Структура и методика проведения самостоятельного тренировочного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт – незаменимое и основное средство компенсации малоподвижности и укрепления здоровья.
Цель данного реферата – рассмотреть структуру и методику проведения самостоятельного тренировочного занятия, научиться организовывать эффективный режим самостоятельной двигательной активности для совершенствования «школы» базовых движений бега и передвижения на лыжах, физических и функциональных возможностей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………4
1.Формы и содержание самостоятельных занятий………………………..6
1.1. Упражнения в течение учебного дня……………………………6
1.2. Упражнения в течение учебного дня……………………………7
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия……………………..9
2.Структура тренировочного занятия…………………………………….11
3.Компоненты самостоятельных занятий физическими
упражнениями………………………………………………………………..13
4.Средства физической подготовки самостоятельных занятий…………19
4.1.Ходьба……………………………………………………………..19
4.2. Бег………………………………………………………………….21
4.3. Передвижение на лыжах…………………………………………23
5.Самоконтроль при самостоятельных занятиях……………………………31
5.1.Субъективные показатели самоконтроля…………………………33
5.2 Объективные показатели самоконтроля…………………………..34
5.3. Контроль функционального состояния…………………………36
5.4.Контроль за физической подготовленностью при
самостоятельных занятиях……………………………………………38
6.Требования безопасности…………………………………………………40
6.1При самостоятельных занятиях бегом……………………………..40
6.2.При самостоятельных занятиях по лыжной подготовке…………41
Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Физра.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Задачи второго  этапа самостоятельных занятий:

  1. дальнейшее повышение тренированности, главным образом за счет увеличения продолжительности бега в умеренном темпе;
  2. добиться адаптации организма к повышенным нагрузкам;
  3. сохранение упражнений, обеспечивающих всестороннее физическое развитие;
  4. увеличение объема тех упражнений, которые обеспечивают развитие отстающего физического качества. Два километра в день для девушек (11 мин.) и три километра для юношей (14 мин.) обеспечивают должный оздоровительный и тренировочный ежедневный минимум.

Хорошим правилом для регулирования темпа бега и длины дистанции служит так называемый «разговорный тест»: если во время бега занимающиеся могут разговаривать, то, значит, все в порядке: бег можно продолжать в том же темпе и не прерывать его. Если же говорить во время бега трудно, значит, ЧСС (пульс) свыше 100 уд./мин. Во время медленного бега расход энергии составляет от 600 до 800 ккал в 1 час. Такая нагрузка в сочетании с разумным ограничением в питании способствует ликвидации избыточной массы тела.

Существует  множество самых разнообразных схем оздоровительных беговых тренировок. Как правило, нагрузка в них дозируется (по продолжительности бега или пробегаемому расстоянию), исходя из возраста занимающегося, его физической подготовленности, времени, в течение которого человек регулярно занимается бегом.

Главное требование при самостоятельных занятиях – постепенное увеличение объема и интенсивности, что обеспечивает приспособление организма к возрастающей тренировочной нагрузке. В процессе занятий необходимо в первую очередь следить за пульсом. На первых занятиях пульс в среднем не должен превышать 120–130 уд./мин., на последующих – 150–170 уд./мин. При систематических тренировках объем дистанции может доходить до 50–70 мин. (8–10 км) у юношей и до 40–50 мин. (5–6 км) у девушек и более.

4.3.Передвижение на лыжах Продолжительные, снежные и мягкие зимы делают лыжный спорт на одним из основных и наиболее массовых видов спорта. Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье человека, широким развитием физических, моральных и волевых качеств и его большим прикладным значением. Передвижение на лыжах является замечательным средством активного отдыха. Особенно велико оздоровительное значение занятий по лыжной подготовке.

Длительное  передвижение на лыжах в виде прогулок или во время самостоятельных тренировочных занятий на чистом морозном воздухе значительно повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям и стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т. д.). Красота окружающей природы оказывает положительное влияние на нервную систему, улучшает общее состояние организма, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность.

Если при ходьбе и беге в работу вовлекаются преимущественно мышцы ног, то при передвижении на лыжах в работу включаются мышцы туловища и рук. В связи с участием в работе большого объема мышечной массы (более 60 %) передвижение на лыжах способствует гармоническому развитию скелетной мускулатуры, укреплению мышц брюшного пресса и уменьшению жировой ткани. Действие низких температур окружающей среды вызывает большой расход энергии (за 1 час расходуется 500–900 ккал).

Лыжная подготовка является обязательным разделом учебной программы по физической культуре. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой позволяют решить следующие задачи:

  1. укрепление здоровья и закаливание организма;
  2. поддержание на должном уровне двигательного режима студента;
  3. закрепление и совершенствование навыков передвижения на лыжах и элементов техники лыжника;
  4. ведение здорового образа жизни;
  5. воспитание волевых качеств.

Методические  рекомендации. Занятия на снегу начинают в виде равномерного передвижения вначале по слабопересеченной, а затем по более сложной местности. Первые такие занятия принято называть вкатыванием. Цель вкатывания – подготовка функций организма к предстоящим нагрузкам и восстановление имеющихся навыков техники лыжника.

В подготовительно  части любого самостоятельного занятиянеобходимо  подготовить инвентарь (проверка надежности крепления, смазка лыж), учесть метеорологические условия (соответствие одежды, места занятия, профилактика травматизма), выполнить соответствующую разминку организма для решения задач занятия. В начале основной части занятия планируется совершенствование техники лыжных ходов, поворотов, торможений, преодоление подъемов, спусков; во второй части – работа над развитием физических качеств лыжника.

Работу над  техникой необходимо проводить на учебных  кругах и склонах, в хорошо защищенных от ветра местах.

В заключительной части занятия обязательно должно быть постепенное снижение нагрузки, упражнения на расслабление, растягивание мышц и осанку.

Дидактические принципы в самостоятельных занятиях по лыжной подготовке имеют исключительно важное значение. Занятия, проводимые систематически, в любую погоду, с постепенным увеличением объема и интенсивности, являются решающим фактором адаптации организма к низким температурам и повышенным нагрузкам, служат условием для формирования волевых качеств, приобщения к регулярным занятиям лыжным спортом и формирования здорового образа жизни.

При самостоятельных  занятиях по лыжной подготовке рекомендуется использовать следующие методы тренировки:

1. Равномерная  тренировка обеспечивает постепенное втягивание организма в тренировочный процесс; это – основной метод для воспитания общей выносливости; средство восстановления и совершенствования технической подготовки. Суть ее заключается в том, что интенсивность (скорость) прохождения любой дистанции должна быть одинаковой (равномерной). Исключение – первый отрезок дистанции (около 5 %), «разминочный», который проходится с еще меньшей интенсивностью. Следует использовать равнинную и пересеченную местности. Желательно начинать передвижение на лыжах с дистанции не менее 3 км (2 км – девушки) и скоростью передвижения не более 8 мин. на 1 км. Длина тренировочной дистанции – не менее, чем на одну пятую часть больше длины контрольной.

2. Переменная  тренировка способствует приспособлению организма к условиям прохождения контрольной (соревновательной) дистанции; способствует воспитанию скоростной выносливости. Основное условие – смешанное передвижение, отдельные отрезки проходятся с повышенной интенсивностью. Длина тренировочной дистанции – несколько меньше контрольной.

3. Повторная  тренировка способствует воспитанию скоростных качеств. Главное условие – любая работа должна выполняться с высокой интенсивностью (максимальной). Поэтому планировать ее в самостоятельных занятиях следует, если стоит задача – сдача контрольного норматива. Длина отрезков для юношей до 150 метров (девушек – до 100 метров), количество повторений – в зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности – от 3 до 7 повторений у юношей и от 2 – до 5 повторений у девушек (до падения скорости). Интервалы отдыха – до восстановления пульса – 100–120 ударов в мин.

Отдых между  повторами – активный (слабой интенсивности).

Среди факторов, определяющих физическую и функциональную подготовленность, особое место занимает развитие физических качеств, определяющих уровень двигательных возможностей студента. В реальных условиях спортивно–физкультурной деятельности все физические качества проявляются во взаимодействии друг с другом. В любой деятельности человеку необходимо преодолевать сопротивление среды и собственного тела, то есть применять силу. Сила характеризуется степенью напряжения, развиваемого мышцами при сокращении, проявляется в статических усилиях и динамических движениях силового и скоростно-силового характера.

Основными методами развития силы являются – метод больших и максимальных усилий и метод «до отказа». Развитию и совершенствованию силы способствуют упражнения с отягощениями, сопротивления, упражнения по преодолению собственного веса. Темп выполнения упражнений – средний, дыхание произвольное. При выполнении упражнений с усилием – выдох на усилии. Величина отягощения – не ниже 35–40 % максимального веса или такая, которую можно поднять 12–16 раз в одной серии (ПМ – повторный максимум).

Базовые упражнения на развитие силы мышц ног – это приседания, прыжки, подскоки, выпрыгивания, бег, бег на лыжах и др.; для развития силы мышц рук – подтягивания, отжимания, упражнения с гантелями и др.; для мышц туловища – сгибание и разгибание туловища, наклоны, прогибания назад и др.

Если выполнять  физические упражнения с определенной скоростью – будет проявление быстроты. Упражнения для развития быстроты должны отвечать следующим требованиям:

  1. их продолжительность не должна превышать 10–15 сек., чтобы в    конце не происходило снижение скорости;
  2. характер и степень освоенности движений должны быть такими, чтобы можно было их выполнить на большой скорости.

Быстрота –  формируется в беге на короткие дистанции, в разнообразных играх, прыжках.

Основной метод  по развитию быстроты – повторный (до падения скорости). Главное условие – выполнение упражнений в максимальном темпе и соблюдение оптимального времени на отдых (относительно полное восстановление ЧСС).

Рациональное  управление движениями требует определенной ловкости (координации). Главное условие по развитию и совершенствованию ловкости – применение в упражнениях элемента новизны, постоянно изменяющиеся условия выполнения. Базовые упражнения – прыжки через скакалку, асимметричные упражнения, игры, упражнения с мячом и др.

Любая деятельность, выполняемая с высокой продуктивностью и определенное время, требует развития качества – выносливости. Наличие и рациональное использование данных компонентов делает любую физическую деятельность продуктивной и эффективной.

Выносливость  бегуна и лыжника проявляется в первую очередь в двух аспектах:

  1. в способности к длительной работе различного характера и интенсивности на протяжении длительного периода;
  2. в способности противостоять утомлению в процессе занятий бегом и лыжными гонками.

Идеальное средство для воспитания выносливости и бегуна, и лыжника – многочасовой бег по пересеченной местности.

При низкой исходной тренированности добавления нагрузки должны составлять 3–5 % в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения определенного должного уровня индивидуальных показателей – меньше.

При плохом скольжении лучше работать над развитием выносливости, а при хорошем – над развитием скоростно-силовых качеств лыжника.

Большое внимание следует уделять упражнениям в равновесии, которые способствуют развитию вестибулярного аппарата и мышц, удерживающих тело в состоянии равновесия при скольжении на одной лыже, в момент отталкивания, в беге по пересеченной местности, при выполнении поворотов, спусков и при выполнении других элементов лыжной подготовки. Поэтому лыжник (особенно начинающий) для совершенствования умения сохранять равновесие должен выполнять специальные упражнения в равновесии, в подготовительной части каждого занятия (желательно их выполнять ежедневно. (Дозировка: 12–16 раз для каждой ноги; расстояние для ходьбы на равновесие – 10–15 метров, повторить 3–5 раз).

Одновременные ходы применяются при хорошем скольжении, когда для палок имеется хорошая опора, а также на отлогих спусках.

Способы преодоления  подъемов зависят от крутизны и длины склона, состояния снега и качества смазки. На отлогих склонах используется ступающий шаг, вбегание скольжением; на средних склонах (до 25 градусов) – подъем в косом направлении и «елочкой»; на крутых склонах и при большом снежном покрове применяются способы «елочкой» и «лесенкой».

Главная задача на спусках – это сохранение равновесия и преодоление неровностей склона. При преодолении выката, чтобы не упасть вперед, следует отклониться назад и одну из лыж выдвинуть больше вперед, сразу после выката необходимо наклониться вперед. При преодолении встречного склона также необходимо выдвинуть вперед одну из лыж и несколько отклониться назад. Следует запомнить, что для сохранения равновесия на этих препятствиях следует принять стойку «в шаге» или «в выпаде». При преодолении бугров, во избежание прыжков, следует в момент наезда на бугор быстро присесть, а съезжая – быстро выпрямится. В момент приседания наклон тела не должен уменьшаться.

Способы торможения определяются условиями, в которых совершается движение. Торможение «плугом» – универсальный способ торможения на всех склонах.

В зависимости  от состояния окружающей среды определяется одежда лыжника. В морозные дни (больше 20 градусов ниже нуля) занятия проводить не следует – во избежание отморожений. В дни с пониженной температурой следует обязательно проводить качественную разминку для хорошего согревания, увеличить нагрузку (интенсивность), увеличить моторную плотность. Следует помнить, что с понижением температуры воздуха кровоснабжение глубоколежащих мышц и окислительно-восстановительные процессы в них снижаются, ухудшается доставка кислорода к работающим мышцам.

Перед каждым самостоятельным  занятием необходимо осведомляться об ожидаемой погоде.

 

 

 

 

 

5.Самоконтроль при самостоятельных занятиях

Самоконтроль – это самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, функциональным состоянием организма и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями. Задачи самоконтроля:

  1. осознание необходимости внимательного отношения к своему здоровью;
  2. освоение простейших методик самоконтроля;
  3. оценка анализа показателей самоконтроля.

Наиболее  удобная форма самоконтроля – ведение дневника, в который записываются субъективные и объективные показатели самоконтроля. Анализ показателей позволяет учесть ошибки и недостатки и внести соответствующие коррективы в процесс тренировок. Это особенно важно для лиц с ослабленным здоровьем.

Информация о работе Структура и методика проведения самостоятельного тренировочного занятия