Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
Цель работы: изучить систему методов, применяемых в физическом воспитании.
Задачи работы:
Определить сущность понятия «метод» и его признаки.
Рассмотреть общепедагогические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть специфические методы, применяемые в физическом воспитании.
Рассмотреть причины выбора конкретного метода в практике
ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СИСТЕМА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..………5
1.1 Определение сущности понятия «метод» . .…………………….5
1.2 Словесные методы. …………….………………………………...8
1.3 Методы наглядного воздействия ..…………………………….12
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………………..……..15
2.1 Методы строго регламентированного упражнения.. ………….15
2.2 Игровой метод……………………………………………………21
2.3 Соревновательный метод………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ …….…26
ГЛАВА 2 СИСТЕМА СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
К специфическим методам ФВ относятся:
1) Методы строгого регламентированного упражнения;
2) Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физического упражнения и воспитанием физических качеств.
2.1 Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строгого регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:
В практике физического воспитания все методы строгого регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:
1) Методы обучения двигательным действиям;
2) Методы воспитания физических качеств;
Методы обучения двигательным действиям:
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например, бег, простые прыжки, ОРУ и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Разновидности целостных методов:
При разучивании и
Недостаток этого метода
заключается в том, что в неконтролируемых
фазах или деталях
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В.В. Белинович, 1958):
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
1.Метод собственно расчлененного упражнения. Предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
2.Метод решения узких двигательных задач. Предполагает вычленение («расслаивание» ) отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении о обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.
3.По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательного действия. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положений тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно- конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно, затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.д. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения, или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
I. Методы стандартного упражнения – в основном направленны на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным)
1. Метод стандартно- непрерывного упражнения – представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются:
А) Равномерное упражнение – длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений.
Б) Стандартно- поточное упражнение – многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений.
2. Метод стандартно- интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
II. Метод переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей
нагрузкой непосредственно
Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы:
1. Метод переменно- непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают разновидности этого метода:
А) Переменное упражнение в циклических передвижениях – переменный бег, плавание и др. виды передвижений с меняющейся скоростью.
Б) Переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
2. Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:
А) Прогрессирующее упражнение – последовательное однократное поднимание штанги весом 70 – 80 – 90 – 95 кг и т.д. с полным интервалом отдыха между подходами.
Б) Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха – поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется – 60 – 70 – 80 – 70 – 80 – 90 – 50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут.
В) Нисходящее упражнение – пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними.
Кроме перечисленных, имеется еще одна группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости, скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по - кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивание, приседание, отжимание в упоре, прыжки т. д.) и проходит круг от 1 до 3 раз. Название такой тренировки – «круговая» - чисто условное.
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
Информация о работе Специфические и общепедагогические методы физического воспитания