Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого цель работы – рассмотреть современные педагогические технологии, влияющие на успешность выступления биатлонистов 15-17 лет в соревновательном периоде.
Задачи:
1. Изучить современные педагогические технологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности биатлонистов.
3. Разобрать проблемы тренировочного процесса биатлонистов 15-17 лет и методические подходы к совершенствованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...….3
I. Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта…………………………………………………..……………………….….4
1.1. Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах...........................................................................................................4
1.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе…………………………….……………………………7
II. Возрастные особенности биатлонистов 15-17 лет......................................10
2.1. Анатомо-физиологические особенности подростков 15-17 лет…………....10
2.2. Психологические особенности учащихся 15-17 лет …………….................12
III. Проблемы тренировочного процесса и методические подходы к совершенствованию биатлонистов 15-17лет. ………………………...........….16
3.1. Инновационные средства в учебно-тренировочном процессе
биатлонистов……………………………...………………………………………...16
3.2. Методические подходы к совершенствованию учебно-тренировочного процесса биатлонистов в соревновательном периоде……...……………………22
Заключение…………………………………………………………………..…….27
Литература………………………..………………………………………..……....28

Файлы: 1 файл

огого.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

Диаграмма спортивных способностей

Как видно, на диаграмме наглядно показана предрасположенность к  тому, или иному виду спорта, - чем выше показатель, - тем сильнее выражены способности. В дополнение к диаграмме идет описание физических возможностей, построения тренировочного процесса и предпочтительных видов спорта.

Развитие мотивационной  сферы на основе информационно-коммуникационных технологий.

Как показывают данные психолого-педагогичеких  и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С.Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К.Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий.

Изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:

    • обучение с компьютерной поддержкой;
    • применение мультимедиа-систем;
    • использование интерактивных компьютерных средств.

Инструментами учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., средствами коммуникаций — локальные компьютерные сети и Интернет. С помощью компьютерных программ можно оценить и скорректировать эмоциональный фон спортсмена, что в дальнейшем поспособствует учёту индивидуальных возможностей, интересов, склонностей, субъективного опыта, адаптации к познавательным потребностям и интересам обучаемого.

Zephyr

Zephyr – устройство предназначенное для сбора и анализа биометрических данных группы в режиме реального времени.

Прибор фиксирует:

    • Частоту сердечных сокращений
    • Частоту дыхательных движений
    • Температуру тела
    • Положение тела в пространстве
    • Активность в условных единицах

Мониторинг сердечного ритма  отслеживает до 50 субъектов одновременно. Благодаря системе, работающей в режиме реального времени, тренеры и специалистов могут просмотреть интенсивность нагрузки.

Потоковое данных позволяет  в режиме реального времени понимание  потенциала теплового стресса, переутомления и обезвоживания. Система позволяет тренеру спроектировать комплексы упражнений, которые будут обучать каждого спортсмена и команду в целом, что обеспечит высочайший уровень производительности в расчете на единицу усилий.

СКАТТ

СКАТТ Биатлон — электронный компьютерный тренажер, специально разработанный для стрелковой подготовки спортсменов-биатлонистов. Он позволяет тренироваться на дистанции 5 метров в закрытых помещениях. На сегодняшний день это самая совершенная система в своём классе, т.к. позволяет зафиксировать для последующего анализа не только траекторию прицеливания на мишени, но и траекторию переноса оружия с одной мишени на другую.

Для работы с тренажером, стрелок закрепляет на оружии датчик который постоянно, с высокой  точностью следит за перемещениями  оружия относительно мишени. Информация от датчика поступает в компьютер где преобразуется программой СКАТТ и отображается в виде траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени. Момент выстрела фиксируется на экране в виде пробоины.

Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраняются  в памяти компьютера для последующего анализа.

Таким образом, возникает  эффект обратной связи, когда стрелок  может выявить свои ошибки, допущенные во время прицеливания и в момент выстрела.

В основе конструкции тренажеров СКАТТ лежит принцип определения  координат при помощи инфракрасного  излучателя, размещённого в корпусе  электронной мишени, и приёмника  инфракрасного излучения, закрепляемого  на оружии. Данные с приёмника (сенсора) поступают в вычислительный блок тренажёра, который преобразует их для последующей передачи в персональный компьютер. Попадая в компьютер, данные обрабатываются программой СКАТТ, которая отображает их на экране монитора в виде траектории прицеливания и расположения пробоины на мишени.

В биатлоне, как и в  некоторых других циклических видах  спорта, в последние годы произошли существенные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом в методике тренировки. Применение большого объёма стрелковых упражнений, увеличение количества комплексных тренировок позволили повысить качество стрельбы, но не решили всех проблем стрелковой подготовки.

В настоящее время в контроле за стрелковой подготовкой биатлонистов используют хронометрирование отдельных элементов выполняемого упражнения, оценка качества стрельбы по мишени №7 и мишенным установкам, видеозапись. Основной недостаток применяемых установок - громоздкость, большой вес и некоторые особенности в эксплуатации. В связи с этим компьютерный тренажер «Скатт» является в настоящее время одним из лучших стрелковых тренажеров как у нас в стране, так и за рубежом.

Небольшой вес прибора (500 г) и сенсорного датчика (30 г), его  компактность, возможность использования стационарно и в полевых условиях, удобство анализа и возможность сохранять все файлы стрельбы на жестком диске компьютера делают его незаменимым в стрелковой подготовке спортсменов различной квалификации. Особенно ценной представляется способность реального отображение мишеней и пробоин (аналогичных стрельбе на 50 м боевыми патронами калибра 5,6 мм по мишени № 7), а также всех характеристик микроструктуры техники выстрела на экране компьютера.

В основе конструкции тренажеров «Скатт» лежит принцип определения координат при помощи инфракрасного излучателя, размещённого в корпусе электронной мишени, и приёмника инфракрасного излучения, закрепляемого на оружии.

LactateScout (ЛактатСкаут)

Лактат крови (молочная кислота) - показатель уровня активизации гликолиза (расщепления мышечного гликогена анаэробным путем) при физической нагрузке.

Лактат крови помогает определить:

- тренированность спортсмена (аэробную и анаэробно-гликолитическую  способность скелетных мышц),

- эффективность выполненных  тренировочных программ,

- интенсивность нагрузок  с преобладающим использованием ("сжиганием") жиров и др.

Поэтому ЛактатСкаут (LactateScout) необходим для тренеров, врачей, исследователей, спортсменов, инструкторов фитнеса.

Определить индивидуальную степень интенсивности тренировки позволяет определение возрастающих показателей лактата: Необходимо избегать и во время определить неэффективность тренировок при переутомлении. Заметное повышение выносливости, распад жиров и сбалансированная сердечная деятельность надежно реализуются возможностями спортивной медицины.

Во врачебной практике для определения результатов  все большее применение находит Lactate SCOUT для медицинского сопровождения спортсменов, в физиотерапии и реабилитации, а также в качестве дополнения к лабораторной диагностике. Спортивные учреждения, фитнесы и частные организации получают большую прибыль от быстрого и многогранного применения системы диагностики с использованием компьютера! Простое, комфортное и надежное применение Lactate SCOUT представляет собой идеального спутника для спортивных союзов, команд и спортсменов-любителей.

Психотестер «НС-ПсихоТест»

Компьютерный  комплекс НС-Психотест предназначен для комплексной оценки по результатам выполнения тестовых заданий психофизиологических и психологических свойств и функций организма здоровых, а также имеющих заболевания людей.

Результаты психофизиологического  и психологического тестирования могут  использоваться для решения широкого спектра научных и практических задач в области здравоохранения, медико-социальной экспертизы, дошкольного, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, социального обслуживания, в психологическом консультировании, в сфере профессиональной деятельности. Комплекс может применяться для тестирования военнослужащих и лиц опасных профессий.

Практические задачи, решаемые с помощью комплекса:

  • контроль функционального состояния организма перед работой и в ее процессе для предотвращения аварийных ситуаций и выработки оптимальных режимов труда и отдыха;
  • комплексная оценка ограничений жизнедеятельности с целью медико-социальной экспертизы;
  • оценка психофизиологического и психологической подготовленности, подростков и взрослых людей;
  • исследование внутренних особенностей личности: психических свойств и состояний, особенностей протекания психических процессов;
  • исследование внешних проявлений индивидуальных особенностей личности: поведения, общения, деятельности;
  • оценка уровня развития профессионально важных качеств с целью профессионального отбора и профессиональной ориентации;
  • оценка эффективности лечения и реабилитационных мероприятий с помощью клинических тестов.

Применяя современные  педагогические технологии в учебно-тренировочном процессе биатлонистов, тем самым спортсмен сможет значительно повысит результативность на соревнованиях.

 

3.2. Методические подходы к совершенствованию учебно-тренировочного процесса биатлонистов в соревновательном периоде

 

Средства подготовки биатлониста. В процессе многолетней подготовки биатлониста для развития волевых и физических качеств, обучения технике стрельбы и бега на лыжах, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм биатлониста многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировки во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует из взаимодействия навыков при обучении физических качеств, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.

В биатлоне при подборе  упражнений необходимо учитывать больший  или меньший перенос навыков  и качеств с различных применяемых  упражнений на способы стрельбы и  передвижения на лыжах. Все физические упражнения, применяемые в подготовке биатлонистов, принято делить на следующие  основные группы [7].

Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы:

 а) Общеразвивающие  подготовительные;

 б) упражнение из  других видов спорта.

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнером и упругих предметов (амортизаторов резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются юных биатлонистов и высоко квалифицированных. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, легкой атлетики, гребли спортивных игр, плавания и др. Эти упражнения применяются в основном бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых биатлонисту. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств, с применяемого вида на основной вид - биатлон. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, футбол) и т.д.

2. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы:

 а) специально подготовительные;

б) специально подводящие.

 Специально подготовительные  упражнения применяются для развития  физических и волевых качеств,  применительно биатлону. Специально  подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижений на лыжах и стрелковой подготовке.

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижениях на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Применение тренажеров значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировки биатлонистов, в настоящее время достаточно широк. Осенью объем и интенсивность имитационных упражнений увеличиваются, и способствуют развитию специальных качеств[3].

Общеразвивающие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - биатлона. В подготовки биатлонистов сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при выполнение упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц.

Информация о работе Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта