Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры
Общество и физическая культура
…………………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры
2.1 Система дыхания
………………………………………………………………………………....6
РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры
3.1Оптимальное регулирование своего психического состояния
………………………………………………………………………………...11
РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры
4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система
………………………………………………………………………………...19
Вывод
………………………………………………………………………………...26
Список литературы
……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство общего и профессионального образования (2).docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Невроз – болезнь, имеющая в своей основе функциональное расстройство высшей нервной деятельности, проявляющаяся обратимыми нарушениями в эмоциональной, соматической и вегетативной сферах, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

 По клиническим проявлениям  выделяют следующие виды неврозов: неврастению, или астенический невроз; истерию, или истерический невроз; психастению, или невроз навязчивых  состояний. Возникновение того или  иного невроза в значительной  мере зависит от склада личности  человека. Так, лица, у которых преобладает  первая сигнальная система (со  склонностью к непосредственным  эмоциональным реакциям – художественный  тип высшей нервной деятельности), чаще заболевают истерическим  неврозом. Он проявляется в двигательно-опорных  и вегетативных расстройствах. У  людей с преобладанием второй  сигнальной системы (с тенденциями  к отвлечённым рассуждениям, длительному  обдумыванию происходящих событий  – мыслительный тип высшей  нервной деятельности) чаще возникает  невроз навязчивых состояний. У  людей промежуточного типа возникают  неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении  работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

15

 Неврозом заболевают  в основном люди низко адаптированные, слабые, неуверенные в себе. Невроз  – это следствие неразрешённого  внутреннего конфликта мотивов  при недостаточно высокой эффективности  механизмов психологической защиты  и выраженном пассивно-оборонительном  поведении в стрессовых ситуация.

 В результате воздействия  информационно-эмоциональных стрессов, переутомления и недостаточной  профилактики нервно-психических  нарушений значительная часть  людей страдает неврозами. Так, не  менее 33% призывников в ряды Вооружённых  Сил ежегодно освобождаются от  призыва в связи с нервно-психическими  расстройствами и до 80% учителей  страдают разными формами неврозов, а в общем контингенте школьников  не более трети свободны от  каких-либо психических нарушений. Предполагается, что до 50% больных, обращающихся  в поликлинику, в своей основе  имеют психосоматические или  невротические нарушения и нуждаются  в первую очередь в помощи  психотерапевта.

 Гармония процессов, протекающих  в мозгу, - важнейшее условие психического  здоровья, залог успешной физической  или умственной деятельности. Только  в этом случае можно ставить  задачу оптимизации процессов  умственного труда без неблагоприятных  для здоровья последствий.

 Регулирование  психического состояния

 Самый мощный резерв  и одновременно метод регуляции  психического состояния – знание  о себе самом, о преобладающих  инстинктах, установках, темпераменте  и др. При самоанализе человек  должен и может понять особенности  собственного “Я”. Если причина  психологического дискомфорта, нарушения  психического состояния состоит  в том, что поведение человека  неадекватно его психобиологическому  “Я”, то поведение нужно корректировать.

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса необходимо использовать систему взаимодополняющих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, массаж, двигательную активность, полноценный сон и другие подходы,

16

которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

 Самым физиологичным  и эффективным из методов регуляции  психики следует считать двигательную  активность, возможности которой  в этом отношении практически  безграничны. Оптимальная физическая  нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических  процессов, которые идут под влиянием  гормонов стресса (кортикоидных  и катехоламинов), то есть происходит  их своеобразное переключение  с механизмов стресса на обеспечение  двигательной активности.

 Помимо доминантного  механизма движение оказывает  влияние на состояние психики  и опосредовано, что обусловлено  особенностями функциональной организации  спинного мозга. Таким образом, в  результате использования целенаправленного  движения через различные физиологические  механизмы возможно добиться  не только снижения нервно-психического  напряжения, но и нормализации  эмоционального статуса. Более того, после мышечной нагрузки зачастую  возникает ощущение удовольствия (“мышечная радость”), комфорта.

 Движение - это мощный  фактор восстановления умственной  работоспособности по механизму  активного отдыха. Однако в случае  сильного умственного утомления  двигательная активность может  его усугубить, что связано со  снижением в этих условиях  эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обуславливающих  эффект восстановления. Поэтому  после работы, вызвавшей сильное  умственное утомление, необходимо  вначале пассивный отдых (сон, пассивное  расслабление) и лишь затем использование  двигательной активности.

 Одним из наиболее  эффективных средств восстановления  психического здоровья является  аутотренинг, который позволяет  одновременно решать целый ряд  задач: устранение последствий стресса, восстановление сил, затраченных  на работе, повышение функциональных  возможностей организма, управление  психофизиологическим состоянием  и т.д.

 Физиологический механизм  аутотренинга основан на произвольном 

17

управлении доминантой, созданной стрессовым событием и ведущей к усилению мышечного напряжения и ещё большему повышению уровня возбуждения. На практике аутотренинг сводится к освоению приёмов расслабления мышц, выработке навыков в развитии ощущений тепла или холода в разных частях тела, концентрации внимания и создания волевой установки на общее состояние организма или одной из его систем.

 Для нормализации психического  состояния человека эффективным  оказывается использование массажа. Кожа человека представляет собой  широчайшие рецепторное поле, импульсация  которого оказывает заметное  влияние на состояние возбудимости  головного мозга, поэтому целенаправленное  использование массажа позволяет  добиться её нормализации. При  повышенном психоэмоциональном  напряжении хороший эффект даёт  длительное, монотонное использование  таких приёмов, как поглаживание  и глубокое ритмичное спокойное  разминание. При подавленном состоянии  человека, низком психическом тонусе  способствует применение в кратковременном  режиме таких приёмов, как растирание, ударные, поверхностное интенсивное  разминание для активизации возбудительных  процессов и снятию тормозных.

Точечный массаж связан с воздействием на биологически активные точки при различных функциональных нарушениях в организме и изменениях состояния психики.

Важная роль в поддержании нормального психофизического состояния человека принадлежит полноценному сну, который является неотъемлемой частью жизнедеятельности. Сон восстанавливает силы, даёт возможность организму отдохнуть от дневных умственных и физических трудов. Кроме того, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время, и в основном за счёт этого уменьшается нервно-психическое напряжение нервной системы. Во сне освобождаются резервы памяти, стирается посторонняя информация и устраняются ненужные реакции, сформировавшиеся во время бодрствования.

 Продолжительность сна  сугубо индивидуальна и зависит  от характера предшествующего  труда, общего состояния человека, возраста, времени года, особенностей  высшей нервной деятельности  человека и других факторов. В  частности, после напряжённого умственного  или физического труда требуется  более продолжительный сон. В  среднем для нормальной 

18

жизнедеятельности оптимальным считается сон в течение 7-8 часов.

РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры

4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система

Введение

Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды.

 В медицине физиология  вкупе с анатомией является  базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет  разрозненные знания и факты  о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень  дееспособности. А по степени  функциональных нарушений, т.е. по  характеру и величине отклонения  от нормы важнейших физиологических  функций — стремится устранить  эти отклонения и вернуть организм  к норме с учётом индивидуальных  видовых или этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных  условий среды обитания.

При коррекции нарушенных функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения — количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питания.

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

19

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

 Функциональные системы организма:

Скелет — комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки и др.); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа). При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными.

Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы — подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

Мышечная система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно-полосатая (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно-полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.

Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные

20

звенья скелета. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло. Скелетные мышцы обладают способностью возбуждаться под влиянием нервных импульсов. Возбуждение проводится до сократительных структур (миофибрилл), которые, сокращаясь, выполняют определенный двигательный акт — движение или напряжение.

В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения.

Сокращение и напряжение мышцы осуществляется за счет энергии, освобождающейся при химических превращениях, которые происходят при поступлении в мышцу нервного импульса или нанесении на нее непосредственного раздражения. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях). Первичным источником энергии для сокращения мышцы служит расщепление АТФ. Из каждой грамм-молекулы АТФ освобождается 10 000 кал. Запасы АТФ в мышце незначительны и, чтобы поддерживать их деятельность, необходим непрерывный ресинтез АТФ. Он происходит за счет энергии, получаемой при распаде креатинфосфата (КрФ) на креатин (Кр) и фосфорную кислоту (анаэробная фаза). При этом на каждый моль КрФ освобождается 46 кДж.

Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры