Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат
Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах
Ведущее значение в зоне умеренной мощности имеют большие запасы углеводов, предотвращающие гипогликемию, и функциональная устойчивость ЦНС к монотонии, противостоящая развитию запредельного торможения.
СТАНДАРТНЫЕ АЦИКЛИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Данная
группа движений
Во всех этих упражнениях сочетается динамическая и статическая работа, анаэробного (прыжки, метания) или анаэробно-аэробного характера (например, вольные упражнения в гимнастике, произвольная программа в фигурном катании и др.), которые по длительности выполнения соответствуют зонам максимальной и субмаксимальной мощности. Суммарные энерготраты здесь невысоки из-за краткости выполнения, кислородный запрос на работу и кислородный долг (-2л) малы. Значительных требований к вегетативным системам организма не предъявляется. Выполнение упражнений требует хорошей координации, пространственной и временной точности движений, развитого чувства времени, концентрации внимания, значительной абсолютной и относительной силы.
Ведущими системами являются ЦНС, сенсорные системы, двигательный аппарат.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕСТАНДАРТНЫХ ДВИЖЕНИЙ
К нестандартным
или ситуационным движениям
Для этих движений характерны:
Нестандартные
упражнения характеризуются
В отношении ЦНС предъявляются высокие требования к «творческой» функции мозга из-за отсутствия стандартных программ двигательной деятельности. Особое значение имеют процессы восприятия и переработки информации в крайне ограниченные интервалы времени, что требует повышенного уровня пропускной способности мозга. Спортсмену необходима не только оценка текущей ситуации, но и предвосхищение возможных ее будущих изменений, т.е. развитая способность к экстраполяции. При выполнении ударных действий и бросков (мяча, шайбы) основная рабочая фаза движений занимает десятые и сотовые доли секунды. Это исключает внесение сенсорных коррекций в текущий двигательный акт и, следовательно, все движение должно быть заранее и очень точно запрограммировано. При этом сама программа действия и имеющиеся двигательные навыки спортсмена должны постоянно варьировать в зависимости от изменений условий их выполнения (исключение могут составлять только штрафные броски и удары). Все эти условия ситуационной деятельности требуют, высокой возбудимости и лабильности нервных центров, силы и подвижности нервных процессов, преимущественного представительства среди спортсменов таких типов ВНД как холерик и сангвиник, помехоустойчивости к значительной нервно-эмоциональной напряженности, а также специфических черт умственной работоспособности – развитого оперативного мышления, большого объема и концентрации внимания, а в командных играх – и распределения внимания, способности к правильному принятию решений и быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций, двигательных навыков и умений для эффективного решения тактических задач.
Роль сенсорных систем исключительно велика, особенно дистантных – зрительной и слуховой. В ситуационной деятельности имеют значение как центральное зрение (при бросках мяча в кольцо, нанесении ударов в боксе, фехтовании и т.п.), так и периферическое (для ориентировки на поле, ринге). Для четкого восприятия действий игроков, соперников и летящего мяча, шайбы, особенно при больших скоростях (мяча в теннисе, шайбы в хоккее – до 200 км . час-1 и более) и малых размерах (настольный теннис) спортсмену необходимы хорошая острота и глубина зрения, идеальный мышечный баланс глаз, а в командных играх – большие размеры поля зрения. Для ориентации в пространстве и во времени имеет важное значение слуховая сенсорная система. Резкие изменения направления и формы движений, повороты, падения, броски вызывают сильное раздражение отолитового и ампулярного аппаратов вестибулярной сенсорной системы. Требуется высокая вестибулярная устойчивость, чтобы не происходили при этом нарушения координации движений и негативные вегетативные реакции. В двигательной сенсорной системе занятия ситуационными видами спорта вызывает повышение проприоцептивной чувствительности в тех суставах, которые имеют основное значение в данном виде спорта (например, у баскетболистов – в лучезапястном суставе, у футболистов – в голеностопном).
Занятия
ситуационными упражнениями
Энерготраты в ситуационных упражнениях сравнительно ниже, чем в циклических. В связи с большими различиями в размерах площадок, числе участников, темпе движений соотношение аэробных и анаэробных процессов энергообразования заметно различается: в волейболе, например, преобладают аэробные нагрузки, в футболе – аэробно-анаэробные, в хоккее с шайбой – анаэробные. Переменная мощность физических нагрузок позволяет во многом удовлетворять кислородный запрос уже во время работы и снижает величину кислородного долга.
Основной характеристикой вегетативных функций в ситуационных движениях является не достигнутый во время нагрузки рабочий уровень, а степень его соответствия мощности работы в данный момент. ЧСС, постоянно изменяясь, колеблется, в основном, в диапазоне от 130 до 180-190 уд . мин-1; частота дыхания – от 40 до 60 вдохов в 1 мин. Величины ударного и минутного объема крови, глубины и минутного объема дыхания, МПК при работе скромнее, чем у спортсменов в циклических видах спорта. В связи с большими потерями воды, а также рабочими энерготратами, вес тела спортсмена, особенно после соревновательных нагрузок, снижается на 1-3 кг.
Ведущими системами являются
ЦНС, сенсорные системы,
Тесты контроля по классификации физических упражнений
Вариант 1
1. Циклические упражнения это
а) стандартные упражнения
б) характеризуются мощностью
в) выполняются в аэробно-анаэробных условиях
г) зависят от ситуации
2. Ациклические упражнения имеют
а) стереотипную программу
б) разнообразные фазы
в) собственно-силовые качества
3. К смешанным упражнениям относят
а) скоростно-силовые
б) собственно-силовые
в) циклические
г) динамические упражнения
4. При скоростно-силовых упражнениях формируется
а) скорость
б) взрывная сила
в) ускорение
г) кислородный долг
5. Для нестандартных упражнений характерны
а) переменная мощность работы
б) изменчивость ситуации
в) дефицит времени
г) «творческая» функция головного мозга
6. Упражнения максимальной интенсивности проходят
а) в аэробных условиях
б) в анаэробных условиях
в) в аэробно-анаэробных условиях
7. Образование энергии
при работе субмаксимальной
а) распада АТФ
б) креатининфосфата
в) гексозофосфата
г) гликогена
8. При работе большой мощности интенсивность
а) анаэробных процессов превышает аэробные реакции
б) аэробных
процессов превышает
в) аэробных
и анаэробных практически
9. Выполнение работы большой мощности зависит
а) от техники выполнения
б) физической подготовленности
в) функциональных показателей
г) от ситуации
10. При работе умеренной интенсивности
а) кислородный запрос больше максимального потребления кислорода
б) кислородный
запрос равен максимальному
в) кислородный запрос меньше максимального потребления кислорода
г) формируется большой кислородный долг
11. Работа умеренной мощности сопровождается
а) потоотделением
б) потерей веса
в) усилением функций эндокринных желез
г) понижением сахара в крови
12. Работа какой мощности приводит к закислению крови
а) большой
б) умеренной
в) максимальной
г) субмаксимальной
13. При умеренной работе энергия образуется
а) из АТФ
б) креатининфосфата
в) гликогена
г) жиров
14. Наибольший общий расход
а) максимальной мощности
б) субмаксимальной мощности
в) большой мощности
г) умеренной мощности
15. Ситуационные упражнения могут быть
а) ациклическими
б) циклическими
в) скоростно-силовыми
г) собственно-силовыми
16. Упражнения постоянной интенсивности – это
а) максимальная мощность
б) субмаксимальная мощность
в) большая мощность
г) умеренная мощность
17. Упражнения переменной
а) максимальная мощность
б) субмаксимальная мощность
в) большая мощность
г) умеренная мощность
18. Сальто назад – это упражнение
а) ациклические
б) собственно-силовое
в) стандартное
г) переменной интенсивности
19. Высокий уровень
выполнении упражнений
а) стандартных
б) циклических
в) ациклических
г) собственно-силовых
20. Полный процесс восстановления
организма после нагрузки
а) по работе мышц
б) по температуре тела
в) по частоте сердечных сокращений
г) по анализу крови
21. Причиной утомления при
а) утомление нервных центров
б) накопление продуктов распада
в) истощение энергетических источников
г) обезвоживание организма
22. Длительный период
а) максимальной
б) субмаксимальной
в) большой
г) умеренной мощности
23. Уровень потребления О2 при умеренной работе может достичь
а) 95% от max
б) 85% от max
в) 75% от max
г) 50% от max
24. От чего зависит
наступление утомления при
а) от времени выполнения
б) от скорости выполнения
в) от дистанции
г) от всех факторов
25. Какой вид сокращений при динамических сокращениях
а) тетанический гладкий
б) тетанический зубчатый
в) одиночный
26. При статической работе
а) время ограничено
б) время неограниченно
в) время не имеет значения
Тесты контроля по классификации физических упражнений
Вариант 2
1. При работе большой мощности интенсивность
а) анаэробных процессов превышает аэробные реакции
б) аэробных
процессов превышает
в) аэробных
и анаэробных практически
2. Сальто назад – это упражнение
а) ациклические
б) собственно-силовое
в) стандартное
г) переменной интенсивности
3. Полный процесс восстановления
организма после нагрузки
а) по работе мышц
б) по температуре тела
в) по частоте сердечных сокращений
г) по анализу крови
4. Наибольший общий расход энергии при
а) максимальной мощности
б) субмаксимальной мощности
в) большой мощности
г) умеренной мощности
5. Образование энергии
при работе субмаксимальной
а) распада АТФ
б) креатининфосфата
в) гексозофосфата
г) гликогена
6. Упражнения постоянной интенсивности – это
а) максимальная мощность
б) субмаксимальная мощность
в) большая мощность
г) умеренная мощность
7.Уровень потребления О2 при умеренной работе может достичь
а) 95% от max
б) 85% от max
в) 75% от max
г) 50% от max
8. При работе умеренной интенсивности
а) кислородный запрос больше максимального потребления кислорода
б) кислородный
запрос равен максимальному