Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры
Общество и физическая культура
…………………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры
2.1 Система дыхания
………………………………………………………………………………....6
РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры
3.1Оптимальное регулирование своего психического состояния
………………………………………………………………………………...11
РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры
4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система
………………………………………………………………………………...19
Вывод
………………………………………………………………………………...26
Список литературы
……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования (2).docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

8

незначительно повышают потребление кислорода.

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. п. При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку). При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания. Больше других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется вести подсчет «про себя»), Оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличивается сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При показаниях к усилению вдоха или выдоха следует во время выполнения дыхательных упражнений произвольно изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом (так, при усилении выдоха - увеличивать его продолжительность).

Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях мышц.

 Сравнительный анализ основных показателей работы легких занимающегося физкультурными упражнениями и практически здорового человека

При физических нагрузках, особенно в циклических видах спорта (лыжные гонки, марафонский бег, гребля академическая и др.), дыхательная мускулатура является лимитирующим фактором. Общая емкость легких во время нагрузки может несколько уменьшаться из-за увеличения внутриторакального объема крови. В состоянии покоя дыхательный объем (ДО) составляет 10-15% жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (450-600 мл), при

9

физической нагрузке может достигать 50% ЖЕЛ. ЖЕЛ в значительной степени зависит от возраста, пола, роста, окружности грудной клетки физического развития. Так, у детей 8 лет она находится в пределах 1100—1700 мл, 9 лет —1130—2200 мл, 10 лет — 1360—2300мл и 11 лет— 1480—2700 мл, в то время как у взрослых мужчин она достигает 3-5л.

Значение физических упражнений для развития и укрепления дыхательной системы очень значимы, в покое человек дышит с частотой 12—16 раз в 1 мин и глубиной 15—20% ЖЕЛ, в результате чего через легкие проходит 3—8 л воздуха. У детей частота дыхания несколько больше, чем у взрослых, при этом чем меньше возраст ребенка, тем чаще у него дыхание. При напряженной физической деятельности аппарат внешнего дыхания может повышать свою производительность в 10—15 раз. При этом увеличивается легочная вентиляция, которая повышается как за счет частоты дыхания (до 60 раз в 1 мин), так и за счет ее глубины (35—40% ЖЕЛ). Занятия физической культурой способствуют развитию дыхательного аппарата. У юных спортсменов, как правило, выше ЖЕЛ, и они могут провентилировать большее количество воздуха через легкие в единицу времени, чем их сверстники, не занимающиеся спортом.

Заключение

Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании.

От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических

10

упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры

3.1Оптимальное регулирование своего психического состояния

Введение

 Состояние нервной  системы и характер явлений, протекающих  в ней, играют заметную роль  в определении уровня здоровья  человека. Процессы, идущие в центральной  нервной системе, взаимодействуя  с сигналами окружающего мира, приобретают решающее значение  в формировании психики.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом духовной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. То есть психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

 По форме отражения (взаимодействия) с окружающим миром  в психике можно выделить два  компонента. Сознание – высшая  форма отражательной способности  мозга. Благодаря ему человек  может отдавать себе отчет  в своих мыслях, чувствах, поступках  и т.д. и при необходимости контролировать  их. Форма бессознательного представлена  привычками, различными автоматизмами (например, ходьбой), влечениями, интуицией. Как правило, любой психический  акт начинается как бессознательный  и лишь потом осознается.

 Психика проявляет  себя в форме психических процессов. К ним относятся ощущения и  восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются  психическими состояниями. Психические  состояния – формы активности, носящие преходящий, но 

11

достаточно длительный характер и “окрашивающий” деятельность и поведение в целом. К психическим состояниям относят вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. Наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности – психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

 Психика современного  человека испытывает мощные негативные  воздействия социального, природного, бытового и многих других факторов, что требует специальных мер  для охраны и укрепления психического  здоровья. В этих условиях особую  актуальность приобретает вопрос  о критериях самого психического  здоровья. В самой общей форме  под ним, по-видимому, следует считать  нормальное течение психических  процессов (внимание, восприятие, память  и т.д.). Психическое здоровье –  важная составная часть здоровья  человека, поэтому нет ничего  удивительного в том, что физическое  и психическое здоровье связаны  самым тесным образом. В первую  очередь это обусловлено тем, что организм человека – это  система, в которой все элементы  взаимосвязаны друг с другом  и воздействуют друг на друга.

Психическое здоровье

 Психическое здоровье  должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

- отсутствием психических  или психосоматических заболеваний;

- нормальным развитием  психики, если речь идёт о её  возрастных особенностях;

- благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

 Под нормальным психическим  здоровьем понимается гармоничное  развитие психики, соответствующее  возрасту, возрастной норме данного  человека. Благоприятное функциональное  состояние рассматривается как  комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение  человеком задач, стоящих перед  ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей  функционального состояния психики  является умственная работоспособность, которая 

12

интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают определённый объём работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Эмоциональная сфера человека.

Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоции (от лат. emovere –потрясаю, волную) – субъективное переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции – один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения.

 Среди эмоций выделяют  настроение, аффект, стресс.

-Настроение – это длительное эмоциональное состояние, эмоциональный фон. У здорового человека настроение обычно оптимистическое.

-Аффект – сильное, слабоуправляемое волей, непродолжительное состояние, возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.

-Стресс (англ. stress – напряжение, усиление, ударение) – состояние напряжения организма в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров).

Стрессовая реакция может возникнуть под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных факторов. Стресс может быть следствием неудовлетворённых притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).

 Развитие стресса проходит 3 стадии, или фазы: 1) фаза тревоги; 2) фаза резистентности (повышение  неспецифической устойчивости организма  к неблагоприятным воздействиям  под действием гормонов); 3) фаза  истощения. У разных людей один  и тот же фактор может вызвать  различные проявления и последствия  стресса, что обусловлено разной  реактивностью организма.

13

 Крайне важно для  человека уметь создавать оптимистическое, бодрое, работоспособное настроение, предупреждать аффекты и контролировать  развитие стресса.

Индивидуально-психологические особенности человека и здоровье.

 Индивидуальные особенности  человека, определяемые особенностями  протекания нервных процессов (возбуждения  и торможения), вслед за И.П. Павловым  в отечественной литературе называют  типами высшей нервной деятельности (ВНД). Есть несколько классификаций  типов ВНД, каждая из которых  использует свои критерии, считая  приоритетными в проявлении психике  те или иные её качества.

 Одной из самых древних  является предложенная Гиппократом  классификация, в которой он выделил 4 типа (темперамента). Сангвиники –  уравновешенные подвижные люди  с устойчивой психикой; холерики  – легко возбудимые, вспыльчивые  люди, которые хорошо справляются  в основном с быстротекущими  делами; флегматики – инертные, малоподвижные  люди, медленно думающие, но упорные  в достижении цели; меланхолики  – очень чувствительные, легко  ранимые и быстро утомляемые  люди.

 Существуют и другие  классификации. Отметим некоторые  из них.

Это художественный тип, мыслительный тип, средний тип. При преобладании первой сигнальной системы (системы конкретных, чувственно непосредственных образов действительности, фиксируемых мозгом) формируется художественный тип. Для него характерна переработка информации преимущественно с помощью образов, т.е. образное мышление. Этот тип характерен для художников в широком смысле этого слова. У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система – речь. Он характерен для людей, в деятельности которых абстрактное мышление играет ведущую роль (философы, математики и др.). Между двумя этими крайними типами находится средний тип с более-менее сбалансированной первой и второй сигнальными системами в деятельности мозга. В реальной жизни крайние типы встречаются редко, и каждый человек находится в определённом месте диапазона между ними.

 В основе классификации  К. Юнга лежит направленность, ориентированность  психики на внешнюю или внутреннюю  действительность. На этом основании  выделены два основных типа:

14

- экстраверты – люди, основные потребности которых  направлены вовне: активные, коммуникабельные, любящие смену обстановки, всегда  “душа компании”;

- интроверты – люди, постоянно  обращённые внутрь, в себя, замкнутые, часто одинокие, вечно сомневающиеся, очень уязвимые, тревожно мнительные, плохо выдерживающие конфликтные  ситуации.

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состоянии (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идёт жизнь человека со всеми её компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надёжным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры