Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:10, реферат
Физическая культура и спорт – незаменимое и основное средство компенсации малоподвижности и укрепления здоровья.
Цель данного реферата – рассмотреть структуру и методику проведения самостоятельного тренировочного занятия, научиться организовывать эффективный режим самостоятельной двигательной активности для совершенствования «школы» базовых движений бега и передвижения на лыжах, физических и функциональных возможностей.
Введение ………………………………………………………………………4
1.Формы и содержание самостоятельных занятий………………………..6
1.1. Упражнения в течение учебного дня……………………………6
1.2. Упражнения в течение учебного дня……………………………7
1.3. Самостоятельные тренировочные занятия……………………..9
2.Структура тренировочного занятия…………………………………….11
3.Компоненты самостоятельных занятий физическими
упражнениями………………………………………………………………..13
4.Средства физической подготовки самостоятельных занятий…………19
4.1.Ходьба……………………………………………………………..19
4.2. Бег………………………………………………………………….21
4.3. Передвижение на лыжах…………………………………………23
5.Самоконтроль при самостоятельных занятиях……………………………31
5.1.Субъективные показатели самоконтроля…………………………33
5.2 Объективные показатели самоконтроля…………………………..34
5.3. Контроль функционального состояния…………………………36
5.4.Контроль за физической подготовленностью при
самостоятельных занятиях……………………………………………38
6.Требования безопасности…………………………………………………40
6.1При самостоятельных занятиях бегом……………………………..40
6.2.При самостоятельных занятиях по лыжной подготовке…………41
Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………45
3.Компоненты самостоятельных занятий физическими упражнениями
Основная направленность самостоятельных занятий – повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т. е. иметь выраженную аэробную направленность.
Уровень физической подготовленности организма определяется именно работоспособностью сердечнососудистой и дыхательной систем.
Эффективность физических упражнений оздоровительной и тренировочной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Адаптация организма к физическим нагрузкам может проходить через следующие условия:
Главными показателями при дозировании физической нагрузки являются объем и интенсивность.
Объем нагрузки – это количество произведенной работы и выражается или:
Интенсивность нагрузки – это мощность работы, скорость передвижения, частота повторений.
По частоте сердечных сокращений (пульсу) и самочувствию можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при занятиях бегом.
1. Зона низкой
интенсивности – частота
Основное средство тренировки для новичков – легкий бег от 20 до 30 мин. Подготовленные бегуны выполняют это упражнение в разгрузочные дни как средство восстановления. Пульсовой режим: сразу после бега – в пределах 120–132 уд./мин., через мин. у после бега – 80–90 уд./мин. Метод – равномерный.
2. Зона средней интенсивности – ЧСС в пределах 130–150 уд./ мин. Средства тренировки: длительный бег до 40 мин. Применяется один раз в неделю для развития и поддержания общей выносливости; кроссовый бег от 30 до 40 мин. Пульсовой режим: сразу после бега – в пределах 144–156 уд./мин., через мин. После бега – 108–120 уд./мин. Методы – равномерный и переменный.
3. Зона большой интенсивности – ЧСС в пределах 150–170 уд./мин. Средства: бег в ускоренном (зачетном) темпе, бег в переменном темпе, бег на конкретные дистанции. Пульсовой режим: сразу после бега – в пределах 162–174 уд./мин., через мин. у после бега – 138–156 уд./мин. Методы – равномерный, повторный, переменный.
При использовании аэробных упражнений в оздоровительных целях рекомендуется интенсивность на уровне 60–80 % пульсового резерва (разница между максимальной ЧСС при выполнении нагрузки и пульсом в покое).
Оптимальный диапазон нагрузки – 120–170 уд./мин., так как в этих границах существует линейная зависимость между мощностью работы и потреблением кислорода, легочной вентиляцией (количество кислорода за 1 мин.) и минутным объемом сердца (количество крови за 1 мин.).
Между максимальными аэробными возможностями человека и его результатами также имеется прямая связь. По времени бега на дистанции 2000 метров у девушек и 3000 метров у юношей можно определить аэробные способности, т. е. измерить здоровье.
«Безопасный уровень здоровья» (БУЗ) характеризуется максимальным потреблением кислорода (МПК), равным 42 мл. кг/мин., или пробегание 3000 метров за 14 мин. у юношей и 35 мл. кг/мин., или 2000 метров за 11 мин. у девушек. У находящихся в «БУЗе» определяется высокий коронарный, респираторный и гармональный резерв; отсутствуют факторы риска развития заболеваний.
По К. Куперу (1987), высокой степени здоровья соответствует величина МПК, при которой сжигается 1 литр кислорода и выделяется 5 ккал. Он предложил характеризовать и оценивать свою физическую аэробную работоспособность с помощью 12–минутного теста.
Таблица 1. Бег по стадиону в течение 12 мин. (беговая дорожка, по внутренней бровке, любого стандартного стадиона равна 400 метров)
Муж (м) |
Жен (м) |
Уровень работоспособности |
Менее 2100 |
Менее 1600 |
очень плохо |
2100–2200 |
1600–1900 |
плохо |
2200–2500 |
1900–2100 |
удовлетворительно |
2500–2750 |
2100–2300 |
хорошо |
2750–3000 |
2300–2400 |
отлично |
Более 3000 |
Более 2400 |
превосходно |
Количество
самостоятельных занятий в
Интервалы отдыха – зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны полностью обеспечивать восстановление работоспособности до исходного уровня. При физической нагрузке на пульсе 100–120 уд./мин. норма восстановления пульса – через 10–15 мин.; при средних нагрузках (130–150 уд./мин.) – через 20–30 мин.; при больших нагрузках (150–170 уд./
мин.) – через 40–60 мин.
Таблица 2. Продолжительность занятий
110 |
120 |
130 |
140 |
150 | |
Продолжительность занятий (мин.) |
180 |
90 |
45–30 |
20 |
10 |
Способами регулировки физической нагрузки, как в целом занятии, так и в отдельно взятом упражнении, являются:
4.Средства физической подготовки самостоятельных занятий
При выборе тренирующего средства студент должен учитывать следующие обстоятельства:
Студенты должны владеть необходимым уровнем знаний и практических умений для самостоятельных занятий.
4.1.Ходьба – наиболее доступный и естественный вид нагрузки, в котором участвуют большие мышечные группы, эффективное средство укрепления здоровья, повышения уровня физической и функциональной подготовленности.
Различают следующие виды ходьбы:
Тренировочный эффект ходьбы легко определить по учащению пульса, который зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Согласно исследованиям К. Купера, чтобы иметь удовлетворительный тренировочный эффект, необходимо ходить не менее часа и пройти расстояние почти 6,5 км. Если же замедлить скорость до 5 км в час, то для должного оздоровительного и тренировочного эффекта необходимо пройти уже 10 км. Ходить со скоростью 6,5 км в час тяжелее и напряженнее, чем бежать с такой же скоростью и даже быстрее.
Методические рекомендации. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. Перед тренировкой следует сделать короткую разминку (подготовить опорно-двигательный аппарат и размять все основные мышечные группы). При определении физической нагрузки от ходьбы следует учитывать ЧСС (пульс), который измеряется в процессе кратковременных остановок и сразу после окончания занятия. Ходить надо обязательно быстро, чтобы пульс учащался минимум до 90 ударов в мин. Заканчивая тренировочную ходьбу, необходимо снизить пульс. Через 5–10 мин. после тренировочного занятия пульс должен вернуться к исходному уровню. Ходьба как метод тренировки хороша в качестве вводного курса или как дополнение к другим видам нагрузок. Она незаменима для восстановления сил после перенесенных болезней и может быть рекомендована в качестве самостоятельных занятий студентам специальной медицинской группы. Кроме того, ее можно и необходимо использовать как основное средство передвижения в пределах города (до 10 км).
При хорошем самочувствии, переносимости нагрузок, можно переходить к чередованию ходьбы с бегом, что обеспечит постепенное нарастание нагрузок и переход к занятию бегом.
4.2. Бег в физическом воспитании студентов занимает одно из ведущих мест. Это – самостоятельный вид, он широко применяется как элемент техники во всех видах спортивной деятельности.
Бег – «король тренировок», прекрасное средство для гармонического физического развития, так как равномерно развивает мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, оказывает положительное воздействие на сердечно–сосудистую и дыхательные системы, развивает все физические качества.
Основные ошибки при беге: запрокидывание головы, раскачивание с боку на бок, разведение стоп, задержка дыхания, сжимание кистей в кулаки. Во время бега работают почти все мышцы тела, дыхание не стеснено, нагрузка – хорошо дозируемая и регулируемая: от самой маленькой (бег трусцой 5 км/час.) до максимальной (любой скорости). Негативные явления (боли в стопах, суставах, мышцах ног) – явление временное (пока не втянешься) и являются несоблюдением главного правила любой тренировки – постепенности.
Методические рекомендации. На первом этапе самостоятельных занятиях бегом должны решаться общие задачи:
Информация о работе Структура и методика проведения самостоятельного тренировочного занятия