Воспитание силы.
Силой
(или силовыми способностями) в физическом
воспитании называют способность человека
преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать
ему посредством мышечных напряжений.
Воспитание силы сопровождается утолщением
и ростом мышечных волокон. Развивая массу
различных мышечных групп, можно изменять
телосложение, что наглядно проявляется
у занимающихся атлетической гимнастикой,
путем
регулярных
и методически правильно построенных
тренировочных занятий.
Воспитание быстроты.
Под быстротой
понимают комплекс функциональных свойств
человека, непосредственно и по преимуществу
определяющих скоростные характеристики
движений, а также двигательной реакции.
Между тем быстроту движений нельзя путать
со скоростью передвижения. Скорость конькобежца
больше на 400—500 м, чем скорость бегуна-спринтера,
однако у второго частота (быстрота) движений
больше. Не случайно в новейших исследованиях
по теории спорта вместо термина «быстрота»
используется понятие «скоростные способности».
Понятие «быстрота» в физическом воспитании
не отличается смысловой конкретностью.
При оценке быстроты различают: латентное
время двигательной реакции; скорость
одиночного движения; частоту движений.[9]
Гибкость
как физическое качество.
Развитие гибкости.
Эффективность
спортивной подготовки, а особенно
в техническом компоненте во мне
связана с важным свойством опорно-двигательного
аппарата способности к мышечной
релаксации - гибкостью.
В профессиональной
физической подготовке и спорте гибкость
необходима для выполнения движений
с большой и предельной амплитудой.
Недостаточная подвижность в
суставах может ограничивать проявление
таких физических качеств как
сила, быстрота реакции и скорости
движений, выносливости, увеличивая при
этом энергозатраты и, снижая экономичность
работы организма, и зачастую приводит
к серьёзным травмам мышц и
связок.
Сам
термин «гибкость» обычно используется
для интегральной оценки подвижности
звеньев тела, т.е. этим термином пользуются
в тех случаях, когда речь идёт о подвижности
в суставе всего тела. Если же оценивается
амплитуда движений в отдельных суставах,
то принято говори о «подвижности» в них.
В теории
и методике физического воспитания
гибкость рассматривается как морфункциональное
свойство опорно-двигательного аппарата
человека, определяющее пределы движений
звеньев тела. Различают две формы
проявления гибкости:
-
активную, характеризуемую величиной
амплитуды движений при самостоятельном
выполнении упражнений благодаря собственным
мышечным усилиям;
-
пассивную, характеризуемую максимальной
величиной амплитуды движении, достигаемой
воздействии внешних сил, например, с помощью
партнёра, либо отягощения и т.п.
В
пассивных упражнениях на гибкость
достигается большая, чем в активных
упражнений амплитуда движений. Разницу
между показателями активной и пассивной
гибкости называют резервной напряженностью
или “запасом гибкости”.
Различают
также общую и специальную
гибкость. Общая гибкость характеризует
подвижность во всех суставах тела
и позволяет выполнять разнообразные
движения с большой амплитудой. Специальная
гибкость - предельная подвижность
в отдельных суставах, определяющая
эффективность спортивной и профессиональной
деятельности.
Развивают
гибкость с помощью упражнений на
растягивание мышц и связок. Различают
динамические, статические, а также
смешанные статодинамические упражнения
на растягивание. Зависит проявление
гибкости от многих факторов и, прежде
всего, от строения суставов, эластичности
свойств связок, сухожилий мышц,
силы мышц, формы суставов, размеров
костей, а также от нервной регуляции
тонуса мышц, С ростом мышц и связок
гибкость увеличивается. Отражают подвижность
анатомические особенности связочного
аппарата. Причём мышцы это тормоз активных
движении Мышцы плюс связочный аппарат
и суставная сумка, в которую заключены
концы костей и связок, это тормоза пассивного
движения и, наконец, кости - это ограничитель
движения. Чем толще связки и суставная
сумка, тем больше ограничена подвижность
сочленяющихся сегментов тела. Кроме того,
размах движений лимитирован напряжением
мышц антагонистов. Поэтому проявление
гибкости зависит не только от эластичности
мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся
суставных поверхностей, но и от способности
человека сочетать произвольное расслабление
растягиваемых мышц с напряжением мышц,
производящих движение, т.е. от совершенства
мышечной координации. Чем выше способность
мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее
сопротивление они оказывают при выполнении
движений, и тем "легче" выполняются
эти движения. Недостаточная подвижность
в суставах, связана с несогласованной
работой мышц вызывает “крепощение”
движений, что затрудняет процесс освоения
двигательных навыков. К снижению гибкости
может привести систематическое, или на
отдельных этапах подготовки, применения
силовых упражнений, если в тренировочный
процесс включаются упражнения на растягивание.
Проявление
гибкости в той или иной степени
зависит и от общего функционального
состояния организма, и от внешних
условий времени суток, температуры
мышц и окружающей среды, степени
утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость
несколько снижена. Однако, тренировка
в утренние часы весьма эффективна.
В холодную погоду и при охлаждении
тела гибкость снижается при повышении
температуры среды и тела - увеличивается.
Утомление
также ограничивает амплитуду активных
движений и растяжимость мышечно-связочного
аппарата.
Гибкость
зависит и от пола. Так подвижность
в суставах у девушек выше, чем
у юношей примерно на 20-30%. Процесс
развития гибкости индивидуализирован.
Развивать и поддерживать гибкость
необходимо постоянно. [3]
Развитие
ловкости.
Ловкость
- это сложное качество, характеризующееся
хорошей координацией и высокой точностью
движений. Ловкость - это способность быстро
овладевать сложными движениям быстро
и точно перестраивать двигательную деятельность
в соответствии с требованиями меняющейся
обстановки. Ловкость, в известной мере,
качество врождённое, однако в процессе
тренировки её в значительной степени
можно совершенствовать. Критериями ловкости
являются:
- координационная
сложность двигательного задания;
- точность
выполнения (временная, пространственная,
силовая) задания;
- время, необходимое
для овладевания должным уровнем точности,
либо минимальное время от момента изменения
обстановки до начала ответного движения.
Различают
общую и специальную ловкость.
Между разными видами ловкости нет
достаточно выраженной связи. Вместе с
тем ловкость имеет самые многообразные
связи с другими физическими
качествами, тесно связана с двигательными
навыками, содействуя их развитию, они
в свою очередь, улучшают ловкость.
Двигательные навыки, как известно,
приобретаются в первые пять лет
жизни (около 30% общего фонда движений).,
а к 12 годам - уже 90% движений взросл
человека. Уровень мышечной чувствительности,
достигнутый в молодые годы, сохраняется
дольше, чем способность к усвоению
новых движений. Среди факторов,
обуславливающих развитие проявление
ловкости, большое значение имеют
координационные способности.
Ловкость
- весьма специфическое качество. Можно
обладать хорошей ловкостью в
играх и недостаточной в спортивной
гимнастике. Поэтому её целесообразно
рассматривать в связи с особенностями
конкретного вида спорта. Ловкость
приобретает особенную важность
в тех. видах спорта, которые отличаются
сложной техникой и непрерывно изменяющимися
условиями (спортивные игры).
Упражнения
для развития ловкости должны включать
элементы новизны, должны 6ыть связаны
с мгновенным реагированием на внезапно
меняющуюся обстановку.[7,с.54]
Обычно
для развития ловкости применяют
повторный и игровой методы. Интервалы
отдыха должны обеспечивать относительно
полное восстановление. Наиболее распространенные
средства при развитии и совершенствовании
ловкости занимают акробатические упражнения,
спортивные и подвижные игры. В
процессе развития ловкости используются
разнообразные методические приёмы:
- выполнение
привычных упражнений из непривычных
исходных положений (бросок баскетбольного
мяча из положения, сидя);
- зеркальное
выполнение упражнений (боксирование
в непривычной стойке);
- создание
непривычных условий выполнения упражнений
с применением специальных снарядов и
устройств (снаряды различного веса);
- усложнение
условий выполнения обычных упражнений;
- изменение
скорости и темпа движений;
- изменение
пространственных границ выполнения упражнения
(уменьшение размеров поля и др.).
Оценка
ловкости спортсменов осуществляется
главным образом педагогическими
методами, исходя из координационной
сложности упражнения, точности и
времени их выполнения (обычно в
первой половине занятий). Эффективность
и надёжность выполнения технических
приёмов в разных видах спорта в
ходе тренировочной и особенно соревновательской
деятельности, также могут характеризовать
ловкость.
Понятие
прыгучести.
По
характеру мышечной деятельности прыжок
относится к группе скоростно-силовых
упражнений с ациклической структурой
движений, в которой в главном
звене толчке развивается мышечное
усилие максимальной мощности, имеющие
реактивно-взрывной характер. Таким oбразом,
прыгучесть является одним из главных
специфических двигательных качеств
определяющимся скоростью движения
в заключительной фазе отталкивания.
Чем быстрее отталкивание, выше начальная
скорость взлёта.
Различают
общую прыгучесть, под которой
понимают способность выполнять
прыжок (вверх, в длину) и специальную
прыгучесть - способность развить
высокую скорость отталкивания. Основным
звеном в воспитании прыгучести следует
считать сочетание разбега с
отталкиванием.
Основные
требования при воспитании прыгучести
предъявляются к работе нервно мышечного
аппарата, работа которого зависит
от функциональной подготовки и функционального
состояния организма, т.е. от величины
стартовой скорости. Вместе с тем
для выполнения прыжка необходимо обладать
высоко развитой ловкостью, которая
особенно необходима в полётной опорной
фазе прыжка. Прыжок является краеугольным
камнем во многих видах спорта (баскетбол,
волейбол и др.).
Эффективность
прыжка рассматривается специалистами
как функция силы.
ГЛАВА
II. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Средством
спортивной тренировки называется то,
что используется для решения определенных
задач. Комплекс средств спортивной тренировки
составляют: физические и идеомоторные
упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные
силы природы, технические и тренажерные
устройства.
К
основным средствам относятся упражнения:
обще-подготовительные, специально-подготовительные
и соревновательные. Наиболее разнообразна
группа общеподготовительных упражнений.
В нее входят упражнения как совпадающие
с избранным видом спорта, так
и не совпадающие. Общеподготовительные
упражнения способствуют всестороннему
развитию спортсмена. Специально-подготовительные
упражнения, в основном, совпадают
по направленности с избранным видом
спорта. Соревновательные упражнения
являются основой для создания специфических
условий избранного вида спорта.
Физические
упражнения — это двигательные действия,
физические упражнения — основное и специфическое
средство спортивной тренировки. В практике
спорта общеподготовительные упражнения
(различные двигательные действия из видов
спорта, в которых спортсмен не специализируется)
применяются для развития и совершенствования
всех основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
2.1
Технические средства
спортивной подготовки
Эффективность
спортивной тренировки в немалой степени
зависит от использования технических
средств и тренажерных устройств. По назначению
их условно можно разделить на следующие
группы [9]:
1.
Технические средства по получению «срочной
информации» о выполненных действиях
(о скорости, темпе, величине усилий и ритме
движений).
2.
Технические средства по программированию
действий, поведения спортсмена, т.е.
устройств, позволяющих задавать
спортсмену внешнюю (скорость, темп,
длительность) или внутреннюю величину
нагрузки, либо устройств, моделирующих
игровые и боевые ситуации, в
спортивных играх и единоборствах.
3.
Тренажерные устройства, предназначенные
для:
а)
разучивания, совершенствования техники
движений;
б)
совершенствование спортивной физической
подготовки, близкой к соревновательной.