Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:09, контрольная работа
Одна из важнейших социальных задач — сохранение и укрепление здоровья детей, молодежи, всего народа. Здоровье необходимо нам, чтобы в полной мере наслаждаться радостями жизни, получать удовлетворение от высокопроизводительного, творческого труда. В данном аспекте здоровье каждого человека рассматривается как непременное условие его гармонического развития, жизненного благополучия. А уже это, в свою очередь, — залог активной трудовой деятельности человека.
Введение ………………………………………………………………………………... 3
РАЗДЕЛ 1.Социальные основы физической культуры
Общество и физическая культура
…………………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 2.Биологические основы физической культуры
2.1 Система дыхания
………………………………………………………………………………....6
РАЗДЕЛ 3.Психологические основы физической культуры
3.1Оптимальное регулирование своего психического состояния
………………………………………………………………………………...11
РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры
4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система
………………………………………………………………………………...19
Вывод
………………………………………………………………………………...26
Список литературы
……………………………………………………
Невроз – болезнь, имеющая в своей основе функциональное расстройство высшей нервной деятельности, проявляющаяся обратимыми нарушениями в эмоциональной, соматической и вегетативной сферах, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.
По клиническим проявлениям
выделяют следующие виды
15
Неврозом заболевают
в основном люди низко
В результате воздействия
информационно-эмоциональных
Гармония процессов, протекающих
в мозгу, - важнейшее условие
Регулирование психического состояния
Самый мощный резерв
и одновременно метод
Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса необходимо использовать систему взаимодополняющих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, массаж, двигательную активность, полноценный сон и другие подходы,
16
которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.
Самым физиологичным
и эффективным из методов
Помимо доминантного
механизма движение оказывает
влияние на состояние психики
и опосредовано, что обусловлено
особенностями функциональной
Движение - это мощный
фактор восстановления
Одним из наиболее
эффективных средств
Физиологический механизм
аутотренинга основан на
17
управлении доминантой, созданной стрессовым событием и ведущей к усилению мышечного напряжения и ещё большему повышению уровня возбуждения. На практике аутотренинг сводится к освоению приёмов расслабления мышц, выработке навыков в развитии ощущений тепла или холода в разных частях тела, концентрации внимания и создания волевой установки на общее состояние организма или одной из его систем.
Для нормализации
Точечный массаж связан с воздействием на биологически активные точки при различных функциональных нарушениях в организме и изменениях состояния психики.
Важная роль в поддержании нормального психофизического состояния человека принадлежит полноценному сну, который является неотъемлемой частью жизнедеятельности. Сон восстанавливает силы, даёт возможность организму отдохнуть от дневных умственных и физических трудов. Кроме того, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время, и в основном за счёт этого уменьшается нервно-психическое напряжение нервной системы. Во сне освобождаются резервы памяти, стирается посторонняя информация и устраняются ненужные реакции, сформировавшиеся во время бодрствования.
Продолжительность сна
сугубо индивидуальна и
18
жизнедеятельности оптимальным считается сон в течение 7-8 часов.
РАЗДЕЛ 4.Физиологические основы физической культуры
4.1Организм человека как сложная саморегулирующая система
Введение
Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды.
В медицине физиология
вкупе с анатомией является
базисной теоретической
При коррекции нарушенных функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения — количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питания.
Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).
19
Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Функциональные системы организма:
Скелет — комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки и др.); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа). При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными.
Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы — подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.
Мышечная система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно-полосатая (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно-полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.
Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные
20
звенья скелета. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло. Скелетные мышцы обладают способностью возбуждаться под влиянием нервных импульсов. Возбуждение проводится до сократительных структур (миофибрилл), которые, сокращаясь, выполняют определенный двигательный акт — движение или напряжение.
В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения.
Сокращение и напряжение мышцы осуществляется за счет энергии, освобождающейся при химических превращениях, которые происходят при поступлении в мышцу нервного импульса или нанесении на нее непосредственного раздражения. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях). Первичным источником энергии для сокращения мышцы служит расщепление АТФ. Из каждой грамм-молекулы АТФ освобождается 10 000 кал. Запасы АТФ в мышце незначительны и, чтобы поддерживать их деятельность, необходим непрерывный ресинтез АТФ. Он происходит за счет энергии, получаемой при распаде креатинфосфата (КрФ) на креатин (Кр) и фосфорную кислоту (анаэробная фаза). При этом на каждый моль КрФ освобождается 46 кДж.
Информация о работе Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры