Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 10:39, контрольная работа
Воспитать здорового ребенка - значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Вот почему так важно укреплять растущий детский организм, особенно в период дошкольного детства.
1. Введение.
2. Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
3. Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части.
4. Типы физкультурных занятий.
5. Формы физкультурных занятий.
6. Способы организации детей на физкультурных занятиях.
7. Примерные комплексы упражнений (с дозировкой).
8. Индивидуальные упражнения.
8.1. Упражнения для верхнего плечевого пояса.
8.2. Упражнения для мышц живота.
8.3. Упражнения для других групп мышц.
9. Режим физкультурных занятий.
10. Заключение.
11. Список используемой информации.
3 тип - контрольно - учетные занятия.
Они также строятся на
Формулировка программных задач при составлении плана должна соответствовать типу занятия и подсказывать инструктору целесообразную стратегию руководства
1 тип - познакомить…, разучить…
2 тип - продолжить учить, повторить…, закрепить…., упражнять…, совершенствовать…
3 тип - совершенствовать…, проверить
состояние навыков в …, проконтролировать…,
развивать двигательное
5. Формы физкультурных занятий.
В младшей
группе используются преимущественно
комплексные, сюжетные, игровые, а также
сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная
линия органично проходит через различные
игры. Такой подход при выборе формы проведения
прежде всего основан на том, что игра
в этом возрасте для детей является ведущим
видом их деятельности и усвоение программного
материала в игре, сюжете, комплексе с
другими элементами (развитие речи, математика,
познание окружающего мира и т.п.) будет
наиболее рациональным и эффективным.
Учебно-тренировочные занятия используются
в меньшей степени.
Игровые занятия — это вид занятий, основной
составляющей которых являются игры. Их
проведение целесообразно после занятий
с повышенной интеллектуальной нагрузкой,
для закрепления движений в новых условиях,
а также для обеспечения положительных
эмоций. Вместе с тем придерживаться четкого
правила, что занятие игрового типа должно
состоять только из подвижных игр, не стоит.
Помимо игр оно может включать упражнения
игрового характера (мышки вышли на прогулку,
медвежонок умывается, солнышко потягивается
и т.д.), при проведении которых посредством
эмоционально окрашенной речи педагога,
тона, стиля общения с детьми занятие будет
носить игровой характер.
Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль,
разыгрываемый детьми с помощью различных
физических упражнений. Структурными
составляющими его могут быть подвижные
игры различной степени подвижности, игры,
представленные в виде мини-сказок, а также
упражнения, гармонично отражающие сюжетную
линию занятия, сказочные (несказочные)
персонажи и т.п. Данные занятия будут
способствовать не только накапливанию
детьми двигательного опыта, но и расширению
кругозора детей, развитию их познавательных
психических процессов.
Комплексные занятия — занятия, в ходе которых педагог
имеет возможность решить посредством
физической культуры задачи других образовательных
областей (математика, развитие речи, познание
окружающего мира, безопасность и т.п.).
А содержание таких образовательных областей
дошкольной педагогики, как математика,
ознакомление с окружающим, развитие речи
и т.д., нередко настолько объединено, взаимосвязано
и взаимообусловлено с содержанием физического
воспитания, что единственно верный и
необходимый путь — это объединение их
в комплекс, ведущий к состоянию связанности
отдельных частей, к их сближению в единое
целое. Поэтому в комплексных занятиях
указаны задачи этих образовательных
областей.
Также
в работе с младшими дошкольниками используются учебно-
Для
усвоения движений детьми 3-4 лет необходимо
не просто их повторение, а повторение,
не удаленное во времени, поэтому содержание
занятий на каждой неделе повторяется дважды с небольшими
усложнениями, которые указаны в конце каждого занятия. Это
позволит педагогу закрепить предложенный
на первом занятии материал, а также поддерживать
у детей интерес к занятию и решить поставленные
задачи. Задачи оздоровительного и воспитательного
характера в конспектах не указываются,
потому что являются общими для всех занятий
и не требуют, в отличие от задач образовательных,
подробного описания к каждому занятию.
Таким
образом, учитывая поэтапность (обучение,
закрепление, совершенствование), программные
задачи решаются посредством всех представленных
форм физкультурных занятий через игровые
методы и приемы.
Развитию
физических качеств у детей младшего дошкольного
возраста на занятиях уделяется также
большое внимание. Основными физическими
качествами принято считать ловкость,
быстроту, гибкость, силу, выносливость.
При выполнении любого упражнения в той
или иной степени проявляются все физические
качества, поэтому в задачах каждого занятия
они не указаны.
Структурные
части предлагаемых физкультурных занятий
включают также различные дополнительные
компоненты, среди которых дыхательная
и пальчиковая гимнастики, психогимнастика,
упражнения для релаксации.
Целесообразность
внедрения специальных дыхательных упражнений, проводимых в увлекательной
стихотворной игровой форме, обеспечивается
тем, что в результате ее использования
осуществляется полноценный дренаж бронхов,
очищается слизистая дыхательных путей,
укрепляется дыхательная мускулатура
в целом. Кроме кислородного питания с
помощью дыхания происходит и энергетическая
подпитка организма. Вместе с тем правильное
дыхание регулирует состояние нервной
системы человека, а тем более ребенка
младшего дошкольного возраста. Педагог,
объясняя выполнение определенного дыхательного
упражнения, показывает его, а в дальнейшем
корректирует выполнение его детьми.
В содержании
занятий представлены также психогимнастические упра
В содержание упражнений могут
входить задания на
Целесообразность
использования в содержании занятий пальчиковых
гимнастик обусловлена слабым развитием
мелких групп мышц у младших дошкольников.
Ученые, изучающие деятельность детского
мозга, психику, отмечают большое стимулирующее
значение функции руки. В частности, исследованиями
российского ученого М.М. Котовой установлено,
что уровень развития речи детей находится
в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев. Поэтому, выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок
достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при
этом индуктивно происходит возбуждение
в центрах речи), но и подготавливает руку
ребенка к дальнейшему обучению в школе
(рисование, письмо). С детьми дошкольного
возраста пальчиковые гимнастики проводятся
в рифмованной стихотворной форме и носят
увлекательный характер. Дети с удовольствием
запоминают и воспроизводят тексты гимнастик,
развивая при этом не только речь, но и
иные психические процессы (память, мышление,
воображение).
При
использовании релаксационных приемов как компонента заключительной
части занятия важно придерживаться постепенного
перехода в состояние расслабления. Большинству
детей младшей группы свойственны нарушение
равновесия и подвижности между процессами
возбуждения и торможения, повышенная
эмоциональность, двигательное беспокойство.
Умение расслабиться помогает одним детям
снять напряжение, другим — сконцентрировать
внимание, снять возбуждение. Расслабление
вызывается путем специально подобранных
игровых приемов. Каждому дается образное
название, это увлекает детей. Они выполняют
расслабляющие упражнения, не просто подражая
взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный
образ. Большинство детей правильно воспринимают
эти задания, хорошо расслабляются. Об
этом позволяет судить внешний вид ребенка:
спокойное выражение лица, ровное, ритмичное
дыхание, вялые послушные руки, которые
тяжело падают, если их приподнять, у некоторых
появляются зевота, сонливое состояние
и т.д. Опыт показывает, что в результате
применения релаксации у многих детей
налаживается сон, они становятся более
уравновешенными и спокойными. Упражнения
рекомендуется выполнять в сопровождении
приятной, спокойной музыки.
Реализация
задач физического воспитания находится
в тесном единстве с реализацией задач
нравственного, умственного, эстетического
воспитания. На занятиях по физическому
воспитанию у дошкольников младших групп
педагог целенаправленно формирует положительные
черты характера, нравственные качества
посредством использования разнообразных
методов, среди которых: убеждение, поощрение,
похвала, порицание, положительный пример
других детей и свой личный, разъяснение,
беседа. Накопление морального опыта и
его закрепление на занятиях по физическому
воспитанию осуществляются в подвижных
играх под руководством педагога.
При
обучении физическим упражнениям происходит
развитие и психических процессов. Давая
различные задания, педагог способствует
проявлению у детей активности, самостоятельности,
сообразительности, находчивости, предлагая,
к примеру, двум детям придумать, как пролезть
в обруч двоим, стоящим рядом, и т.п. Использование
подвижных игр, проведение упражнений
в имитационной форме способствуют закреплению
у детей знаний об окружающей действительности
(виды труда, способы передвижения людей,
повадки животных и птиц в природе и т.п.).
Эстетическое
воспитание осуществляется в процессе
занятий, когда педагог обращает внимание
детей на красивую, правильную осанку
кого-либо из детей, опрятную спортивную
форму, а также образцовый показ упражнения,
вызывая тем самым у детей эстетическое
удовольствие и желание выполнить движение
с такой же легкостью, изяществом.
Создание
педагогом благоприятного психологического
климата, правильный подбор упражнений
и рациональная методика их проведения,
использование музыкального сопровождения,
жизнерадостное настроение взрослого
будут способствовать воспитанию у детей
положительных эмоций.
Особое
внимание следует уделять речи педагога,
ее эмоциональной окраске, тембру, выразительности.
В конспектах занятий, приведенных ниже,
подробная речь педагога приводится только
в тех случаях, когда это связано с игровым
сюжетом или она сугубо ситуативная для
данного занятия.
6. Способы организации детей на физкультурных занятиях.
Способы организации |
Характеристика способа |
Положительные стороны способа |
Недостатки способа |
Фронтальный способ |
Все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение или одновременно - разные движения под руководством воспитателя. |
Обеспечивает высокую моторную плотность. Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения: воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит её деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения. |
Затруднительность индивидуального подхода. |
Групповой способ |
Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп, и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как дети выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования уже приобретённых двигательных навыков. |
Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Воспитывается умение самостоятельно выполнять задания; ответственность, сдержанность. Даётся возможность упражнять в нескольких видах движений. Повышается физическая нагрузка. Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. |
Ограниченность возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки. |
Индивиду-альный способ
|
Каждый ребёнок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания; остальные дети наблюдают за исполнением и оценивают движения. |
Достигается воспитание качества, точности двигательного действия.
|
Низкая моторная плотность занятия.
|
Посменный способ |
Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. |
Обеспечивает отработку качества движений. Индивидуальный подход к детям. |
Низкая моторная плотность занятия. |
Поточный способ |
Все дети делают одно движение по очереди, друг за другом, непрерывно, поточно. Для осуществления большой повторности упражнения могут быть организованны в 2-3 потока.
|
Обеспечивается высокая моторная плотность занятия. Достигается воспитание у детей физических качеств – быстрота, ловкость, сила, выносливость и ориентировка в пространстве. |
Трудность качественной оценки движения, исправление неточности двигательного действия. |
Выбор способа организации детей на занятии зависит от:
- Новизны, сложности и характера упражнений.
- Задач занятия.
- Материальной оснащенности.
- Размеров помещения.
- Наличие оборудования.
- Возраста детей и их
- Собственных умений
7. Примерные комплексы упражнений (с дозировкой).
1.
И.п.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 8-10 раз.
И.п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.
И.п.: упор на коленях. Взмах ногой, руки согнуты.
И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову (взрослый считает до 4-5). Лечь, расслабиться.
И.п.: лежа на животе. Поднять
обе руки вверх, хлопнуть
3-5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола.
Лечь, расслабиться.
Упражнения можно выполнять и в парах, соединяя детей примерно равных по силам, массе и длине тела (росту).
2.
1. И.п.: стоя лицом друг
к другу, держаться за руки. Один
садится, второй стоит и держит
его, помогая. Когда первый поднимается,
садится второй. По мере освоения
упражнения приседание
2. И.п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая то одну, то другую руку, силой давить на ладони партнера.
И.п.: стоя прижаться спиной друг
к другу, согнутые
руки сцепить в локтях. Медленно присесть
и встать, плотно прижимаясь спинами. Повторить
5--б раз.
И.п.: один сидит на полу, ноги прямые, второй стоит, придерживая его ноги. Ложиться и садиться по 8--10 раз, меняясь местами.
И.п.: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То же, сидя.
И.п.: стоя лицом друг к другу, между ними на полу две линии или шнуры на расстоянии 30 см. Берутся за руки и тянут, стараясь затащить партнера в «реку».
3.
1. И.п.: сидя ноги скрестно, мяч в руках. Поднять вверх, опустить за голову (сгибая руки), снова вверх и вниз. Повторить 6-7 раз.
И.п.: сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпрямиться, мяч к груди.
И.п.: сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча.
Повторить 6-7 раз.
И.п.: лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот и обратно с мячом в руках. Чередовать перекат в правую и левую сторону 3-4 раза.
И.п.: стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
И.п.: лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола, поочередно ударять по мячу руками.
И.п.: сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.
И.п.: мяч на полу. Стать на него на колени, подняться.
Можно предложить детям и такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево (стоя по кругу), над головой (стоя в колонне), бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад.
В упражнениях используются набивные мячи массой не более 700 -1000 г.
8. Индивидуальные упражнения.
8.1. Упражнения для верхнего плечевого пояса.
И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
И. п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.
И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.
И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п. сидя.
Упражнение «Растягиваем резину». И. п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.
И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.
И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
И. п.: ноги на ширине ступни,
палка за спиной на лопатках.
Наклониться вперед, одновременно поднимая
палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку
за спину.
И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.
И. п.: стоя на коленях, палка
сзади в прямых руках.
Прогнуться назад, коснуться палкой пяток
ног (выдох), выпрямиться (вдох).
И. п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и. п. присесть и встать.
8.2. Упражнения для мышц живота.
Упражнение «Длинные и короткие ноги».
И. п.: сидя на полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
И. п.: то же. Поднимать и опускать
прямые ноги (вместе
и попеременно). То же, в положении лежа
на спине.
Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5--8 секунд). Делать перерывы для отдыха.