Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.
Задачи работы:
Определить сущность понятия «метод» и его признаки.
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике
ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..………5
1.1 Определение сущности понятия «метод» . .…………………….5
1.2 Словесные методы. …………….………………………………...8
1.3 Методы наглядного воздействия ..…………………………….12
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..……..15
2.1 Методы строго регламентированного упражнения.. ………….15
2.2 Игровой метод……………………………………………………21
2.3 Соревновательный метод………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …….…26
Ни одним из методов
нельзя ограничиваться в методике физического
воспитания как наилучшим. Только оптимальное
сочетание методов в
1.2 Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:
1.Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I – II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно, эмоционально, если они проводятся в форме «двигательных дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описания, объяснения учебного материала и лекции.
2.Описание. Это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применятся в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3.Характеристика. Это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: «Как делать?». К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.
4.Объяснения. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?». При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким. Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
Разновидностью объяснения являются:
• Сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
• Инструктирование – точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.
5.Беседа. Представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им не понятно. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор. Широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин после выполнения какого-либо двигательного задания, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых – совместным, коллективным.
6.Лекция. Представляет собой системное, всестороннее , последовательное освещение определенной темы (проблемы).
7.Инструктирование. Точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
9.Распоряжения, команды, указания, подсчет – основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которые не имеют формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Команда – имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык – это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.
Указание – представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении ДД (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
10. При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно», «хорошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоответы, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся.
Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» - во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.
Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, травма, болезнь). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.
Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий, называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов-приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.
1.3 МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
В физическом воспитании методы
обеспечения наглядности
Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и др. ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений и навыков.
К методам наглядного воздействия относятся:
1.Метод непосредственной наглядности (показ упражнения преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2.Методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3.Методы направленного прочувствования двигательного действия;
4.Методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (управления). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимся, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и др.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности - создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео – и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого
тела) позволяют преподавателю
Методы направленного прочувствования двигательного действия - направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1.Направляющая помощь преподавателя при выполнении ДД (например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2.Выполнение упражнений в замедленном темпе;
3.Фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия ( например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4.Использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения;
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимся с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето– и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и прелиминарной информации после или по ходу выполнения двигательного действия соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и т.д.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.
Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени.
Информация о работе Специфические и общепедагогические методы физического воспитания