Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ методики специальной физической подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации.
Объектом исследования является тренировочный процесс на этапе спортивной специализации.
Предметом исследования является процесс организации специальной физической подготовки спортсменов – волейболистов
Введение
Глава 1. Этап спортивной специализации в волейболе
1.1. Сущность этапа спортивной специализации в обучении игре в волейбол
1.2. Роль тренировочных упражнений и занятий на этапе спортивной специализации
1.3. План-схема годичного цикла
Глава 2. Организация специальной физической подготовки волейболистов
2.1. Правила игры и главные формы проведения занятий
2.2. Специальная физическая подготовка и методика развития особых физических качеств
2.2.1. Прыжковая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации
2.2.2. Скоростная подготовка волейболистов. Двигательно-координационные способности
Заключение
Список использованной литературы
Однонаправленные занятия по совершенствованию техники помогают обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. При совершенствовании навыков у занимающихся вырабатывается универсальность, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности спортсменов, а также игровая функция каждого из них в команде. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.
Однонаправленные занятия
по совершенствованию тактики
Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном проявлении необходимых для этих приемов физических способностей, а также неуклонное совершенствование навыков выполнения технических приемов в процессе становления и совершенствования мастерства волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе годичного цикла.
Цель комбинированных занятий на основе технической и тактической подготовки - совершенствование технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий для данного контингента волейболистов. С другой стороны, совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий в нападении и защите должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым к этому времени овладели волейболисты. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для решения задач совершенствования технико-тактического мастерства.
Комбинированные занятия на основе технической, тактической и физической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Последовательность упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической, при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных средств.
В комбинированных занятиях
применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение
основных задач данного занятия. Занятия
целостно-игровые (по интегральной подготовке)
направлены на решение важнейшей задачи
- обеспечить реализацию в игровой соревновательной деятельности
Основное содержание таких занятий составляют задания на переключение в действиях. Задания на переключение состоят в выполнении технических приемов нападения, технических приемов защиты, технических приемов нападения и защиты; тактических действий - индивидуальных, групповых и командных - в каждом из них отдельно в нападении, отдельно в защите, а также, что самое главное, в нападении и защите. Игровые тренировки посвящены учебным играм в волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и, главное, - эффективно.
Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), получению данных о том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и тактические действия.
Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке уделяется внимание и на практических занятиях, где спортсменам помогают осмыслить технологические установки тренеров по решению задач тренировочно - соревновательной деятельности волейболистов.
Успех в процессе обучения зависит
от совместных усилий педагога и ученика.
Все теоретические и
Итак, роль тренировочных упражнений и занятий на этапе спортивной специализации важна, так как они ведут к совершенствованию навыков игры и , соответственно, к хорошим результатам.
1.3. План-схема годичного цикла
На каждом году обучения выделяют сдвоенные циклы, когда в соответствии с закономерностями становления «спортивной формы» и сроками основных соревнований - в зимнее и летнее время - дважды повторяются подготовительный и соревновательный периоды тренировки [3].
В группах спортивного
совершенствования рекомендуетс
В программе тренера должен содержаться
необходимый материал для планирования
по основным разделам. В разделы
технико-тактической подготовки включен
главным образом новый материал
В спортивной школе должен
быть развернутый план-график на каждый
год обучения. Для подготовки этого
документа необходимо составить сводную таблицу, где слева по вертикали выписывается
содержание программного материала в
точном соответствии с вышеуказанными
разделами программы. Далее вправо от
содержания материала отклады
На основании данного документа (и по тому же принципу) составляется график поурочного распределения материала по периодам (или на меньшие отрезки времени, например, на месяц). В этом случае вправо по горизонтали откладываются номера тренировочных занятий, а в соответствующих клетках отражается распределение программного материала и времени на его изучение применительно к конкретным тренировочным занятиям.
Составленные таким образом годовой план тренировочной работы и рабочие поурочные планы на более короткие временные отрезки будут детально отражать последовательность прохождения программного материала, содержание работы в различные периоды тренировки вплоть до недельных циклов и отдельных занятий, направленность занятий и время, отводимое на изучение и совершенствование того или иного материала.
Успешное решение задач тренировки волейболистов во многом зависит от структуры средних и малых (мезо- и микро-) циклов, сочетания тренировочных дней и дней отдыха, например, 5+1, 4+1, 3+1, структуры отдельных тренировочных занятий и содержания тренировочных заданий, выбора эффективных средств и методов решения поставленных задач.
В конечном счете успех работы будет зависеть от профессионального уровня тренера и спортсменов, их умения на практике реализовать положения, заложенные в программе.
Изучив материал специальной литературы, можно сделать вывод, что план-схема годичного цикла необходима спортсменам, так как это дисциплинирует волейболистов.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
2.1. Правила игры и
главные формы проведения
В волейбол играют на площадке размером 9 x18 метров. Вся площадка разделена на две равные половины средней линией, над которой подвешивается сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведется она мячом весом 250 граммов и окружностью 65-68 см.
Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая усилия для падения его на стороне противоположной команды. Действия играющих, ограниченные правилами выполняются игровыми приемами: подачей, передачей, нападающих ударов и блокированием. Исходными положениями для игровых приемов будут стойки (при действиях на месте) и перемещения (при действиях в движении).
Игра состоит из трех или пяти партий, в каждой счет ведется до 25 очков. Побеждает та команда, которая выиграет две партии из трех или три из пяти. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии команды меняются площадками.
Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место на передней линии у сетки, остальные – на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.
Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу. Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает команду начинать игру. На подачу отводится не более пяти секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.
Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитываются два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.
Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят в площадь игрового поля.
Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, если:
- мяч падает на своей площадке;
- команда совершает более трех касаний;
- мяч брошен или задержан;
- игрок касается сетки;
- игрок совершал два касания подряд;
- ступня
игрока полностью находится на
стороне соперника и не
- игрок производит нападающий удар на стороне соперника;
- игрок
задней линии из площади
- игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;
- команда нарушает расстановку в момент подачи;
- игрок
во время удара по мячу
- игрок
получает персональное
- игрок
касается мяча или игрока
- умышленно затягивается игра;
- замена игрока произошла неправильно; потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;
- использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;
- игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в игре;
- игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопернику;
- нарушены правила блокирования.
Партия считается выигранной, если одна из команд набрала 25 очков с преимуществом не менее 2-х очков. При счёте 24:24 игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьётся преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).