Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа
Описание работы
Цель: изучение средств спортивной тренировки. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические подходы к средствам спортивной тренировки; 2. Выявить основные средства спортивной тренировки в современных условиях;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙ «СПОРТ» И «СПОРТИВНАЯ ТЕРНИРОВКА»…………………………………………….5 1.1 Общая характеристика спорта………………………………………..5 1.2 Структура спортивной подготовки…………………………………..8 1.3 Понятие о физических качествах спортсмена………………………9 ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ..16 2.1 Технические средства спортивной тренировки…………………….16 2.2 Физические упражнения как средство спортивной тренировки….17 2.3 Гигиенический фактор, естественные силы природы как средство спортивной тренировки…………………………………………………24 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….28
Технические
и тренажерные устройства позволяют
разнообразить учебно-тренировочный
процесс.
2.2
Физические упражнения
как средства спортивной
тренировки
Физические
упражнения - основное специфическое
средство физического воспитания оказывающего
на человека разностороннее воздействие.
Они используются для решения
задач физического воспитания: содействуют
осуществлению умственного, трудового,
а также являются средством лечения
при многих заболеваниях. [3]
Движения,
физические упражнения считаются специфическим
средством физического воспитания.
Двигательная активность - биологическая
потребность организма, от степени
удовлетворения которой зависит
здоровье детей, их физическое и общее
развитие
Физические
упражнения — это двигательные действия,
по форме и содержанию соответствующие
задачам физического воспитания.
Если в целях спортивной тренировки
используется бег, то это естественное
двигательное действие приобретает рациональные
формы. То же самое можно сказать о любых
других двигательных действиях, которые
возникли первоначально в сфере труда
и быта, а затем, видоизменяясь, становились
физическими упражнениями — средствами
физического воспитания. Взаимосвязь
физических упражнений с физическим трудом
заключается в том, что, возникнув на основе
трудовых действий, упражнения стали средством
физкультурно-спортивной практики, подготовки
к труду. Число разработанных и используемых
в различных видах спорта физических упражнений
чрезвычайно велико. Они существенно отличаются
друг от друга по форме, по содержанию
и по целевой направленности.
В
качестве средств ОФП почти во
всех видах спорта используют кроссовый
бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие
гимнастические упражнения и спортивные
игры. Часто включают лыжный бег (для
гребцов, пловцов), езду на велосипеде
(для лыжников, конькобежцев). Таким
образом, в процессе ОФП необходимо
преимущественное развитие тех физических
качеств и способностей, которые
в большей степени влияют на результативность
профессиональной деятельности.
Специальная
физическая подготовка (ОФП) — это
процесс, который обеспечивает развитие
физических качеств и формирование
двигательных умений и навыков, специфичных
лишь для конкретных видов спорта
или конкретных профессий, обеспечивает
избирательное развитие отдельных
групп мышц, несущих основную нагрузку
при выполнении специализированных
упражнений. Основными средствами ОФП
являются соревновательные упражнения
в "своем" виде спорта.
Соотношение
средств и методов ОФП и
СФП зависит от индивидуальных особенностей
спортсмена, его спортивного стажа,периода
тренировок и решаемых задач.
Средства
спортивной тренировки могут быть подразделены
на 3 группы упражнений: избранные соревновательныее
упражнения, специально подготовительные,
общеподготовительные. Избранные соревновательные
упражнения — это целостные двигательные.
действия (либо совокупность двигательных
действий), которые являются средством
ведения спортивной борьбы и выполняются
по возможности в соответствии с правилами
состязаний по избранному виду спорта.
Специальные подготовительные упражнения
включают элементы соревновательных действий,
их связи, а также движения и действия,
существенно сходные с ними по форме или
характеру проявляемых способностей.
Состав специальных подготовительных
упражнений в решающей мере определяется
спецификой избранной спорт дисциплины.
Упражнения создаются и подбираются с
таким расчетом, чтобы обеспечить более
направленное и дифференцированное воздействие
на совершенствование физических способностей
и формирование навыков, необходимых спортсмену.
В зависимости от преимущественной направленности
специальные подготовительные упражнения
подразделяются на подводящие способствующие
освоению формы, техники движений, и на
развивающие, направленные на воспитание
физических качеств К числу специальных
подготовительных упражнений относятся
и имитационные упражнения. [4]
Общеподготовительные
упражнения являются средствами общей
подготовки спортсмена.
1)
на ранних этапах спортивного
пути общая физическая подготовка
спортсмена должна включать средства,
позволяющие эффективно решать задачи
всестороннего физического развития;
2)
на этапах углубленной специализации
и спорт совершенствования она должна
являться фундаментом для совершенствования
соревновательных навыков и физических
способностей, определяющих спорт результат:
-
при воспитании неспецифической,
т.е. общей, выносливости длительный
бег умеренной интенсивности,
лыжные кроссы плавание;
-
при воспитании собственно силовых
способностей — упражнения со штангой,
заимствованные из тяжелой атлетики, а
также упражнения спортивновспомогательной
гимнастики с различного рода отягощениями
и сопротивлением;
-
при воспитании быстроты движений
и двигательной реакции — спринтерские
упражнения, тренировочные разновидности
спортивных игр и подвижные игры;
-
при воспитании координационных
способностей — элементы спортивной
гимнастики, акробатики, игры с высокими
требованиями к координации движений.
Состав средств в каждом конкретном случае
должен иметь свою специфику. Это касается
и их подбора, и места, которое они занимают
в структуре тренировочного процесса.
Включение общеподготовительных упражнений
в тренировочный процесс обычно способствует
его общей эффективности.
Средствами
тренировки являются физические упражнения,
которые способствуют развитию необходимых
качеств и совершенствуют двигательную
координацию. Каждое упражнение в зависимости
от методики его проведения способствует
развитию преимущественно того или
иного качества. Например, физические
упражнения в тренировке лыжника можно
разделить на основные и дополнительные.
Дополнительные
упражнения делятся на общеподготовительные
и специально-подготовительные.
Упражнения,
которые служат для быстрейшего
усвоения сложных приемов спортивной
техники, называются подводящими; упражнения,
которые служат для более быстрого снятия
усталости и способствующие расслаблению
мышц, называются отвлекающими.
Общеподготовительные
упражнения содействуют общему развитию
и применяются в большей или меньшей мере
во всех периодах тренировки. Различные
упражнения на месте и в движении могут
выполняться без снарядов, со снарядами,
на снарядах. Общеразвивающие упражнения
по своему преимущественному воздействию
можно разделить на упражнения: на силу,
выносливость, быстроту, равновесие, координацию,
растягивание, расслабление.
-
Упражнения на силу носят динамический
характер с полной амплитудой движения.
Выполняются в одиночку или в паре. Выполняются
с отягощением (ядро, штанга, набивные
мячи, гантели и т.п.), с преодолением собственного
веса (гимнастические снаряды).
-
Упражнения на выносливость носят циклический
характер с передвижением на большие расстояния:
ходьба, бег. Используются другие виды
спорта: гребля, велосипед, плавание, туризм,
ориентирование.
-
Упражнения на быстроту носят циклический
характер с передвижением на короткие
расстояния с предельной интенсивностью:
бег на короткие дистанции с места и с
ходу, прыжки в высоту, в длину, через опору
с места и с разбега; блок в волейболе,
метание тяжестей, предельно быстрые движения
руками как при беге на короткие дистанции,
«бой с тенью».
-
Упражнения на равновесие: передвижения
по ребру гимнастической скамейки, бревну,
подскоки и приседания на одной ноге.
-
Упражнения на координацию: все вышеупомянутые
упражнения способствуют развитию координации
движений.
-
Упражнения на растягивание: размахивание
руками и ногами с большой амплитудой
(с опоры и без), пружинистые приседания
(с легкими отягощениями и без).
-Упражнения
на расслабление: полное расслабление
рук и ног после выполненных упражнений,
потряхивание расслабленных мышц.
В
качестве общеразвивающих специально-подготовительных
упражнений могут использоваться занятия
по другим видам спорта.
-
Легкая атлетика для совершенствования
быстроты, выносливости, силы и ловкости.
-
Спортивные игры, особенно ручной мяч
и баскетбол, развивают быстроту и точность
движений, ловкость, внимание, сообразительность,
выносливость; способствуют укреплению
нервно-мышечного аппарата, органов дыхания
и повышению общей тренированности.
-
Плавание хорошо развивает дыхательную
систему, а также в сочетании с воздушными
и солнечными ваннами является основным
средством закаливания организма.
-
Велосипедный спорт способствует развитию
быстроты, выносливости, силы мышц ног,
а также воспитанию волевых качеств.
-
Гребля развивает силу мышц рук и спины,
а также дыхательный аппарат. Спортивная
гимнастика укрепляет двигательный аппарат
и особенно способствует повышению силы,
гибкости, общей координации, а также смелости
и решительности.
-
Альпинизм и туризм являются полезной
формой отдыха и средством физической
подготовки при условии, если не ставятся
задачи высоких спортивных достижений.
При занятии альпинизмом и туризмом пользуются
активными способами передвижения по
различной местности, что укрепляет здоровье
и закаливает организм.
-Спортивное
ориентирование является хорошим средством
тренировки в подготовительном периоде.
Специально-подготовительные
упражнения способствуют развитию специальных
качеств или освоению движений, которые
могут помочь овладеть различной техникой.[9]
Специально-подготовительные
упражнения направлены на развитие мышц
ног, рук и туловища. Выполняются
они с использованием силы собственного
тела, инерции, отягощений и внешнего
сопротивления.
Упражнения
для развития отдельных групп мышц, могут
быть ациклического и циклического характера.
Более рациональными будут упражнения,
которые выполняются как на специальных
тренажерах, так и на тех, которые установлены
в борцовских и тяжелоатлетических залах.
К этой группе относятся также различные
специально-подготовительные упражнения
с амортизаторами. К специально-подготовительным
упражнениям относятся и имитационные
упражнения без приспособлений, с приспособлениями.
Имитационные упражнения решают две главные
задачи: способствуют развитию отдельных
групп мышц, несущих основную работу, и
быстрейшему овладению или совершенствованию
спортивной техники.
Рассмотрим
применение такого средства спортивной
тренировки как физическое упражнение
на примере спортсменов-лыжников. Имитационные
упражнения с приспособлениями (роликовые
лыжи, роликовые коньки и лыжероллеры).
Для применения этих средств в тренировке
используются те же подводящие упражнения,
как и при обучении имитационным упражнениям
без приспособлений.[1, с.3]
Роликовые
лыжи бывают двух типов: в одном остановка
колеса во время выполнения толчка лыжей
производится посредством храповика,
в другом — за счет прогиба лыжи и сцепления
ее с грунтом. Передвигаться на роликовых
лыжах можно на твердом грунте и асфальте
любым лыжным ходом, а также выполнять
спуски и подъемы на большой крутизне.
Роликовые
коньки являются отличным имитационным
средством скоростной выносливости и
динамического равновесия.
Лыжероллеры
имеют преимущество перед другими приспособлениями
за счет их больших возможностей применения.
Лыжероллеры обеспечивают специфическую
для лыжника физическую нагрузку, хорошо
развивают мышцы и дают возможность имитировать
ходы, подъемы, спуски и даже повороты.
Искусственное
скользящее покрытие создает условия
для скольжения на обычных лыжах и находит
все большее применение в тренировке всех
видов лыжного спорта. Скользящим покрытием
могут служить хвоя, солома, лузга, песок
и опилки.
Искусственный
снег используется в некоторых странах
и позволяет проводить летом не только
тренировочные занятия, но и соревнования
по лыжному спорту.
2.3
Гигиенический фактор,
естественные силы
природы как средство
спортивной тренировки
Для решения
задач физического воспитания используются:
все средства в совокупности - гигиенические
факторы, естественные силы природы, физические
упражнения и др. Полноценное физическое
воспитание достигается при комплексном
применении всех средств, так как каждое
из них по-разному влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим занятий,
отдыха, питания, сна и т.д.) составляет
обязательное условие для решения задач
физического воспитания.
Они
повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм занимающихся.
Например, занятие физическими упражнениями
лучше содействует развитию костной
и мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, одежды, обуви
служат профилактикой заболеваний.
Гигиенические факторы имеют
и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, регулярное
и доброкачественное питание
положительно влияет на деятельность
органов пищеварения и обеспечивает
своевременную доставку другим органам
необходимыми питательными веществами,
а значит, содействует нормальному росту
и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает
отдых и повышает работоспособность нервной
системы. Правильное освещение предупреждает
возникновение заболевания глаз. Соблюдение
твердого режима дня приучает к организованности,
дисциплинированности и т.д. Естественные
силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает
положительное влияние физических упражнений
на организм, и повышают работоспособность
человека. В процессе занятий физическими
упражнениями на воздухе при солнечных
излучениях или в воде (плавание) возникает
положительные эмоции, повышаются функциональные
возможности отдельных органов и систем
организма (больше потребляется кислорода,
усиливается обмен веществ и т.д.). [6]