Специфика нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Здоровье человека зависит от многих факторов: биологических, природных, социальных, гигиенических, психологических, образованности и культуры народа. Детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития. Количество детей с нарушением осанки в нашей стране за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. За последние годы в 2-3 раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, такие, например, как ранний остеохондроз и остеопороз
Цель работы: Изучить особенности физической реабилитации при плоскостопии нарушениях осанки и сколиозах у школьников.
Объект: процесс реабилитации при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.20 Кб (Скачать файл)

     Ведущая роль в реабилитации больных сколиозом  принадлежит ЛФК. Клинико-физиологическим  обоснованием к применению средств  ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь  условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. АФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной реабилитации АФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения. Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника — корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба (рис. 3 а).

     Т.А. Фонарева, М.И. Фонарев указывают, что симметричные упражнения не нарушают возникших компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом этих упражнений является простота их подбора и методика проведения, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного позвоночно-двигательного сегмента и отдельных частей опорно-двигательного аппарата.

     Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления (рис. 3б). Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы, Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение: а) на стороне грудного сколиоза опускается надплечье, плечо поворачивается кнаружи, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания; б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается надплечье и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют надплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения надплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

     

     Рисунок. 3 а- Симметричное корригирующее упражнение; б- Асимметрично  корригирующее упражнение

     Деторсионные  упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вогнутости — отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза — отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При отведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упражнение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба. 

     Группа  общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы, силового и скоростно-силового характера, упражнения на равновесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления. Упражнения выполняются с предметом (булава, скакалка, набивные мячи, гантели и т.д.) и без него [10].

     Необходимо  отметить, что лечебную физическую культуру необходимо проводить с учетом выносливости мышечной системы, иначе она может дать отрицательные результаты. В каждом конкретном случае следует дозировать упражнения, основываясь на результатах функциональных проб (с нагрузкой на сердечно-сосудистую систему), а также проверки силы и выносливости мышц. Для выполнения упражнений лечебной гимнастики необходимы достаточные резервные силы в самом организме. В противном случае она исчерпает ресурсы организма и наступит состояние общего переутомления, в результате чего искривление позвоночника увеличится.

     При определении нагрузки используют данные проб на силу и выносливость к статическим  усилиям больших мышечных групп  — разгибателей туловища, мышц брюшной  стенки, мышц, обеспечивающих наклон в  сторону. О силе мышц-разгибателей туловища, а также мышц, обеспечивающих наклон в сторону, судят по времени удержания  верхней части туловища на весу, о силе мышц брюшной стенки —  по числу переходов из положения  лежа в положение сидя. При этом можно ориентироваться на нормативные  показатели, установленные А. М. Рейзман  и Ф. И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в возрасте 7—11 лет—1—2 мин, в 12—16 лет—1,5—2,5 мин; для мышц брюшной  стенки в возрасте 7—11 лет— 15—20 движений, в 12— 16 лет — 25—30 движений в темпе, не превышающем 16 движений в минуту [20].

     При сколиозе I степени применяется симметричная тренировка всех мышечных групп. Сглаживание  асимметрии при этом рассматривается  как результат сохранения мышцами  способности путем симметричного  произвольного напряжения корригировать  отклонения

     При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих  упражнений, направленных на исправление  осанки, применяются асимметричные  корригирующие и деторсионные упражнения (по показаниям), легкое растягивание мышц на вогнутой стороне искривления  путем укладки на валик, упражнения для тренировки косых мышц живота, упражнения с изометрическим напряжением мышц.

     При сколиозе III—IV степени гимнастика направлена на повышение общего тонуса организма.

     При врожденном сколиозе корригирующие упражнения противопоказаны, так как могут привести к декомпенсации; используются общеукрепляющие упражнения, расширяющие грудную клетку, улучшающие осанку.

     В качестве одного из составных элементов  комплексной реабилитации при сколиозе применяется лечебное плавание (брасс, кроль). В воде снимается статическая нагрузка на позвоночник, а движения при плавании способствуют самокоррекции искривления. Помимо этого, лечебное плавание является весьма эффективным средством улучшения общего физического состояния. В зимний период в комплекс лечения входит также ходьба на лыжах — 3 раза в неделю по 1,5—2 ч. [9]. 

     2.3. Физическая реабилитация  плоскостопия  

     Реабилитация плоскостопия должна быть комплексной, направленной на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяются лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия, специальная обувь, стельки, стяжки, поддерживающие высоту сводов стопы и корригирующие положение пальцев. При болевом синдроме лечение первоначально должно быть направлено на его устранение.

     При лечении плоскостопия применяются  только упражнения лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия; ношение супинаторов в этом возрасте не показано. При лечении детей школьного возраста на фоне лечебной гимнастики, массажа, ритмической электростимуляции больше-берцовых мышц для нормальной установки стоп пользуются ортопедической обувью с выкладкой сводов и приподнятым внутренним краем пятки. При выраженном плоскостопии и резких болевых ощущениях лечение обычно начинают с наложения гипсовых повязок с супинированной стопой, затем назначают ношение ортопедической обуви, лечебную гимнастику, массаж.

     Во  всех возрастных группах физическая реабилитация плоскостопия должна включать физические упражнения (занятия спортом), оказывающие общеукрепляющее влияние на организм; выработку стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей стоя и во время ходьбы; специальные физические упражнения и массаж, снимающие болевой синдром; специальные физические упражнения со снарядами и без снарядов, направленные на укрепление мышц, поддерживающих своды стопы, и формирование глубины сводов.

     Общеукрепляющие физические упражнения подбираются  соответственно возрасту и физическому  развитию. Они не должны переутомлять мышечно-связочный аппарат стоп. К рекомендуемым видам спорта относятся такие, которые оказывают  динамическую нагрузку на стопы: плавание кролем, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом. Занятия спортом проводятся под контролем врача при непременном  соблюдении принципа постепенного повышения  нагрузки. Правильное положение стоп при ходьбе и стоянии уменьшает нагрузку на внутренний край стопы. Во время занятий больного необходимо обучать ходьбе с неширокой расстановкой стоп, без излишнего разведения их в передних отделах. В положении стоя рекомендуется тяжесть тела переносить на наружные края стоп.

     При наличии болевого синдрома, а также  для укрепления мышц показан массаж мышц голеней и стоп, особенно при  появлении болей и чувства  утомления в ногах к концу  дня, после длительного стояния  и ходьбы. Массаж мышц голеней проводят с акцентом на мышцах передней и  внутренней поверхностей, массаж стопы  — на подошвенной поверхности. Применяют  приемы поглаживания, растирания, разминания, поколачивания. Длительность одного курса 1,5—2 месяца, время одной процедуры 10—12 мин.

     Специальные упражнения лечебной гимнастики направлены на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего  отдела стопы; большеберцовой мышцы  и длинных сгибателей пальцев, усиливающих  супинацию заднего отдела стопы  и ротирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней больше-берцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода.

     Упражнения  выполняются в исходных положениях лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стопы. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в исходных положениях лежа и сидя (см. приложение). Упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц. В дальнейшем рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой [10]. 

     Задачи  лечебной физкультуры при плоскостопии у детей.

  • Общее укрепление организма ослабленного ребенка;
  • Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;
  • Профилактика нарушений осанки.

     Специальные задачи:

  • Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.);
  • Укрепление мышц, формирующих свод стопы;
  • Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

     Средства, используемые для решения поставленных задач.

  • Лечебная физкультура во всем своем многообразии.
  • Массаж.
  • Физиотерапия.
  • Ортопедическая коррекция [7]

     Гимнастика  для детей с плоскостопием  не должна состоять только из упражнений, укрепляющих мышцы ног. Такая гимнастика будет вызывать утомление мышц стопы. Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетания с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища, нижних конечностей, тем более что, плоскостопие чаще возникает у ослабленных детей. В целях разгрузки мышечно – связочного аппарата стопы и голени необходимо проделывать специальные упражнения в положении лежа и сидя. Основными видами упражнений при плоскостопии являются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот вовнутрь). Следует избегать пронирования стоп: это движение усиливает патологическое состояние связочно – мышечного аппарата стоп и голеней. Все упражнения рекомендуется выполнять босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

     Создание  полноценной физкультурно – оздоровительной  среды предусматривает наличие  оборудования и инвентаря, способствующего  укреплению мышц стопы и голени и  оказывающего положительное влияние  на формирование сводов стопы (ребристые  и наклонные доски, скошенные  поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные  коврики, гимнастические лестницы, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют  конусообразный валик, предназначенный  для формирования свода стопы, специальные  тренажеры).

     Не  рекомендуется.  

     Ходить  на внутренней стороне стопы.

     Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

     Выполнять упражнения при длительной статической  нагрузке (и.п. – стоя).

     Физические  упражнения, рекомендуемые  при плоскостопии                  (по Т.А. Фонарева, 1980):

     В исходном положении лежа на спине:

Информация о работе Специфика нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия