Спортивная физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат

Описание работы

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах

Файлы: 1 файл

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисцип.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

         Существенна  роль сотрудников кафедры в  области организованной деятельности. Так, А.Н. Крестовников до 1955г.  возглавлял методическую комиссию  по физиологии Всесоюзного комитета  по физической культуре и спорту  при Совете Министров СССР, Н.В. Зимкин с 1962 по 1976г. наряду с руководством этой Комиссией был председателем научной комиссии по физиологии, биомеханике, морфологии и биохимии спорта, председателем координационной комиссии по преподаванию медико-биологических дисциплин и членом президиума Научного совета при Госкомспорте СССР. А.С. Мозжухин с 1976 по 1985г. состоял членом методической комиссии Госкомспорта СССР и был председателем Совета заведующих кафедрами физиологии институтов физической культуры РСФСР, а А.С. Солодков – членом Научного совета Госкомспорта СССР по биологическим наукам, председателем секции «Физиология спорта» Проблемной комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее время руководит секцией «Физиология спорта» Санкт-Петербургского общества физиологов, биохимиков и фармакологов им. И.М. Сеченова и состоит членом Правления этого общества.

         В последние  годы коллектив кафедры ведет  большую работу по перестройке  и совершенствованию преподавания  физиологии и проведению научных  исследований. В соответствии с  новым учебным планом и новой программой по физиологии переделаны рабочие программы и тематические планы лекций и лабораторных занятий по предмету. С учетом того, что количество лекционных часов в новой программе существенно уменьшено, лекции носят преимущественно проблемный характер. Лабораторные занятия проводятся таким образом, чтобы они способствовали пониманию сущности, механизмов и особенностей регуляции физиологических процессов при мышечной деятельности, овладению методиками исследования, привитию студентам навыков научно-исследовательской работы.

         Реализация  нового учебного плана по многоуровневой  структуре высшего физкультурного  образования требует создания  специальных образовательно-профессиональных  программ по физиологии с учетом  подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров наук. Решение этих задач особенно важно и приоритетно для кафедры потому, что нашей академией разработан свой вариант учебного плана по осуществлению многоуровневой структуры высшего физкультурного образования в России.

         За достигнутые   успехи в учебной и научной  работе и в связи с 75-летием  со дня основания кафедры в  апреле 1995 года  решением Ученого  Совета академии ей присвоено  имя профессора А.Н. Крестовникова,  а для студентов учреждены  две его именные стипендии.

 

СОСТОЯНИЕ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

         Основные  учебные и научные разработки  по спортивной физиологии впервые  начались и неразрывно связаны  с историей развития кафедры  физиологии академии физической  культуры им. П.Ф. Лесгафта. Особенностью деятельности кафедры физиологии явилось создание при не научных лабораторий по основным разделам спортивной  физиологии.

         Выполненные  исследования в этих лабораториях  позволили получить новые данные  по спортивной биоэнергетике   и осуществить классификацию спортивных упражнений с учетом их энергетической характеристики (А.Б. Гандельсман); была разработана методика неинвазивного определения композиции скелетных мышц и вскрыты механизмы развития двигательного навыка (Н.В. Зимкин); выявлен феномен синхронизации потенциалов на электромиограммах при утомлении (Е.К. Жуков); определены особенности сосудистых реакций у спортсменов различных специализаций (В.В.Васильева); создана оригинальная методика регистрации электроэнцефалограмм непосредственно в процессе высокоинтенсивной мышечной работы и впервые исследованы корковые механизмы регуляции движений спортсменов (Е.Б.Сологуб); изучены эмоции при соревновательной деятельности (С.А.Разумов); развито представление о физиологических резервах спортсмена (А.С.Мозжухин); обосновано учение о функциональной системе адаптации спортсменов (А.С.Солодков) и др.

         В дальнейшем  изучение различных проблем спортивной  физиологии в нашей стране  существенно расширялось и углублялось,  но при этом в большинстве случаев использовались методические подходы, разработанные на кафедре физиологии АФК им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время исследования ведутся во всех учебных и научно-исследовательских институтах физической культуры, во многих университетах, медицинских и педагогических вузах. Изучаются роль и значение всех физиологических систем организма при мышечной деятельности, а также приоритетные для спортивной физиологии проблемы: адаптация к физическим нагрузкам, работоспособность, утомление и восстановление спортсменов, функциональные резервы организма и др.

         Выяснение  вопроса о процессах экстраполяции  в ЦНС имеет существенное значение  для обоснования вариативности  нагрузок в процессе спортивной  тренировки. Только на основе  этой концепции может быть правильно построен тренировочный процесс, при котором должны варьироваться величина, скорость и интенсивность нагрузок, что еще не всегда принимается во внимание медиками, тренерами и спортсменами. Необходимо также учитывать возрастную динамику локомоторных функций человека.

         Приоритетными  направлениями дальнейших исследований  физиологии ЦНС являются выяснение  особенностей формирования и  мобилизации функциональных резервов  мозга спортсменов и изучение  перестроек корковых функциональных  систем взаимосвязанной активности в процессе адаптации их к специализированным  нагрузкам. Существенное внимание следует уделить исследованиям вызванной активности коры больших полушарий и спинного мозга, а также роли функциональной асимметрии и сенсорных систем в формировании некоторых специальных двигательных навыков.

         В последние  годы развивается новое направление  спортивной физиологии, связанное  с разработкой спортивной генетики  и рассматривающее  особенности  наследственных влияний и тренируемости  различных физиологических показателей и физических качеств и, в первую очередь, роли врожденных индивидуально-типологических особенностей организма для спортивной ориентации, отбора и прогнозирования достижений в спорте.

         Благоприятные  изменения, происходящие в организме, и в частности, в сердечно-сосудистой системе при занятиях физической культурой и спортом – очевидны. Однако далеко не все вопросы этого раздела спортивной кардиологии решены, и изучение функциональных сдвигов нельзя считать законченным. Требует дальнейшего исследования возможность развития патологических изменений в сердце (патологическое спортивное сердце, по Г.Ф. Лангу), которые могут возникнуть прежде всего вследствие чрезмерных тренировочных нагрузок, превышающих возможности конкретного спортсмена. Трудности в изучении и предупреждении ряда заболеваний у спортсменов заключаются в том, что в настоящее время нет разработанного и научно-обоснованного курса патологической физиологии спорта, необходимость которого весьма очевидна.

         До настоящего времени отсутствуют данные, касающиеся эффективности разных сочетаний темпа движений и частоты дыхания в различных видах спорта, а также о характере и степени произвольных коррекций внешнего дыхания.

         До сих  пор остается спорным вопрос о длительности восстановления после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

         Касаясь  некоторых специальных теоретических  вопросов, имеющих и несомненное  прикладное значение в спорте, нужно в первую очередь указать  на проблемы адаптации к физическим нагрузкам, функциональных резервов организма, спортивной биоритмологии, психофизиологического и медицинского отбора и профессиональной ориентации спортсменов. В частности, ближайшими задачами являются определение количественных критериев различных стадий адаптации, анализ адаптивных функциональных систем, формирующихся при различных видах спортивной деятельности, дифференцирование адаптационных изменений от предпатологических состояний и исследование компенсаторных реакций.

         Уже многие годы проводятся  исследования различных функций организма спортсменов. Однако комплексные обследования осуществляются относительно редко, а анализ результатов связан с длительной обработкой получаемых данных. В связи с этим в спортивной физиологии большое значение приобретают так называемые экспресс-методы, позволяющие оценивать функциональное состояние спортсмена не только после, но и в процессе тренировок и соревнований. Важной задачей спортивных физиологов является также обоснование, разработка и внедрение экспресс-методов с целью исследования функциональных систем адаптации, формирующихся к различным видам физических упражнений. Использование компьютеров даст возможность быстро анализировать и обобщать результаты, полученные различными методами исследования, а наиболее важные и информативные сразу внедрять в практику.

         Говоря  о массовой физической культуре, нужно учитывать следующее. Применяемые  нагрузки должны вызывать изменения,  соответствующие только стадии  повышения неспецифической устойчивости (адаптированности) организма. Необходимо также  предупреждение возможности возникновения травм. Все это относится и к физической подготовке специальных контингентов: военнослужащих, спасательных команд и др. Особого внимания заслуживают занятия физической культурой с детьми, женщинами, инвалидами и лицами с ослабленным здоровьем. Требуются дальнейшая  разработка  и научное обоснование целого ряда физиологических проблем, связанных с возрастными и медико-биологическими особенностями этих контингентов лиц, характером их адаптивных перестроек.

         В ближайшие  годы в массовой физической  культуре следует решить вопросы  о минимальном объеме физических  упражнений при различном их  сочетании и необходимой продолжительности  занятий, что в совокупности позволит получить достаточный оздоровительный  эффект в отношении устойчивости людей к действию неблагоприятных факторов окружающей среды и сохранения высокой умственной и физической работоспособности. Такого рода исследования сложны, объемны, но они крайне необходимы. При этом минимальные нормы нагрузки и времени при занятиях физическими упражнениями, очевидно, будут неодинаковы для лиц различного возраста, состояния здоровья, пола, профессии, что потребует дифференцированного подхода к исследованиям разных групп населения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и до настоящего времени внимание исследователей было обращено на спорт, и особенно спорт высших достижений. Физическая культура массового характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные перестройки при этом изучаются в меньшей степени.

         Интенсивно  развивающаяся практика физической  культуры и спорта требует  быстрейшей реализации прикладных  направлений спортивной физиологии. Вместе с тем, еще раз следует  напомнить общеизвестное положение о том, что не разрабатывая глубоко теоретических проблем и не проводя фундаментальных исследований, мы постоянно будем отставать и в практике. Полезно напомнить слова известного итальянского физика и физиолога Алессандро Вольта, сказанные им еще в 1815 году: «Нет ничего практичнее хорошей теории».

 

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

         Общепринятой  в настоящее время считается  классификация физических упражнений, предложенная московским физиологом  В.С. Фарфелем (1970). В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физических упражнений применены различные критерии классификации (см. схему классификации).

 

 

 

Схема физиологической  классификации упражнений в спорте

(по В.С. Фарфелю, 1970, 1975)

 

ПОЗЫ

  • Лежание
  • Сидение
  • Стояние
  • С опорой на руки

 

ДВИЖЕНИЯ

I. Стереотипные (стандартные) движения

  1. Качественного значения (с оценкой в баллах)
  2. Количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах)

Ц и к л и ч  е с к и е

По зонам мощности

  • Максимальной
  • Субмаксимальной
  • Большой
  • Умеренной

А ц и к л и  ч е с к и е

  • Собственно-силовые
  • Скоростно-силовые
  • Прицельные

II. Ситуационные (нестандартные) движения

  • Спортивные игры
  • Единоборства
  • Кроссы

 

         Все спортивные упражнения разделены  первоначально на позы и движения. Затем все движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные (с повторяющимся порядком действий) и нестандартные или ситуационные (спортивные игры и единоборства). Стандартные движения разбиты на 2 группы по характеру оценки спортивного результата – на упражнения качественного значения (с оценкой в баллах – гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.) и количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах секундах).  Из последних выделены упражнения с разной структурой – ациклические и циклические. Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые (тяжелая атлетика), скоростно-силовые (прыжки, метания) и прицельные (стрельба).

Информация о работе Спортивная физиология