Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 06:44, реферат
Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на кафедрах
Наряду
с совершенствованием навыков
моторных действий у
В экстремальных
условиях мышечной работы, при
развитии утомления надежность
навыка поддерживается путем
мобилизации функциональных
При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.), происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизации. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, у лиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровне общей и специальной работоспособности. Так, недостаточная адаптация к «рваному» режиму и высокому темпу двигательной деятельности в ситуационных видах спорта нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, шайбы, ударов в боксе и др.). Недостаточное освоение переключений от интенсивной лыжной гонки к стабильной позе и тонкой регуляции нажима спускового крючка, требующих смены одной доминирующей группы нервных центров на другую, снижает меткость стрельбы у биатлонистов.
Снижение
функционального состояния
При перерывах
в тренировке могут
Проверочная карта Вариант 2
1. Образование двигательного
а) с вегетативной нервной системой
б) с промежуточным мозгом
в) с корой больших полушарий.
г) со спинным мозгом
2. Чтобы выработать двигательный навык достаточно (необходимо)
а) увидеть движение и повторить один раз
б) многократное повторение движений.
в) подкрепление показа объяснением
г) анализ выполняемых движений
3. Наибольшая часть
а) в первую фазу
б) в третью фазу
в) во вторую фазу.
г) в четвертую фазу
1. В формировании двигательного навыка главными показателями организма являются
а) уровень возбудимости нервной системы.
б) функциональное состояние организма
в) типы высшей нервной деятельности
г) наличие безусловных рефлексов
2. В какой последовательности
в управлении движениями
а) вестибулярный.
б) тактильный.
в) слуховой
г) зрительный
3. Эфферентный синтез при
а) в первую фазу
б) во вторую фазу
в) в третью фазу.
г) в четвертую фазу
Предстартовое
состояние возникает еще до
начала мышечной деятельности
и способствует подготовке
Различают предстартовое состояние, возникающее за много часов и даже суток до начала соревнований, и собственно стартовое (непосредственно перед началом работы), являющееся продолжением и усилением предстартовых реакций.
В период
ожидания соревнований
В предстартовом
состоянии изменяется
Предстартовые
реакции обусловлены эмоциями, возникающими
в связи с предстоящей
По механизму
возникновения предстартовые
Условные
рефлексы, лежащие в основе
При преобладании
неспецифических реакций
Мощность
предстоящей работы является
только одним из факторов, определяющим
характер предстартовых
А.Ц.Пуни
путем психологических
В состоянии боевой готовности происходит оптимальное повышение возбудимости мозга и увеличение подвижности нервных процессов. Изменения в центральной нервной системе обеспечивают соответствующие сдвиги в функциональном состоянии двигательного аппарата и вегетативных систем организма. Это проявляется в умеренном повышении обмена веществ и увеличении деятельности сердца и органов дыхания (учащается пульс, увеличиваются легочная вентиляция и потребление кислорода). Состояние боевой готовности – наиболее эффективная форма предстартовых реакций, обеспечивающая наилучшую работоспособность в предстоящей деятельности.
Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно сильными процессами возбуждения в центральной нервной системе, вызывающими значительные изменения всех функций организма. Нарушение способности и дифференцировка может вести к ряду тактических ошибок, снижающих спортивный результат. Особенно резко это проявляется в спортивных играх, но может быть и при циклической работе. Преждевременный уход со старта и чрезмерно высокий темп в начале дистанции служат примерами нарушения дифференцировок в связи с преобладанием возбуждения в центральной нервной системе.
Вегетативные
сдвиги при этой форме
Предстартовая апатия характеризуется преобладанием тормозных процессов в центральной нервной системе. Изменения вегетативных функций при этой форме предстартовых реакций выражены мало. Например, содержание глюкозы в крови иногда становится даже ниже исходной величины. Концентрация же молочной кислоты в крови, в связи с понижением уровня окислительных процессов, наоборот, повышается (Н.Н.Яковлев). Предстартовая апатия может быть либо при недостаточной тренированности, либо при ожидании встречи с заведомо более сильным противником. Иногда это состояние возникает при перенесении старта на более позднее время. В этих случаях происходит постепенное понижение возбуждения в центрах и соответственное изменение в функциональном состоянии всех систем организма. Предстартовая апатия обычно отрицательно влияет на результаты спортивных выступлений. Лишь в некоторых случаях при такой форме предстартовых реакций спортсмены успешно выступают на соревнованиях. Это объясняется быстрым снятием тормозного состояния в начале работы в связи с поступлением в центральную нервную систему эффективных импульсов от начавших работать мышц.
В процессе подготовки к старту характер предстартовых реакций может изменяться. Это обусловлено раздражениями, поступающими из внешней и внутренней среды, в частности зависит от обстановки, в которой ожидается старт.
Степень и форма предстартовых реакций зависят от тренированности спортсмена. Уровень предстартовых изменений частоты сердцебиений и величины газообмена у более тренированных может быть относительно даже более высоким. При этом легочная вентиляция у них возрастает относительно меньше, а поглощение кислорода больше. Последнее объясняется более эффективным использованием его тканями. Выраженные вегетативные сдвиги у тренированных сочетаются с лучшей уравновешенностью нервных процессов, что обеспечивает высокую работоспособность.
Тренировка увеличивает устойчивость нервной системы по отношению к раздражителям, действующим на организм в период ожидания старта. Кроме того, повторные выступления на соревнованиях позволяют спортсмену правильнее оценивать свои возможности и возможности противника.
Особенности
предстартовых реакций в