Специфические и общепедагогические методы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.
Задачи работы:
Определить сущность понятия «метод» и его признаки.
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..………5
1.1 Определение сущности понятия «метод» . .…………………….5
1.2 Словесные методы. …………….………………………………...8
1.3 Методы наглядного воздействия ..…………………………….12
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..……..15
2.1 Методы строго регламентированного упражнения.. ………….15
2.2 Игровой метод……………………………………………………21
2.3 Соревновательный метод………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …….…26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.48 Кб (Скачать файл)

Для проведения круговой тренировки заранее делается следующее:

  • Составляется комплекс упражнений;
  • Определяются места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);
  • На первом занятии испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения;
  • Устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;
  • На последнем занятии рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные  – общеразвивающие упражнения и  специальные, обычно технически не сложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида, и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10-12 упражнений, в  комплексе со специальной направленностью  – не более 6-8. Упражнения могут выполняться  на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного  инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и др.). Для  более четкой организации занятий  целесообразно отметить номера «станций»  и направление переходов мелом  по полу или еще лучше поставить  около каждой «станции» специальную  карточку с номером и графическим  изображением упражнения.

 

 

2.2 Игровой метод

В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач. Основу игрового метода составляет определенным образом  упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается  достижение определенной цели многими  дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно  связан с какими-либо общепринятыми  играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой  метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного  и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования  физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Это метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность  дозирования нагрузки, так как  многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность  точно регулировать нагрузку, как  по направленности, так и по степени  воздействия.

 

 

2.3 Соревновательный метод

 

Соревновательный метод  – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод  позволяет:

  • Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • Содействовать воспитанию волевых качеств;

Соревновательный метод  используют либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в  процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники  движений: кто больше забросит в  кольцо баскетбольных мячей; кто  устойчивее приземлиться; кто точнее попадет на планку и т.д.), либо в  виде полуофициальных и официальных  соревнований, которым придается  в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания).

Постоянная борьба за превосходство  в личных или коллективных достижениях  в определенных упражнениях –  наиболее яркая черта, характеризующая  соревновательный метод. Фактор соперничества  в процессе состязаний, а так же условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение  достигнутых успехов и т.д.) содействуют  мобилизации всех сил человека и  создают благоприятные условия  для максимального проявления физических. Интеллектуальных, эмоциональных и  волевых усилий, а, следовательно, и  для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнения правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе соревнований, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и др.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогами. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.

Соревновательный метод  представляет относительно ограниченные возможности  для дозирования  нагрузки и для непосредственного  руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся, главным образом, путем предварительного инструктирования.

 Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).

Одним из ценных приемов  соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста  достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Метод – это разработанная  с учетом педагогических закономерностей  система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются  две группы методов: общепедагогические и специфические.

Общепедагогические методы включают в себя:

  1. Словесные методы
  2. Методы наглядного воздействия

К специфическим методам  физического воспитания относятся:

  1. Методы строго-регламентированного упражнения
  2. Игровой метод
  3. Соревновательный метод

Выбор и применение конкретного  метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

  • Закономерностями формирования двигательных навыков и развитие физических способностей, и вытекающими из них методическими принципами;
  • Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития личности занимающихся;
  • Характером содержания учебного материала, применяемых средств;
  • Возможностями занимающихся – их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.;
  • Возможностями самих преподавателей – их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф.Лесгафт: «Можно сказать: метод – это я!»;
  • Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание;
  • Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление);
  • Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов тренировки;
  • Особенностями  внешних условий, в которых проводятся занятия (температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования);

Ни одним из методов  нельзя ограничиваться в методике физического  воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  1. Ггг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Курамшин Ю.Ф. «Методы обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств. Теория и технология их применения.» - учебное пособие – Спб.,1998
  2. «Совершенствование форм и методов физического воспитания учащихся общеобразовательных школ», редкол.: Г.Ф. Беренштейн (отв.ред) и др. – Витебск, 1997г
  3. «Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах» – учебно-метод. пособие, Р.И. Купчинов; МО РБ, БНТУ, кафедра «Технология и методика преподавания», - Минск, 2006г.
  4. «физическая культура и здоровье», - учебное пособие А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов. – Москва, СпортАкадемПресс, 2003г.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры пед. институтов / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н Вяткина, А. П. Матвеев и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.
  7. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. -М.:Просвещение,1991.
  8. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» - учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений, - 2-е изд., испр. – М.: Издат центр «Академия», 2006г.

 

 

 


Информация о работе Специфические и общепедагогические методы физического воспитания