Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Воспитать здорового ребенка - значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Вот почему так важно укреплять растущий детский организм, особенно в период дошкольного детства.

Содержание работы

1. Введение.
2. Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду.
3. Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части.
4. Типы физкультурных занятий.
5. Формы физкультурных занятий.
6. Способы организации детей на физкультурных занятиях.
7. Примерные комплексы упражнений (с дозировкой).
8. Индивидуальные упражнения.
8.1. Упражнения для верхнего плечевого пояса.
8.2. Упражнения для мышц живота.
8.3. Упражнения для других групп мышц.
9. Режим физкультурных занятий.
10. Заключение.
11. Список используемой информации.

Файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).

Упражнение «Ножницы».

 И. п.: то же. Встречные  частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.

И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10--12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.

И. п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.

И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой) 
рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.

Упражнение «Насос».

И. п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.

И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на другой бок.

 

 

 

 

 

Упражнение «Бревнышко».

И. п.: лежа. Повернуться(покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы 
для отдыха.

И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.

И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки 
вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, 
пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.

Упражнение «Кошечка спит».

 И. п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, 
сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же 
выполнить в другую сторону.

И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от 
пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.

  
                        8.3. Упражнения для других групп мышц.

Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения (в небольшом объеме) для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками.

Большинство приведенных упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Детям интереснее их выполнять, а взрослому легче контролировать качество движений. Малышу нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой, а ребенку 5-6 лет можно предложить упражнения с мячами (обычными и набивными), скакалками, на гимнастической скамейке. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что приводит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка1 плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. При проведении подобранных с этой целью упражнений надо соблюдать определенные медико-педагогические требования.

Упражнения по прилагаемым в них усилиям должны непременно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно с возрастом усложняться.

 

 

Очень важно не держать ребенка на одном и том же усилии, не тормозить его развитие, и этим воспитывать трудолюбие, желание совершенствоваться, проявлять не только мышечные, но и волевые усилия. Не следует ориентироваться на среднего по развитию ребенка, это приносит вред слабым детям: они порой перенапрягаются, превышают свои реальные силы, особенно добросовестные, старательные. Не менее вреден такой подход и к сильному ребенку: его развитие замедляется и, кроме того, он привыкает к легкому выполнению задания, а это способствует негативным проявлениям: зазнайству, излишней самоуверенности, нескромности и др.

Большое значение имеет повторение упражнений. Слишком малая дозировка не содействует развитию силы, тренировке мышечной системы, а чрезмерно большая может привести к утомлению, перегрузке. Поэтому упражнения, вызывающие заметные усилия (например, толкание и бросание набивных мячей, подтягивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением вперед), повторяются меньшее число раз и с большими интервалами между повторениями, чем упражнения с меньшими усилиями, например метание теннисного мяча, ползание на четвереньках, подскоки на месте. Силовые упражнения выполняются размеренно, плавно, без излишней натуги. Дыхание глубокое, ровное. Упражнения делаются с максимальной амплитудой, повторяются от 4-6 до 10-12 раз.

Важно также учитывать темп выполнения упражнений. Чем он выше, тем меньше число повторений и продолжительнее пауза для отдыха. Паузы между повторениями надо заполнять так, чтобы была обеспечена смена работающих мышц. Так, выполнив бросок набивного мяча, можно легко, шагом, не спеша догнать его; после ползания или лазанья хорошо пройти в спокойном ритмичном темпе.

Упражнения с мышечным напряжением целесообразно выполнять из исходных положений сидя или лежа, при которых уменьшается нагрузка на сердечнососудистую систему, разгружается позвоночник, а для девочек имеет особое значение потому, что эти позы снижают напряжение мышц живота и малого таза.

  
                            9. Режим физкультурных занятий.

Физическим упражнениям и подвижным играм в дошкольном учреждении отводится достаточное время в режиме дня:

- утренняя гимнастика (6-12 минут);

- физкультминутки между занятиями (2-3 минуты);

- физкультурные занятия (15-30 минут);

- подвижные игры и спортивные упражнения на прогулках утром и вечером (по 20-30 минут);

- физкультурные досуги (2 раза в месяц по 20-30 минут);

- физкультурные праздники (2-3 раза в год по 30 минут – 90 минут).

Как видно, движения распределены в течение всего дня, но с некоторым преимуществом в утренний отрезок времени, особенно в отношении организованных форм занятий -утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток. Это распределение зависит от поставленных воспитательных задач, характеpa деятельности детей, степени владения двигательными умениями, сезона года.

За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок. Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:

- изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;

- подбор участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);

- подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья и, в особенности, уровня развития движений (одним требуются упражнения, укрепляющие мышечную систему, формирующие правильную осанку, другим - улучшающие координацию, пространственную ориентировку и т. п.).

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

 

 

                                              10. Заключение.

Главная задача физического воспитания в детском саду обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста.

Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.

Таким образом, в методике физического воспитания детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением), Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер. Отдыхая между упражнениями, ребёнок может находиться в состоянии относительного покоя или заниматься другим видом деятельности, т. е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики физического воспитания связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста как основные используют следующие методы: метод упражнений с четкой заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха игровой метод; соревновательный метод.

Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи, с чем ограничивается заданность способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности.

Соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

Широко применяются в физическом воспитании дошкольников словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

В практике физического воспитания перечисленные методы, соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. Специальная задача развития физических качеств не ставится. В средней, старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование физических качеств (строго дозированные упражнения, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).

Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспитания, а также способы организации детей на занятиях (индивидуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др.).

 

 

                       11. Список используемой информации.

1. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1984 г.

2. Осокина Т.И. «Физическая культура  в детском саду», Москва, «Просвещение», 1986 г.

3. Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1987 г.

4. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, «Просвещение», 1986 г.

5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1985г.

6. Фомина И.А. «Физкультурные занятия  и спортивные игры в детском  саду», Москва, «Просвещение», 1984 г.

7. Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные  занятия на воздухе», Москва, «Просвещение», 1983 г.

8. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Просвещение», 1988 г.

9. Глазырина Л.Д. «Методика физического  воспитания детей дошкольного  возраста», Москва, «Владос», 2001 г.

Информация о работе Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры