Существенна
роль сотрудников кафедры в
области организованной деятельности.
Так, А.Н. Крестовников до 1955г.
возглавлял методическую комиссию
по физиологии Всесоюзного комитета
по физической культуре и спорту
при Совете Министров СССР,
Н.В. Зимкин с 1962 по 1976г. наряду с руководством
этой Комиссией был председателем научной
комиссии по физиологии, биомеханике,
морфологии и биохимии спорта, председателем
координационной комиссии по преподаванию
медико-биологических дисциплин и членом
президиума Научного совета при Госкомспорте
СССР. А.С. Мозжухин с 1976 по 1985г. состоял
членом методической комиссии Госкомспорта
СССР и был председателем Совета заведующих
кафедрами физиологии институтов физической
культуры РСФСР, а А.С. Солодков – членом
Научного совета Госкомспорта СССР по
биологическим наукам, председателем
секции «Физиология спорта» Проблемной
комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее
время руководит секцией «Физиология
спорта» Санкт-Петербургского общества
физиологов, биохимиков и фармакологов
им. И.М. Сеченова и состоит членом Правления
этого общества.
В последние
годы коллектив кафедры ведет
большую работу по перестройке
и совершенствованию преподавания
физиологии и проведению научных
исследований. В соответствии с
новым учебным планом и новой программой
по физиологии переделаны рабочие программы
и тематические планы лекций и лабораторных
занятий по предмету. С учетом того, что
количество лекционных часов в новой программе
существенно уменьшено, лекции носят преимущественно
проблемный характер. Лабораторные занятия
проводятся таким образом, чтобы они способствовали
пониманию сущности, механизмов и особенностей
регуляции физиологических процессов
при мышечной деятельности, овладению
методиками исследования, привитию студентам
навыков научно-исследовательской работы.
Реализация
нового учебного плана по многоуровневой
структуре высшего физкультурного
образования требует создания
специальных образовательно-профессиональных
программ по физиологии с учетом
подготовки бакалавров, дипломированных
специалистов и магистров наук. Решение
этих задач особенно важно и приоритетно
для кафедры потому, что нашей академией
разработан свой вариант учебного плана
по осуществлению многоуровневой структуры
высшего физкультурного образования в
России.
За достигнутые
успехи в учебной и научной
работе и в связи с 75-летием
со дня основания кафедры в
апреле 1995 года решением Ученого
Совета академии ей присвоено
имя профессора А.Н. Крестовникова,
а для студентов учреждены
две его именные стипендии.
СОСТОЯНИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Основные
учебные и научные разработки
по спортивной физиологии впервые
начались и неразрывно связаны
с историей развития кафедры
физиологии академии физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта. Особенностью
деятельности кафедры физиологии явилось
создание при не научных лабораторий по
основным разделам спортивной физиологии.
Выполненные
исследования в этих лабораториях
позволили получить новые данные
по спортивной биоэнергетике
и осуществить классификацию спортивных
упражнений с учетом их энергетической
характеристики (А.Б. Гандельсман); была
разработана методика неинвазивного определения
композиции скелетных мышц и вскрыты механизмы
развития двигательного навыка (Н.В. Зимкин);
выявлен феномен синхронизации потенциалов
на электромиограммах при утомлении (Е.К.
Жуков); определены особенности сосудистых
реакций у спортсменов различных специализаций
(В.В.Васильева); создана оригинальная
методика регистрации электроэнцефалограмм
непосредственно в процессе высокоинтенсивной
мышечной работы и впервые исследованы
корковые механизмы регуляции движений
спортсменов (Е.Б.Сологуб); изучены эмоции
при соревновательной деятельности (С.А.Разумов);
развито представление о физиологических
резервах спортсмена (А.С.Мозжухин); обосновано
учение о функциональной системе адаптации
спортсменов (А.С.Солодков) и др.
В дальнейшем
изучение различных проблем спортивной
физиологии в нашей стране
существенно расширялось и углублялось,
но при этом в большинстве случаев
использовались методические подходы,
разработанные на кафедре физиологии
АФК им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время
исследования ведутся во всех учебных
и научно-исследовательских институтах
физической культуры, во многих университетах,
медицинских и педагогических вузах. Изучаются
роль и значение всех физиологических
систем организма при мышечной деятельности,
а также приоритетные для спортивной физиологии
проблемы: адаптация к физическим нагрузкам,
работоспособность, утомление и восстановление
спортсменов, функциональные резервы
организма и др.
Выяснение
вопроса о процессах экстраполяции
в ЦНС имеет существенное значение
для обоснования вариативности
нагрузок в процессе спортивной
тренировки. Только на основе
этой концепции может быть правильно
построен тренировочный процесс, при котором
должны варьироваться величина, скорость
и интенсивность нагрузок, что еще не всегда
принимается во внимание медиками, тренерами
и спортсменами. Необходимо также учитывать
возрастную динамику локомоторных функций
человека.
Приоритетными
направлениями дальнейших исследований
физиологии ЦНС являются выяснение
особенностей формирования и
мобилизации функциональных резервов
мозга спортсменов и изучение
перестроек корковых функциональных
систем взаимосвязанной активности
в процессе адаптации их к специализированным
нагрузкам. Существенное внимание следует
уделить исследованиям вызванной активности
коры больших полушарий и спинного мозга,
а также роли функциональной асимметрии
и сенсорных систем в формировании некоторых
специальных двигательных навыков.
В последние
годы развивается новое направление
спортивной физиологии, связанное
с разработкой спортивной генетики
и рассматривающее особенности
наследственных влияний и тренируемости
различных физиологических показателей
и физических качеств и, в первую очередь,
роли врожденных индивидуально-типологических
особенностей организма для спортивной
ориентации, отбора и прогнозирования
достижений в спорте.
Благоприятные
изменения, происходящие в организме,
и в частности, в сердечно-сосудистой системе
при занятиях физической культурой и спортом
– очевидны. Однако далеко не все вопросы
этого раздела спортивной кардиологии
решены, и изучение функциональных сдвигов
нельзя считать законченным. Требует дальнейшего
исследования возможность развития патологических
изменений в сердце (патологическое спортивное
сердце, по Г.Ф. Лангу), которые могут возникнуть
прежде всего вследствие чрезмерных тренировочных
нагрузок, превышающих возможности конкретного
спортсмена. Трудности в изучении и предупреждении
ряда заболеваний у спортсменов заключаются
в том, что в настоящее время нет разработанного
и научно-обоснованного курса патологической
физиологии спорта, необходимость которого
весьма очевидна.
До настоящего
времени отсутствуют данные, касающиеся
эффективности разных сочетаний темпа
движений и частоты дыхания в различных
видах спорта, а также о характере и степени
произвольных коррекций внешнего дыхания.
До сих
пор остается спорным вопрос
о длительности восстановления после
напряженных тренировочных и соревновательных
нагрузок.
Касаясь
некоторых специальных теоретических
вопросов, имеющих и несомненное
прикладное значение в спорте,
нужно в первую очередь указать
на проблемы адаптации к физическим
нагрузкам, функциональных резервов организма,
спортивной биоритмологии, психофизиологического
и медицинского отбора и профессиональной
ориентации спортсменов. В частности,
ближайшими задачами являются определение
количественных критериев различных стадий
адаптации, анализ адаптивных функциональных
систем, формирующихся при различных видах
спортивной деятельности, дифференцирование
адаптационных изменений от предпатологических
состояний и исследование компенсаторных
реакций.
Уже многие
годы проводятся исследования различных
функций организма спортсменов. Однако
комплексные обследования осуществляются
относительно редко, а анализ результатов
связан с длительной обработкой получаемых
данных. В связи с этим в спортивной физиологии
большое значение приобретают так называемые
экспресс-методы, позволяющие оценивать
функциональное состояние спортсмена
не только после, но и в процессе тренировок
и соревнований. Важной задачей спортивных
физиологов является также обоснование,
разработка и внедрение экспресс-методов
с целью исследования функциональных
систем адаптации, формирующихся к различным
видам физических упражнений. Использование
компьютеров даст возможность быстро
анализировать и обобщать результаты,
полученные различными методами исследования,
а наиболее важные и информативные сразу
внедрять в практику.
Говоря
о массовой физической культуре,
нужно учитывать следующее. Применяемые
нагрузки должны вызывать изменения,
соответствующие только стадии
повышения неспецифической устойчивости
(адаптированности) организма. Необходимо
также предупреждение возможности
возникновения травм. Все это относится
и к физической подготовке специальных
контингентов: военнослужащих, спасательных
команд и др. Особого внимания заслуживают
занятия физической культурой с детьми,
женщинами, инвалидами и лицами с ослабленным
здоровьем. Требуются дальнейшая разработка
и научное обоснование целого ряда физиологических
проблем, связанных с возрастными и медико-биологическими
особенностями этих контингентов лиц,
характером их адаптивных перестроек.
В ближайшие
годы в массовой физической
культуре следует решить вопросы
о минимальном объеме физических
упражнений при различном их
сочетании и необходимой продолжительности
занятий, что в совокупности
позволит получить достаточный оздоровительный
эффект в отношении устойчивости людей
к действию неблагоприятных факторов
окружающей среды и сохранения высокой
умственной и физической работоспособности.
Такого рода исследования сложны, объемны,
но они крайне необходимы. При этом минимальные
нормы нагрузки и времени при занятиях
физическими упражнениями, очевидно, будут
неодинаковы для лиц различного возраста,
состояния здоровья, пола, профессии, что
потребует дифференцированного подхода
к исследованиям разных групп населения.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть,
что и до настоящего времени внимание
исследователей было обращено на спорт,
и особенно спорт высших достижений. Физическая
культура массового характера находится
в стороне, и функциональные изменения,
адаптивные перестройки при этом изучаются
в меньшей степени.
Интенсивно
развивающаяся практика физической
культуры и спорта требует
быстрейшей реализации прикладных
направлений спортивной физиологии.
Вместе с тем, еще раз следует
напомнить общеизвестное положение
о том, что не разрабатывая глубоко теоретических
проблем и не проводя фундаментальных
исследований, мы постоянно будем отставать
и в практике. Полезно напомнить слова
известного итальянского физика и физиолога
Алессандро Вольта, сказанные им еще в
1815 году: «Нет ничего практичнее хорошей
теории».
СОВРЕМЕННАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Общепринятой
в настоящее время считается
классификация физических упражнений,
предложенная московским физиологом
В.С. Фарфелем (1970). В этой системе
в силу многообразия и разнохарактерности
физических упражнений применены различные
критерии классификации (см. схему классификации).
Схема физиологической
классификации упражнений в спорте
(по В.С. Фарфелю, 1970, 1975)
ПОЗЫ
- Лежание
- Сидение
- Стояние
- С опорой на руки
ДВИЖЕНИЯ
I. Стереотипные (стандартные) движения
- Качественного значения (с оценкой в баллах)
- Количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах)
Ц и к л и ч
е с к и е
По зонам мощности
- Максимальной
- Субмаксимальной
- Большой
- Умеренной
А ц и к л и
ч е с к и е
- Собственно-силовые
- Скоростно-силовые
- Прицельные
II. Ситуационные (нестандартные) движения
- Спортивные игры
- Единоборства
- Кроссы
Все спортивные упражнения разделены
первоначально на позы и движения.
Затем все движения подразделены по критерию
стандартности на стандартные или стереотипные
(с повторяющимся порядком действий) и
нестандартные или ситуационные (спортивные
игры и единоборства). Стандартные движения
разбиты на 2 группы по характеру оценки
спортивного результата – на упражнения
качественного значения (с оценкой в баллах
– гимнастика, фигурное катание, прыжки
в воду и др.) и количественного значения
(с оценкой в килограммах, метрах секундах).
Из последних выделены упражнения с разной
структурой – ациклические и циклические.
Среди ациклических упражнений выделены
собственно-силовые (тяжелая атлетика),
скоростно-силовые (прыжки, метания) и
прицельные (стрельба).