Спортивная физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат

Описание работы

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах

Файлы: 1 файл

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисцип.doc

— 824.00 Кб (Скачать файл)

    в) кислородный  запрос меньше максимального  потребления кислорода

    г) формируется  большой кислородный долг

9. Циклические упражнения  это

    а) стандартные  упражнения

    б) характеризуются  мощностью

    в) выполняются  в аэробно-анаэробных условиях

    г) зависят  от ситуации

10. Работа умеренной  мощности сопровождается

    а) потоотделением

    б) потерей  веса

    в) усилением  функций эндокринных желез

    г) понижением  сахара в крови

11. Ациклические упражнения  имеют

    а) стереотипную  программу

    б) разнообразные  фазы

    в) собственно-силовые  качества

12. К смешанным упражнениям  относят

    а) скоростно-силовые

    б) собственно-силовые

    в) циклические

13. Упражнения максимальной  интенсивности проходят

    а) в аэробных  условиях

    б) в анаэробных условиях

    в) в аэробно-анаэробных  условиях

14. От чего зависит  наступление утомления при циклических  упражнениях

    а) от времени  выполнения

    б) от скорости  выполнения

    в) от дистанции

    г) от всех  факторов

15. При умеренной работе энергия образуется

    а) из АТФ

    б) креатининфосфата

    в) гликогена

    г) жиров

16. Выполнение работы  большой мощности зависит

    а) от техники  выполнения

    б) физической  подготовленности

    в) функциональных  показателей

    г) от ситуации

17. Работа какой мощности приводит к закислению крови

    а) большой

    б) умеренной

    в) максимальной

    г) субмаксимальной

18.Для нестандартных  упражнений характерны

    а) переменная  мощность работы

    б) изменчивость  ситуации

    в) дефицит  времени

    г) «творческая» функция головного мозга

19. При статической  работе

    а) время  ограничено

    б) время  неограниченно

    в) время  не имеет значения

20.Длительный период  восстановления имеет работа

    а) максимальной

    б) субмаксимальной

    в) большой

    г) умеренной  мощности

21. Какой вид сокращений  при динамических сокращениях

    а) тетанический  гладкий

    б) тетанический  зубчатый

    в) одиночный

22. Причиной утомления  при выполнении умеренной мощности  является

    а) утомление  нервных центров

    б) накопление продуктов распада

    в) истощение  энергетических источников

    г) обезвоживание  организма

23.Упражнения переменной  интенсивности – это

    а) максимальная  мощность

    б) субмаксимальная  мощность

    в) большая  мощность

    г) умеренная мощность

24. Высокий уровень  работоспособности за счет техники  выполнения необходим при 

      выполнении  упражнений

     а) стандартных

     б) циклических

     в) ациклических

     г) собственно-силовых

25. Ситуационные упражнения  могут быть

    а) ациклическими

    б) циклическими

    в) скоростно-силовыми

    г) собственно-силовыми

26. При скоростно-силовых  упражнениях формируется

    а) скорость

    б) взрывная  сила

    в) ускорение

    г) кислородный  долг

 

 

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 

         В процессе  жизнедеятельности человека формируются  различные двигательные умения  и навыки, составляющие основу  его поведения

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

         Основу  технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эффективность спортивной техники за счет навыка повышается в циклических видах спорта на 10-25%, а в ациклических – еще более.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

 

         Двигательные  умения – способность на моторном  уровне справляться с новыми  задачами поведения. Спортсмену  необходимо умение мгновенно  оценивать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относят к ситуационным видам спорта (Фарфель В.С., 1970). В тех же случаях, когда вырабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно в стандартных или стереотипных видах спорта), умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.

         Двигательные  навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

         Основные  методы исследования двигательных  навыков можно разделить на 2 группы: 1) описывающие внешнюю структуру движений и 2) внутреннюю их структуру.

         К первым  относятся методы кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия,  динамометрия, гониометрия, циклография  и пр. Ко вторым – электрофизиологические методы6 электроэнцефалография, электромиография, запись Н – рефлексов и активности двигательных единиц. Комплексная оценка целостной структуры навыков осуществляется при одновременной регистрации биомеханических и физиологических показателей.

 

ФИЗИОЛОИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 

         В понимании  физиологических механизмов двигательных  навыков особый вклад внесли  отечественные физиологи – И.П.  Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский,  П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников, Н.В. Зимкин, В.С. Фарфель и др.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  СИСТЕМА, ДОМИНАНТА,

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ  ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

 

         Любые навыки  – бытовые, профессиональные, спортивные  – не являются врожденными  движениями. Они приобретены в  ходе индивидуального развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров (Анохин П.К., 1975). Деятельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций): формирование моторной программы и образа результата действий; внесение сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут.

         Комплекс  нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагается на различных этажах  нервной системы, становясь доминантой, т.е. господствующим очагом в  центральной нервной системе. Он подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно лишних скелетных мышц (Ухтомский А.А., 1923). В результате движения выполняются все более экономно, при включении лишь самых необходимых мышечных групп и лишь в те моменты, которые нужны для его осуществления. Происходит экономизация энерготрат.

         Порядок  возбуждения в доминирующих нервных  центрах закрепляется в виде  определенной системы условных  и безусловных рефлексов и  сопровождающих их вегетативных  реакций, образуя двигательный динамический стереотип (Павлов И.П.; Крестовников А.Н., 1954). Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывается, в частности, тем что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигательные навыки отличаются от классических слюнных условных рефлексов, описанных И.П. Павловым (сенсорных или рефлексов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода – оперантные или инструментальные условные рефлексы (Конорский Ю.М., 1970). В них новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, т.е. создается новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий. Построение новой формы движений на основе имеющихся элементов Н.В. Зимкин (1975) отнес к явлениям экстраполяции (использования предшествующего опыта).

 

СТАБИЛЬНОСТЬ  И ВАРИАТИВНОСТЬ КОМПОНЕНТОВ

ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

 

         Возникшие  в первой половине ХХ века  представления о доминанте, функциональной  системе и двигательном динамическом  стереотипе легли в основу понимания  механизмов формирования двигательных навыков в процессе обучения человека. Дальнейшие исследования позволили уточнить эти классические представления.

         Уже Н.А.  Бернштейн отмечал, что даже  достаточно простые навыковые  действия не являются полностью стереотипными. При многократных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т.д. Как оказалось, еще больше они различаются по внутренней структуре. Многоканальная регистрация ЭМГ различных мышц при выполнении спортивных упражнений показала, что в одних и тех же освоенных движениях значительно варьирует состав активных мышечных групп. Одни мышцы включаются в движения постоянно, а другие – лишь периодически (таблица). Варьируют длительность фаз, мышечные усилия, последовательность включения мышц. Это позволило говорить о  закономерной вариативности внешних компонентов двигательного навыка. (Зимкин Н.В. 1975). Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и сократительные возможности мышц. Вариативность особенно выражена в периоды врабатывания, перед отказом от работы и в восстановительном периоде. Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга (в экспериментах на животных и в клинике при лечебных мероприятиях) показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные действия. При этом между ними образуются как «жесткие» (стабильные), так и «гибкие» (вариативные) связи (Бехтерева Н.П., 1980)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

Стабильность и вариативность  включения различных мышц

у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги

(по Н.Н. Зимкин, 1973)

 

Мышцы

Наличие активности (+) при десяти повторных  рывках

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Четырехглавая мышца бедра, наружная

То же, средний пучок

То же, внутренний пучок

Длинная спины

Дельтовидная, средний пучок

Трехглавая плеча

Трапециевидная

Двуглавая плеча

Икроножная

Двуглавая бедра

Ягодичная

Широчайшая спины

Дельтовидная,передний пучок

Большая грудная

 

+








+

-



+

-

 

+








+

-

+

-

+

-

 

+









-

-

-

+

-

 

+










-

-

+

-

 

+











-

+

-

 

+








+

-

-

-

+

-

 

+









+

-

-

+

-

 

+








+

-

-

-

+

-

 

+








+

+

-

-

+

-

 

+













+


 

         Сохранение  основных черт двигательного  навыка в условиях изменяющейся  внешней среды и перестроек  внутренней среды организма возможно  лишь при варьировании «гибких»  связей в системе управления  движениями. Так, хорошо освоенный навык ходьбы осуществляется при разном наклоне туловища, переменных усилиях ног, неодинаковом составе скелетных мышц и нервных центров, различных вегетативных реакциях в зависимости от рельефа дороги, качества грунта, силы встречного ветра, степени отягощения, утомления человека и прочих причин. «Гибкие» элементы функциональной системы составляют основную ее часть, так как в любых условиях они обеспечивают выполнение навыка, достижение требуемого результата.

         Навыки  циклических движений более стабильны по сравнению с ациклическими, так как в их основе лежат повторения одинаковых циклов:

         Элементы  циклических движений            Элементы ациклических движений

                        1-2-1-2-1-2…                                                     1-2-3-4-5-6…

         Циклические  движения превращаются в навык  при переходе от отдельных  двигательных актов к последовательной  их цепи – от отдельных шагов  к ходьбе и бегу, от начертания  отдельных букв к письму и  т.п. При этом к процессам коркового управления движениями подключаются древние автоматизмы, так называемые циклоидные движения, осуществляемые подкорковыми ядрами головного мозга.

         Навыки  в ситуационных видах спорта (спортивных  играх, единоборствах) отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах спорта формируются лишь при овладении отдельными элементами техники (например, в штрафных бросках). Автоматизация этих навыков позволяет быстрее включать их в новые движения. В стандартных видах спорта навыки более  стереотипны. Их стабильность повышается по мере роста спортивного мастерства. Но и здесь необходимо сохранение определенного уровня вариативности навыков для их адаптации к разным условиям выполнения.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 

         Процесс  обучения двигательному навыку  начинается с определенного побуждения  к действию, которое задается  подкорковыми и корковыми мотивационными  зонами. У человека это, главным  образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решению.

Информация о работе Спортивная физиология