Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат
Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах
в) кислородный запрос меньше максимального потребления кислорода
г) формируется большой кислородный долг
9. Циклические упражнения это
а) стандартные упражнения
б) характеризуются мощностью
в) выполняются в аэробно-анаэробных условиях
г) зависят от ситуации
10. Работа умеренной мощности сопровождается
а) потоотделением
б) потерей веса
в) усилением функций эндокринных желез
г) понижением сахара в крови
11. Ациклические упражнения имеют
а) стереотипную программу
б) разнообразные фазы
в) собственно-силовые качества
12. К смешанным упражнениям относят
а) скоростно-силовые
б) собственно-силовые
в) циклические
13. Упражнения максимальной интенсивности проходят
а) в аэробных условиях
б) в анаэробных условиях
в) в аэробно-анаэробных условиях
14. От чего зависит
наступление утомления при
а) от времени выполнения
б) от скорости выполнения
в) от дистанции
г) от всех факторов
15. При умеренной работе энергия образуется
а) из АТФ
б) креатининфосфата
в) гликогена
г) жиров
16. Выполнение работы большой мощности зависит
а) от техники выполнения
б) физической подготовленности
в) функциональных показателей
г) от ситуации
17. Работа какой мощности приводит к закислению крови
а) большой
б) умеренной
в) максимальной
г) субмаксимальной
18.Для нестандартных упражнений характерны
а) переменная мощность работы
б) изменчивость ситуации
в) дефицит времени
г) «творческая» функция головного мозга
19. При статической работе
а) время ограничено
б) время неограниченно
в) время не имеет значения
20.Длительный период восстановления имеет работа
а) максимальной
б) субмаксимальной
в) большой
г) умеренной мощности
21. Какой вид сокращений при динамических сокращениях
а) тетанический гладкий
б) тетанический зубчатый
в) одиночный
22. Причиной утомления
при выполнении умеренной
а) утомление нервных центров
б) накопление продуктов распада
в) истощение энергетических источников
г) обезвоживание организма
23.Упражнения переменной интенсивности – это
а) максимальная мощность
б) субмаксимальная мощность
в) большая мощность
г) умеренная мощность
24. Высокий уровень
работоспособности за счет
выполнении упражнений
а) стандартных
б) циклических
в) ациклических
г) собственно-силовых
25. Ситуационные упражнения могут быть
а) ациклическими
б) циклическими
в) скоростно-силовыми
г) собственно-силовыми
26. При скоростно-силовых упражнениях формируется
а) скорость
б) взрывная сила
в) ускорение
г) кислородный долг
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В процессе
жизнедеятельности человека
Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эффективность спортивной техники за счет навыка повышается в циклических видах спорта на 10-25%, а в ациклических – еще более.
Двигательные
умения – способность на
Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.
Основные
методы исследования
К первым
относятся методы кино-, фото-, видео-,
телесъемки движений, тензометрия,
динамометрия, гониометрия, циклография
и пр. Ко вторым – электрофизиологиче
ФИЗИОЛОИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В понимании
физиологических механизмов
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ДОМИНАНТА,
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Любые навыки – бытовые, профессиональные, спортивные – не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров (Анохин П.К., 1975). Деятельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций): формирование моторной программы и образа результата действий; внесение сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут.
Комплекс
нейронов, обеспечивающих эти процессы,
располагается на различных
Порядок
возбуждения в доминирующих
СТАБИЛЬНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ КОМПОНЕНТОВ
ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Возникшие
в первой половине ХХ века
представления о доминанте,
Уже Н.А. Бернштейн отмечал, что даже достаточно простые навыковые действия не являются полностью стереотипными. При многократных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т.д. Как оказалось, еще больше они различаются по внутренней структуре. Многоканальная регистрация ЭМГ различных мышц при выполнении спортивных упражнений показала, что в одних и тех же освоенных движениях значительно варьирует состав активных мышечных групп. Одни мышцы включаются в движения постоянно, а другие – лишь периодически (таблица). Варьируют длительность фаз, мышечные усилия, последовательность включения мышц. Это позволило говорить о закономерной вариативности внешних компонентов двигательного навыка. (Зимкин Н.В. 1975). Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и сократительные возможности мышц. Вариативность особенно выражена в периоды врабатывания, перед отказом от работы и в восстановительном периоде. Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга (в экспериментах на животных и в клинике при лечебных мероприятиях) показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные действия. При этом между ними образуются как «жесткие» (стабильные), так и «гибкие» (вариативные) связи (Бехтерева Н.П., 1980)
Таблица
Стабильность и вариативность включения различных мышц
у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги
(по Н.Н. Зимкин, 1973)
Мышцы |
Наличие активности (+) при десяти повторных рывках | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Четырехглавая мышца бедра, наружная То же, средний пучок То же, внутренний пучок Длинная спины Дельтовидная, средний пучок Трехглавая плеча Трапециевидная Двуглавая плеча Икроножная Двуглавая бедра Ягодичная Широчайшая спины Дельтовидная,передний пучок Большая грудная |
+ + - + - |
+ + - + - + - |
+ + - - + - |
+ + - + - |
+ + + - |
+ + - - - + - |
+ + - - + - |
+ + - - - + - |
+ + + - - + - |
+ + |
Сохранение
основных черт двигательного
навыка в условиях
Навыки циклических движений более стабильны по сравнению с ациклическими, так как в их основе лежат повторения одинаковых циклов:
Элементы
циклических движений
1-2-1-2-1-2…
Циклические
движения превращаются в навык
при переходе от отдельных
двигательных актов к
Навыки
в ситуационных видах спорта (спортивных
играх, единоборствах) отличают
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Процесс
обучения двигательному навыку
начинается с определенного