Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого цель работы – рассмотреть современные педагогические технологии, влияющие на успешность выступления биатлонистов 15-17 лет в соревновательном периоде.
Задачи:
1. Изучить современные педагогические технологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности биатлонистов.
3. Разобрать проблемы тренировочного процесса биатлонистов 15-17 лет и методические подходы к совершенствованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...….3
I. Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………..……………………….….4
1.1. Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах...........................................................................................................4
1.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе…………………………….……………………………7
II. Возрастные особенности биатлонистов 15-17 лет......................................10
2.1. Анатомо-физиологические особенности подростков 15-17 лет…………....10
2.2. Психологические особенности учащихся 15-17 лет …………….................12
III. Проблемы тренировочного процесса и методические подходы к совершенствованию биатлонистов 15-17лет. ………………………...........….16
3.1. Инновационные средства в учебно-тренировочном процессе
биатлонистов……………………………...………………………………………...16
3.2. Методические подходы к совершенствованию учебно-тренировочного процесса биатлонистов в соревновательном периоде……...……………………22
Заключение…………………………………………………………………..…….27
Литература………………………..………………………………………..……....28

Файлы: 1 файл

огого.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

П.А. Виноградов и В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игр применение информационно-коммуникационные технологии обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. Помимо работы с большими информационными массивами персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспертами[2]. А.А. Макаров с соавторами описывают систему начисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью, фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке.

II. Основные характеристики биатлонистов 15-17 лет

 

2.1. Анатомо-физиологические особенности подростков 15-17 лет

 

Современный спорт отличается острейшей  борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень  спортивных достижений предъявляет  особые требования к качеству подготовки спортсмена. Одно из основных условий  высокой эффективности системы  подготовки спортсменов заключается  в строгом учете возрастных и  индивидуальных анатомо-физиологических  особенностей, характерных для отдельных  этапов развития детей и подростков[17].

Одним из основных критериев  биологического возраста считается  скелетная зрелость, или «костный»  возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее  всех отделов позвоночника развивается  поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник  достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних  и нижних поверхностей позвоночника, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становиться  более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они  уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки[4].

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых  заканчивается). Если у подростков преобладает  рост тела в длину, то у старших  школьников явно преобладает рост в  ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения  в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура  мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рот мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения[15].

Опорно-двигательный аппарат  у старших школьников способен выдерживать  значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что  обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными  свойствами мышц.

Спортивная тренировка оказывает  существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16-летних спортсменов. Точность движения в 2 раза выше, чем у нетренированных  подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.

Наибольший прирост наблюдается  в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила, с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост  силы происходит несколько раньше, с 10-12, а у мальчиков – с 13-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят  девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств  развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится  на низком уровне, особенно к статической  работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается  с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет  возрастает выносливость к статическим  нагрузкам. В целом к 17-18 годам  выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального  уровня она достигнет к 25-30 годам.

Абсолютных запасов углеводов  у подростков и юношей также меньше чем у взрослых. Поэтому возможность  длительной работы подростками и  юношами ограничена.

У подростков с низкими  показателями физического развития биологический возраст может  отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года[9].

 

2.2 Психологические  особенности  учащихся 15-17 лет

 

В центре психологического развития старшего школьника стоит  профессиональное самоопределение.

Изменяется  отношение к школе — оно  становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск  спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми[14].

Ведущая деятельность в юношеском  возрасте — познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными  и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая  избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение  и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Таким образом, в старших  классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется  обобщение представление о самом  себе, понимание и переживание  своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это  не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии [10].

Ранняя юность — это  период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как  заведомо недосягаемого образца  постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Центральный психологический  процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Общение в жизни старших  школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Наряду с развитием  приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем  понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте[11].

Сложно складываются отношения  со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Главное психологическое  приобретение ранней юности — обнаружение  ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках.

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Необходимо отметить, что рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков 15-17 лет ведет к изменениям в характере становления и структуре «Я-концепции». В этом возрасте, в рамках становления нового уровня самосознания, происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.

Подростковый возраст, в  целом, - остро протекающий переход  от детства к взрослости, в котором  выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и так далее. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества[16].

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора  на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Проблемы тренировочного процесса и методические

подходы к совершенствованию биатлонистов 15-17лет. 

 

3.1. Инновационные средства в  учебно-тренировочном процессе 

биатлонистов.

 

Из анализа научно-методической литературы можно сказать, что успешное выступление биатлонистов на соревнованиях зависит от многих  факторов: генетической предрасположенности, мотивации спортсмена, правильного содержания и структуры тренировочного процесса, психологической подготовленности,  средств восстановления, современных технологий. Исключение одного из факторов ведет к ухудшению результата, вследствие чего возможность успешного выступления на соревнованиях значительно падает. Поэтому с помощью современных педагогических технологий и методических подходов минимизируем влияние отрицательных факторов, тем самым предполагаем, повысим результативность биатлонистов 15-17 лет в соревновательный период.

 Программно-аппаратный комплекс InfoLife – современная технология, направленная на определение генетической предрасположенности.

"InfoLife" - это методика биометрического тестирования для определения способностей по отпечаткам пальцев, основанная на науке дерматоглифике. 

Точность методики от 92%. Такой результат достигнут благодаря  огромному количеству протестированных людей, на которых апробировались исследования и разработки. В ходе разработки программно-аппаратного комплекса InfoLife за 9 лет было протестировано более шести тысяч человек, проведенные исследования позволили достигнуть высокой точности.

Результаты основаны на научном подходе. Гипотеза исследований состоит в том, что в рамках единой целостности организма, природа признаков пальцевой и ладонной дерматоглифики как морфогенетических маркеров, предполагает установление их связи с конституциональными, физическими и внешне-опознавательными особенностями человека, развивающимися в онтогенезе под большим влиянием окружающей среды.

Определение закономерностей  проявления межсистемных связей позволило разработать систему критериев прогностической оценки конституциональных, физических и внешне-опознавательных признаков человека на основе фенотипологии пальцевой и ладонной дерматоглифики.

Информация о работе Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта