Специфические и общепедагогические методы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.
Задачи работы:
Определить сущность понятия «метод» и его признаки.
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..………5
1.1 Определение сущности понятия «метод» . .…………………….5
1.2 Словесные методы. …………….………………………………...8
1.3 Методы наглядного воздействия ..…………………………….12
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..……..15
2.1 Методы строго регламентированного упражнения.. ………….15
2.2 Игровой метод……………………………………………………21
2.3 Соревновательный метод………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …….…26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.48 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра теории и  методики физического воспитания

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Теория  и методика физического воспитания»

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И  ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                                      Пирожик Инна Николаевна

                                                                      студентка IV курса,группы «44»

 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      ст. преподаватель кафедры ТиМФВ

                                                                      И.И. Глебик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..………5

    1. Определение сущности понятия «метод» .  .…………………….5
    2. Словесные методы.  …………….………………………………...8
    3. Методы наглядного воздействия   ..…………………………….12

ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..……..15

         2.1  Методы строго регламентированного упражнения.. ………….15

           2.2  Игровой метод……………………………………………………21

           2.3  Соревновательный метод………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ  …….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в  том, чтобы вырастить поколение  граждан, гармонически сочетающих в  себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.

Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. Перспективные  задачи совершенствования физического  воспитания, которое далеко не удовлетворяет  общество, выражены в резолюциях и  постановлениях, в которых указывается  важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду  и защите Родины, в возрастании  значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В настоящее время очень  важна проблема повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса. Его  можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков  самостоятельных занятий физическими  упражнениями. Педагогический процесс  при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического  воспитания нужно строить так, что  бы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс  физического воспитания должен проводиться  с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств  обучения и т.д. Для достижения указанной  цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов  обучения.

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом           воспитании.

Задачи работы:

  1. Определить сущность понятия «метод» и его признаки.
  2. Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании.
  3. Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании.
  4. Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике

Методы работы: изучение научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

    1. Определение сущности понятия «метод»

 

Существуют разные определения  методов. Чаще всего понятие «метод»  определяют:

  • как путь достижения поставленной педагогической цели;
  • как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью;
  • как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач;
  • как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач;
  • как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др.

 Несмотря на некоторые  различия в понимании категории  «метод», можно выделить ряд  общих существенных признаков,  присущих многим из этих определений:

1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ – это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действия, а технология их освоения.

2. Достижение намеченной  цели осуществляется в процессе  деятельности, которая включает  в себя определенную совокупность  действий, порядок и последовательность  которых определяется субъектом  деятельности.

3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические, предметные и др.

4. Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и др.

5. В методах проявляются  закономерности обучения, воспитания  и развития личности. Так ка  они действуют объективно, независимо  от воли людей, то метод,  формируясь на основе этих  познанных законах, выступает  как конструктивный принцип построения  определенных процедур, технологических  приемов, способов действий.

6. Применение метода должно  неизбежно и закономерно вести  к достижению цели, т.е. к намеченному  результату.

Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного  типа, класса задач. К примеру, образовательных  или воспитательных задач. Если обобщить все вышеизложенные тезисы, то понятие  «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом:

      Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоритическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Под методом физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются  две группы методов:

  • Общепедагогические – применяемые во всех случаях обучения и воспитания и включают в себя словесные методы и методы наглядного воздействия. Применение этих методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования;
  • Специфические – характерны только для процесса физического воспитания;

Все методы обучения движениям  взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический  прием — это составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребенка. Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

 В теории и методике  физического воспитания используются общедидактические приемы.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы обеспечивают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.

 Приемы, предполагающие  тактильно-мышечную наглядность,  основаны на непосредственной  помощи воспитателя, который прикосновением  к ребенку уточняет и направляет  положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал  сутулиться и принял правильное  физиологичное положение тела, воспитатель  проводит рукой по спине; или  если ребенок затрудняется сделать  наклон вперед, воспитатель поможет  ребенку наклониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность  включает использование предметов, пособий для формирования представлений  о выполнении движения. Этот прием  способствует контролю и коррекции  положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они  осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

 Приемы вербального  (словесного) метода играют важную  роль в обучении ребенка движению. Воспитатель дает краткое одновременное  описание и объяснение физических  упражнений, которое опирается на  двигательный и жизненный опыт  ребенка, его представления. Свои  пояснения воспитатель сопровождает  конкретным показом движений  и его отдельных элементов.  К вербальным приемам относятся  также указания о выполнении  движения, беседа, предваряющая введение  новых физических упражнений  и подвижных игр; уточнение  сюжета подвижной игры или  последовательности двигательных  действий и т.п.; вопросы, которые"  задаются ребенку воспитателем  до начала выполнения физических  упражнений для выяснения осознанности  последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.

 Широко используются  в физической культуре команды,  распоряжения, сигналы. Они требуют  различной интонации, динамики  и выразительности. 

 Приемы, относящиеся к  практическому методу, направлены  на формирование практических  двигательных навыков; самостоятельное  применение их ребенком в игровой  и жизненной ситуации, а также  на обогащение его знаниями, позволяющими  осознанно осуществлять это применение.

Система методов, методических приемов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному  действию называется методикой обучения.

Требования к методам  обучения:

  • Научная обоснованность (с точки зрения познания)
  • Соответствие поставленной задачи обучения
  • Обеспечение воспитывающего характера обучения
  • Соответствие методов всей системе принципов обучения
  • Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности
  • Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников
  • Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя
  • Соответствие условиям занятий
  • Разнообразие методов

Информация о работе Специфические и общепедагогические методы физического воспитания