение в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся – исследований, дискуссий, конструирования и т.п. (Хуторской, с. 173). То есть в содержании обучения могут присутствовать исследования самих учащихся.

Знания.

Знания. В работах по физической культуре часто пишут о теоретических занятиях, понимая под этим изучение определённых знаний. А каких знаний – в них не указывается. А дело в том, что знания могут быть разными: эмпирическими и теоретическими. В чём разница? Эмпирические знания – это описательные знания. Они классифицируют и описывают объекты, явления, процессы. Например, это может быть описание техники бега, методики обучения, тренировки. Теоретические же знания – это знания объясняющие и предсказывающие (М. Жванецкий был прав в одном из выступлений на «Дежурстве по стране», что у нас такой науки как «экономика» - нет, потому как хорошая теория должна была предвидеть мировой финансовый кризис). Теоретические знания объясняют, почему в беге стопа ставится с передней части стопы, предсказывают, в каком состоянии окажется тренирующийся при работе такого-то объёма с такой-то интенсивностью.

Поступление в школу знаменует начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная. В процессе её осуществления ребёнок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, морали, религии, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания (научные понятия, художественные образы, моральные и религиозные ценности, правовые нормы) имеют теоретический характер. В широком смысле (в «узком смысле» понятие теории – это форма достоверного знания, которая «противопоставляется эмпирическому знанию и отличается от него») понятие теории является синонимом общественного сознания в наиболее высоких и развитых формах его организации; как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение к действительности и является условием подлинно сознательного преобразования последней (Давыдов).

Тренировка.

Тренировка. 1) Составная часть подготовки спортсмена. Специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определённых способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. 2) Учебное занятие с целью совершенствования двигательных навыков и умений (Терминология спорта.).

Таким образом, сейчас мы можем определить различие между  учебным предметом и тренировкой.

Учебный предмет (внесём уточнение в вышеприведённое  определение с учётом изменений в образовании) – освоение теоретических знаний с целью их практического применения (создание качественного продукта). Тренировка – применение системы упражнений с целью добиться максимально возможного спортивного результата. Как правило, систему упражнений составляет тренер, в его же функцию входит контроль, коррекция тренировочного процесса, оценка результата выступления спортсмена. Спортсмен выступает исполнителем указаний тренера («Вы конструктор побед, режиссёр наших взлётов», - как поётся о тренере в песне). Задача учебного предмета «Физическая культура» сделать из ученика конструктора и «самому себе режиссёра».

Здоровье.

Здоровье.

У каждой науки имеется  свой предмет изучения. Индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими - предмет исследования валеологии. Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Одна из задач валеологии: разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье (Г.Л. Апанасенко. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы).

То есть! Всё, что касается здоровья, его измерения и коррекции - это область валеологии. То, что касается влияния экологии на здоровье человека – это предмет социальной гигиены. Что только не попадает в область физической культуры! Оттого она пребывает в аморфном состоянии (бесформенном). У нас совершенно другая наука: физическая культура (а есть ли она вообще?). И наука должна иметь свой объект и предмет исследования. Если мы не определимся с предметом науки и предметом преподавания, то всё время будем учить «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

У нас есть предметы –  теория и методика физического воспитания, теория и методика физической культуры. Это предметы из области профессионального образования. Предмет «Физическая культура» - что он изучает, как изучает, зачем это «что» изучает?

Стандарт, программы.

 

Здесь проще обойтись цитатами из методического письма Министерства образования «О преподавании учебного предмета «Физическая культура»  в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/mp/1443/).

Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001г. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент  – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Новизна стандарта содержания образования по физической культуре определяется реализацией личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, разработанных в отечественной педагогике, а также рядом принципов, определяющих основы развития как собственно процесса образования, так и его учебного содержания.

Информация о работе Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры