Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:15, контрольная работа
Актуальность темы. Здоровье человека зависит от многих факторов: биологических, природных, социальных, гигиенических, психологических, образованности и культуры народа. Детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития. Количество детей с нарушением осанки в нашей стране за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. За последние годы в 2-3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, такие, например, как ранний остеохондроз и остеопороз
Цель работы: Изучить особенности физической реабилитации при плоскостопии нарушениях осанки и сколиозах у школьников.
Объект: процесс реабилитации при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.
Наиболее часто она проявляет себя впервые в возрасте 7— 11 лет, хотя выраженные симптомы ее не редкость и у детей 4—6 лет. Врожденные формы сколиотической болезни при внимательном осмотре и тщательном анализе симптомов могут быть обнаружены у детей уже на 2—3-м году жизни. На ранних стадиях симптомы заболевания выражены весьма нечетко.
В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиозов. Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений и стойкость имеющихся деформаций.
I степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб напоминает букву С. Торсионные изменения клинически слабо выражены. Эти деформации нестойки. Клинические проявления сколиоза наиболее отчетливы в положении стоя, в горизонтальном положении они уменьшаются.
II степень сколиоза отличается появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб при обретает форму буквы S. Торсионные изменения отчетливо выражены не только рентгенологически, но и клинически: явно выделяются реберное выпячивание, мышечный валик. Эти деформации приобретают более стойкий характер, чем при I степени сколиоза. При переходе в горизонтальное положение и при небольшом вытяжении искривление сглаживается незначительно.
III степень сколиоза характеризуется тем, что позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Торсионные изменения резко выражены и проявляются в значительной деформации грудной клетки и наличии реберного горба. Все изменения носят стойкий характер. В клинической картине сколиотической болезни важное место занимают различные нарушения со стороны внутренних органов и неврологические расстройства.
IV
степень сколиоза представляет
собой тяжелое заболевание,
1.3.
Понятие плоскостопия
и специфика факторов
его вызывающих
Плоскостопие - деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Различают продольный свод, образованный рядом костей, расположенных в направлении от пяточной кости к концам пальцев, и поперечный свод, идущий через клиновидные и кубовидную кости и основания плюсневых костей. Сводчатое строение стопы определяет ее прочность. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции. Большое значение в удержании сводов стопы имеют мышцы, супинирующие стопу в первую очередь задняя большеберцовая мышца, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их), и длинная малоберцовая мышца. Благодаря напряжению этих мышц супинируется пяточная кость и пронируется передний отдел стопы, что обеспечивает ее торсию (скручивание) и углубление сводов. Напряжение сухожилий сгибателей пальцев (длинного сгибателя большого пальца, длинного и короткого сгибателей пальцев), служащих как бы растяжкой между пяточной костью и пальцами и сближающих передний и задний отрезки дуги продольного свода, мешает развитию плоскостопия. Перечисленные биомеханические особенности стопы определяют ее выносливость к нагрузке весом тела, способность приспосабливаться к неровности опорной поверхности и смягчать толчки. В норме внутренняя часть продольного свода имеет высоту 5—7 см (от бугристости ладьевидной кости), наружная— около 2 см (от бугристости пятой плюсневой кости).
Детская
стопа по сравнению со взрослой короткая,
широкая, а в пяточной области
суженная, пальцы расходятся. У детей
на подошве сильно развита подкожная
клетчатка, заполняющая своды стопы,
что нередко приводит к диагностическим
ошибкам. Объем движений детской
стопы больше вследствие большей
эластичности мышечно-связочного аппарата,
в связи с чем детская стопа
меньше приспособлена к статическим
нагрузкам (прыжкам, соскокам с высоких
снарядов), быстро утомляется и легко
подвергается деформации. Поэтому ранняя
специализация в спорте влечет за
собой перегрузки и нередко приводит
к плоскостопию. При адекватной нагрузке
своды стопы несколько
Следует, однако, помнить, что пониженный свод у детей 4—5 лет является следствием незаконченного развития стопы и не требует специального лечения. Вместе с тем необходимо динамическое наблюдение, укрепление мышечно-связочного аппарата начиная с 3—4-летнего возраста.
Понижение
продольного свода стопы
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании сводов стопы. Кроме того, причиной плоскостопия может стать чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах и ношение тесной обуви, особенно узкой или с высоким каблуком, толстой подошвой. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с области пятки она перемещается в область поперечного свода, который не выдерживает ее, и начинается формирование поперечного плоскостопия.
Продольное
плоскостопие характеризуется болями
и изменениями очертания стопы.
При слабовыраженном
Поперечное плоскостопие характеризуется уплощением или исчезновением поперечного свода стопы. Оно является причиной деформации пальцев. Основные признаки поперечного плоскостопия: распластанность переднего отдела стопы, боли и омозолелость кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. С увеличением степени поперечного плоскостопия большой палец отклоняется кнаружи, что сопровождается подвывихом головки первой плюсневой кости ее выступанием пальцы приобретают молоткообразную форму [9].
Плоскостопие
и другие деформации стопы выявляются
в процессе клинического осмотра
и подтверждаются плантографическими
исследованиями, специальными измерениями
(например, высоты продольного свода стопы),
данными рентгенографии. Перечисленные
методы исследования вместе с учетом субъективных
ощущений больного используются для оценки
эффективности лечения [3].
ГЛАВА 2. Специфика физической реабилитации при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
2.1.
Физическая реабилитация
при нарушениях осанки
Основой реабилитации нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Различают следующие задачи физической реабилитации при нарушениях осанки: нормализовать трофические процессы мышц туловища, создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника, осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, систематически закреплять навык правильной осанки, выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности. Физическая реабилитация показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3—4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс реабилитации длится для дошкольников 1—1,5, для школьников — 1,5—2 месяца, перерыв между курсами 1—2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2—3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический; стереотип правильной осанки [7].
Выделяют подготовительную (1—2 недели), основную (4—5 недель) и заключительную (1—2 недели) части курса реабилитации.
В
подготовительной части курса используются
знакомые упражнения с малым и
средним количеством повторений
упражнений. Создается зрительное восприятие
правильной осанки и мысленное ее
представление, повышается уровень
общей физической подготовленности.
В основной части курса увеличивается
количество повторений каждого упражнения.
Решаются основные задачи коррекции
имеющихся нарушений осанки. В
заключительной части курса нагрузка
снижается. Количество повторений каждого
упражнения — среднее. На протяжении
всего курса применяются
Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое — наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянно выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки [6].
Основным средством физической реабилитации, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением — дополнительными.
Физические
упражнения — ведущее средство устранения
нарушения осанки. Физические упражнения
подбираются в соответствии с
видами нарушения осанки. Упражнения,
обеспечивающие коррекцию нарушений
осанки, называются корригирующими (специальными),
их выполнение приводит к устранению
дефекта. Различают симметричные и
асимметричные корригирующие
К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетается ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.
Таким
образом, формы физической реабилитации
для детей с нарушением осанки самые разнообразные:
утренняя гигиеническая гимнастика, занятие
ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная
ходьба, терренкур, лечебное плавание
[14].
2.2.
Физическая реабилитация
сколиозов у детей
Реабилитация больных, страдающих сколиозом, носит комплексный характер. Комплекс консервативного лечения сколиоза включает лечебную гимнастику, массаж, лечебное плавание, методы ортопедической коррекции (корсетирование, гипсовые кроватки и т.д.), электростимуляцию, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. При необходимости назначается традиционная терапия, медикаменты, диета. В последнее время появились рекомендации по применению мануальной терапии при сколиозе, основанные на обобщении имеющихся на сегодняшний день сведений и анализе практического опыта авторов. Однако вопрос об использовании мануальной терапии в этом виде патологии все еще остается открытым.
Реабилитация сколиотической болезни складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Кроме того, лечение направлено на устранение патологических изменений других органов и систем организма больного. Основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мероприятиями, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна. Истинное излечение сколиотической болезни, т.е. уменьшение структурной деформации позвонков, может быть достигнуто только длительным настойчивым лечением на протяжении всего периода роста позвоночника с обязательным комплексным использованием ортопедического лечения. Этот процесс весьма сложен и не всегда успешен.
Суть
консервативного лечения
Информация о работе Специфика нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия