Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:10, реферат
Физическая культура и спорт – незаменимое и основное средство компенсации малоподвижности и укрепления здоровья.
Цель данного реферата – рассмотреть структуру и методику проведения самостоятельного тренировочного занятия, научиться организовывать эффективный режим самостоятельной двигательной активности для совершенствования «школы» базовых движений бега и передвижения на лыжах, физических и функциональных возможностей.
Введение ………………………………………………………………………4
1.Формы и содержание самостоятельных занятий………………………..6
1.1. Упражнения в течение учебного дня……………………………6
1.2. Упражнения в течение учебного дня……………………………7
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия……………………..9
2.Структура тренировочного занятия…………………………………….11
3.Компоненты самостоятельных занятий физическими
упражнениями………………………………………………………………..13
4.Средства физической подготовки самостоятельных занятий…………19
4.1.Ходьба……………………………………………………………..19
4.2. Бег………………………………………………………………….21
4.3. Передвижение на лыжах…………………………………………23
5.Самоконтроль при самостоятельных занятиях……………………………31
5.1.Субъективные показатели самоконтроля…………………………33
5.2 Объективные показатели самоконтроля…………………………..34
5.3. Контроль функционального состояния…………………………36
5.4.Контроль за физической подготовленностью при
самостоятельных занятиях……………………………………………38
6.Требования безопасности…………………………………………………40
6.1При самостоятельных занятиях бегом……………………………..40
6.2.При самостоятельных занятиях по лыжной подготовке…………41
Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………45
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова»
Факультет ветеринарной медицины
Специальность ветеринария
Специализация 111801.65
Кафедра физвоспитания
Очная форма обучения
Реферат на тему
«Структура и методика проведения самостоятельного тренировочного занятия»
студентка 2 курса группы ВН113
Ширяева Надин Витальевна
Научный руководитель:
кандидат биологических наук, доцент кафедры физвоспитания
Панкратьева Оксана Вадимовна
Курск 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………………4
1.Формы и содержание самостоятельных занятий………………………..6
1.1. Упражнения в течение учебного дня……………………………6
1.2. Упражнения
в течение учебного дня……………………
1.3. Самостоятельные
тренировочные занятия…………………….
2.Структура
тренировочного занятия……………………
3.Компоненты
самостоятельных занятий
упражнениями………………………………………………
4.Средства физической подготовки самостоятельных занятий…………19
4.1.Ходьба……………………………………………………
4.2. Бег………………………………………………………………….
4.3. Передвижение на лыжах…………………………………………23
5.Самоконтроль
при самостоятельных занятиях……
5.1.Субъективные
показатели самоконтроля…………………
5.2 Объективные показатели самоконтроля…………………………..34
5.3. Контроль
функционального состояния……………
5.4.Контроль
за физической
самостоятельных занятиях……………………………………………38
6.Требования
безопасности………………………………………………
6.1При самостоятельных занятиях бегом……………………………..40
6.2.При самостоятельных
занятиях по лыжной подготовке…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Оптимальный двигательный режим – необходимое условие самой жизни. В процессе эволюции организм человека сформировался так, что все системы в первую очередь обеспечивают мышечную работу. Экономический, социально–культурный прогресс нашего общества, его блага и комфорт в определенной степени препятствуют полноценному гармоническому физическому развитию человека, а главное – его здоровью. С одной стороны, возросло напряжение умственной и нервной нагрузки, с другой – существенно снизилась двигательная активность. Особенно важным это является для молодого, растущего и формирующегося организма. Состояние здоровья, физическое развитие и функциональная подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня и вызывают большую озабоченность.
В высших учебных заведениях увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа), растет число освобожденных от практических занятий физической культурой. Большая учебная нагрузка заставляет студентов просиживать за учебным столом гораздо больше того времени, которое соответствует гигиеническим нормам, отсюда – заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кифозы). Двигательный режим современного студента находится на самом низком уровне и не соответствует никаким санитарно–гигиеническим требованиям. Природа запрограммировала организм человека для очень активной двигательной деятельности, предусмотрев для этого все что нужно и даже то, что человеческий организм гораздо легче приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности.
Физическая культура и спорт – незаменимое и основное средство компенсации малоподвижности и укрепления здоровья.
Цель данного реферата – рассмотреть структуру и методику проведения самостоятельного тренировочного занятия, научиться организовывать эффективный режим самостоятельной двигательной активности для совершенствования «школы» базовых движений бега и передвижения на лыжах, физических и функциональных возможностей.
1.Формы и содержание самостоятельных занятий
Для самостоятельных
занятий студентов рекомендуютс
Их рекомендуется выполнять каждому студенту, так как они помогают восполнить дефицит двигательной активности и являются прекрасным средством профилактики умственного утомления, укрепления здоровья, активного отдыха, воспитания волевых качеств, формирования здорового образа жизни.
1.1 Утренняя гигиеническая гимнастика
Ее цель – «разбудить» организм и подготовить его к предстоящей учебно–трудовой деятельности. Она особенно необходима тем, кто начинает свою учебную деятельность в утренние часы. Выполнение утренней гимнастики – первая ступенька в формировании здорового образа и стиля жизни.
Систематическое выполнение утренней гимнастики укрепляет сердечно–сосудистую, дыхательную, нервную и пищеварительную системы, оказывает существенное влияние на опорно-двигательный аппарат: разрабатывает суставы, укрепляет связки и мышцы, что в определенной мере решает проблему гипокинезии. Утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами, – идеальное средство воспитания волевых качеств человека и закаливания организма. Регулярные занятия утренней гимнастикой способствуют развитию физических качеств (особенно силы, гибкости, ловкости), в значительной мере способствуют формированию правильной осанки.
Методические рекомендации. Комплекс утренней гигиенической гимнастики состоит из 8–10 общеразвивающих несложных (для облегченного запоминания и выполнения в автоматическом режиме) упражнений. В комплекс входят упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость, дыхательные и (обязательно) упражнения на осанку (потягивание, равновесия и др.). Последовательность выполнения упражнений – сверху – вниз; сначала мелкие группы мышц, затем – крупные. Для гармонического развития мышечных групп необходимо строго следить за равнозначностью выполнения упражнений (количество выполненных упражнений одной стороной тела, рукой, ногой должно строго соответствовать выполнению другой). С целью эффективного контроля за качеством желательно выполнять упражнения перед зеркалом. Не рекомендуется включать в комплексы утренней гигиенической гимнастики упражнения длительного статического характера, с задержкой дыхания, на выносливость (например, длительный бег, что может вызвать утомление). Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы ускорить и активизировать деятельность органов и систем, играющих ведущую роль в учебной деятельности студента. Дозировка каждого упражнения должна базироваться на состоянии суставов и связок и индивидуального ощущения
нагрузки (тепла). Можно выделить три состояния сустава: первое, когда он в порядке и нужна чистая профилактика, второе – появляется периодическая боль и третье – когда сустав болит часто. С целью профилактики заболеваний рекомендуется дозировка упражнения на каждый сустав не менее 20 раз. Темп выполнения – средний и выше среднего (медленное выполнение упражнений не дает должной нагрузки на сердечно–сосудистую систему). Комплексы утренней гигиенической гимнастики прилагаются.
1.2. Упражнения в течение учебного дня
Эти формы самостоятельных занятий выполняются в перерывах между учебными занятиями и в течение дня. Цель – срочный активный отдых, профилактика утомления, повышение умственной и физической работоспособности. Использование физических упражнений как средство для активного отдыха впервые обосновал И. М. Сеченов. Он доказал, что деятельность одних мышечных групп (например, работа правой рукой) способствует снижению утомления в других мышечных группах (в мышцах левой руки). Это явление «активного отдыха» легло в основу научной организации труда и отдыха, особенно работников умственной деятельности. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гимнастики.
Физкультурная пауза – комплекс физических упражнений, который проводится с целью срочного активного отдыха, профилактики утомления и снижения трудоспособности. Состоит из 7–8 обще-развивающих упражнений, выполняемых в течение 5–10 мин. Содержание комплекса, дозировка каждого упражнения определяются физиологической потребностью, с учетом особенностей рабочей позы. Для активизации учебной деятельности и повышения умственной производительности студентов рекомендуется выполнение комплексов с повышенной нагрузкой. Обязательными являются упражнения на осанку (потягивания, прогибания назад), укрепление мышц спины (наклоны, повороты, круговые вращения), движения ногами (приседания, подскоки, прыжки, махи).
Физкультурная минутка – комплекс упражнений, выполняемых в течение учебного дня от двух до пяти раз независимо от других видов физкультурной деятельности. Комплекс состоит из 3–4 упражнений с дозировкой каждого не менее 6–8 раз, общая продолжительность до трех мин. Цель – ликвидация локального утомления отдельных мышечных групп. Содержание: обязательное выполнение упражнений в потягивании – прогибании назад, на расслабление или напряжение в зависимости от характера утомления мышечной группы, упражнения для глаз, мелкой мускулатуры рук и нормализации периферического кровообращения (например, прыжки, подскоки, топанье ногами и т. п.).
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия
Тренировочное занятие – наиболее универсальная форма оздоровительной, физкультурной и спортивной деятельности. Его можно проводить индивидуально или в группе, что более эффективно, так как присутствует положительный эмоциональный рабочий фон и игровая, соревновательная направленность.
В процессе тренировочных самостоятельных занятий могут решаться следующие задачи:
Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, основной задачей является укрепление здоровья, устранение функциональных нарушений и недостатков в физическом развитии.
2. Структура тренировочного занятия
Любое тренировочное самостоятельное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть – это разминка. Ее задача – функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке, т. е. обеспечение постепенного врабатывания организма с вовлечением в работу всех мышечных групп. Продолжительность разминки – 15–20 мин. В ее содержание входит: спокойная и умеренная ходьба, легкий бег, бег со сменой направлений и положений тела, гимнастические (общеразвивающие) упражнения, на растягивание мышц и связок, упражнения с легкими предметами и вспомогательным оборудованием и обязательно упражнения на осанку (потягивания, статического характера, фиксирующего правильную осанку). Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. В разминке обязательно должны присутствовать элементы основных движений (специальные упражнения). Например, если на занятии предстоит бег на скорость (дистанция 100 метров), то в разминку необходимо включать специальные упражнения легкоатлета (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками, ускорения).
Каждое упражнение необходимо повторить 2–4 раза. После выполнения упражнений силового характера и на растяжение необходимо выполнить упражнения на расслабление. Основная часть занятия длится 40–50 мин. и составляет около 70–75 % всего времени занятия. В этой части решаются задачи, поставленные перед данным конкретным занятием (например, развитие того или иного отстающего физического качества, компенсация двигательной активности, подготовка к выполнению контрольных требований по учебной программе и др.).
Методические рекомендации. Если в основной части занятия предстоит тренировочная работа разного характера, то следует начинать с упражнений на координацию (ловкость).
Последующие упражнения распределяются следующим образом: на быстроту; на силу; скоростно-силовые; последние всегда упражнения на выносливость.
На заключительную часть отводится до 10 мин. Ее задача: постепенно привести организм в исходное состояние, снизив его функциональную активность. «Заминка» может включать: легкий бег, спокойную ходьбу, упражнения на осанку (висы, потягивания), упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Информация о работе Структура и методика проведения самостоятельного тренировочного занятия