Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры
Общество и физическая культура
…………………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры
2.1 Система дыхания
………………………………………………………………………………....6
РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры
3.1Оптимальное регулирование своего психического состояния
………………………………………………………………………………...11
РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры
4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система
………………………………………………………………………………...19
Вывод
………………………………………………………………………………...26
Список литературы
……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования (2).docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж»

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

 

 

 

 

«Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры»

Контрольная работа по учебной дисциплине

«Физическая культура»

 

 

 

                                                                                                       Выполнила:

Деньгина О.В.

Курс 1

Группа 11-В1

Форма обучения: заочная

Преподаватель:

Богрова Н.А.

 

 

Ирбит-2012

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………... 3

РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры

    1. Общество и физическая культура

…………………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры

2.1 Система дыхания

………………………………………………………………………………....6

РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры

3.1Оптимальное регулирование  своего психического состояния

………………………………………………………………………………...11

РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры

4.1Организм человека как  сложная саморегулирующая система

………………………………………………………………………………...19

Вывод

………………………………………………………………………………...26

Список литературы

………………………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека.

То, что дается нам природой, надо сохранять и развивать. Однако даже при оптимальных условиях жизни люди допускают такие отклонения от режима и ритма деятельности, которые отрицательно влияют на здоровье и формирование здорового образа жизни.

Научно-технический прогресс, при всех его несомненных благах, ускоряет общий ритм жизни, увеличивает количество стрессовых ситуаций, резко сокращая при этом физическую нагрузку человека. Времени для занятий физкультурой остается все меньше, все сложнее компенсировать образующийся недостаток движений.

В социальной работе очень важно, чтобы не только повышалась требовательность к каждому человеку за состояние его здоровья, велась активная борьба против употребления алкоголя, курения, физической пассивности людей, но и осуществлялась целенаправленная пропаганда здорового образа жизни.

Ясно, что формы деятельности людей, социальных групп по своей сущности имеют сугубо социальный характер. Но человек представляет собой единство социального, психического и физического. Здоровый образ жизни характеризуется именно оптимальным сочетанием и единством этих уровней жизни человека. Для здорового образа жизни важно, чтобы физические и духовные возможности человека осуществлялись гармонично, что связано с социальной и психофизической активностью в общественно-трудовой и иных формах деятельности. По существу все это — компоненты здорового образа жизни, социально-оздоровительное содержание нормальной жизнедеятельности в современных социальных и природных условиях.

3

РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры

1.1Общество и  физическая культура

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

· физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

· восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

· занятия физическими упражнениями в целях отдыха,

· высшее достижение в области спорта.

4

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.

За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.

Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Т.е. это процесс окультуривания человека.

5

РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры

2.1Система дыхания

Введение

Дыхание — это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех неразрывных звеньев: а) внешнего дыхания, т.е. газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров; б) переноса газов, осуществляемого системами кровообращения; в) внутреннего (тканевого) дыхания, т.е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма. Функциональное единство всех звеньев системы дыхания, обеспечивающих доставку тканям кислорода, достигается за счет тонкой нейрогуморальной и рефлекторной регуляции.

Дыхание у человека осуществляется практически полностью через легкие. Через кожу и пищеварительный тракт поглощается не более 1—1,5% получаемого организмом кислорода. Обновление воздуха в органах дыхания происходит в результате ритмической смены вдоха и выдоха. Часть поступающего в дыхательные пути воздуха не участвует в обмене. Это воздух «вредного пространства»— носоглотки, трахеи, бронхов и бронхиол. Объем его составляет 140—150 см3.

В состоянии покоя человек использует лишь 20-25% дыхательной поверхности легких, остальные 75-80% включаются только в случае интенсивных физических нагрузок.

Установлена роль дыхательной мускулатуры в активизации дыхания во время физической работы, а также выявлено, что дыхательная мускулатура во время занятий циклическими видами спорта (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, бег на длинные дистанции и др.) являются лимитирующим фактором спортивной (физической) работоспособности.

 Строение дыхательной системы – основные компоненты

Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань,

6

трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Поступление воздуха в легкие (вдох) является результатом сокращения дыхательных мышц и увеличения объема легких. Выдох происходит вследствие расслабления дыхательных мышц. При этом ребра и грудина опускаются книзу, а более высокое, чем в грудной полости, внутрибрюшное давление смещает купол диафрагмы в сторону легких. При форсированном вдохе в работу вовлекаются мышцы верхней части туловища. Форсированному выдоху способствует сокращение мышц живота.

Как при вдохе, так и при выдохе сохраняется отрицательное давление в межплевральной полости, находящейся между париетальным (пристеночным) и висцеральным (легочным) листками плевры. Это обусловлено эластическим сопротивлением легочной ткани, препятствующей передаче атмосферного давления на пристеночный листок плевры. Величина отрицательного давления на вдохе составляет около 0,9 кПа, на выдохе— около 0,3 кПа.

 Механизм влияния физических упражнений на основные компоненты дыхательной системы (легкие, дыхательную мускулатуру)

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет

7

на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений. Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной клетки применяются наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя. При снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в передне-заднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого. При выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.

Учитывая, что неравномерность вентиляции легких особенно проявляется при заболеваниях органов дыхания, специальные дыхательные упражнения следует применять при необходимости улучшить вентиляцию в различных участках легких. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном положении руки на пояс. Улучшение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, подъемом рук в стороны или вверх, разгибанием туловища. Дыхательные упражнения, увеличивающие вентиляцию легких,

Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры