Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить состояние развития и резльтаты деятельности в области спорта в РФ
Задачи исследования – изучение таких параметров деятельности в области спорта, как :
Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране;
Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации;
Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России;
Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России;

Содержание работы

1 Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности 5
1.1 Деятельность в области спорта как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития деятельности в области спорта в стране 11
1.3 Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране 19
2 Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации 22
2.1 Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России 22
2.2 Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России 31
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов деятельности в области спорта 37
3 Перспективы развития деятельности в области спорта в России 44
3.1 Стратегические направления развития деятельности в области спорта в стране 44
3.2 Основные направления государственной политики в деятельности в области спорта 52
Заключение 59
Список литературы ………………………………………………………...…62

Файлы: 1 файл

1105445_749FF_sovremennoe_sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya_v_oblasti_spo.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Механизм управления - это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной  системы подготовки спортсменов  складывалась исторически, она включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.

1.3 Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране

 

Развитие деятельности в области спорта влияет на многие стороны жизни населения в стране.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем является демографическая ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании 2011 г. отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом».

Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в системной программе.

Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации распоряжением от 29 октября 2012 г. № 1507-р включило развитие массовой физической культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к отраслевому принципу финансирования.

Решение этих комплексных  задач предполагает, кроме использования чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг через систему их стандартизации и сертификации, применение социально-экономических инструментов государственного и общественного регулирования, основанных на маркетинговых и других системах стратегического менеджмента.

Такой подход предусматривает  целенаправленное осуществление государственной политики через реализацию государственных программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.

С развитием рыночных отношений роль государства в  регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных и др.).

Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным  государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из сложившихся  принципов разграничения расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации доля финансирования физической культуры и спорта из региональных бюджетов выше, чем из федерального бюджета, за счет имеющихся на конкретной территории спортивных сооружений и проведения различных спортивных мероприятий.

Исходя из изложенного можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей физической культуры и спорта.

Оценить уровень развития деятельности в области спорта в  целом по стране можно с помощью следующих показателей[12,125]:

    1. число занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах;
    2. кадры, занимающиеся подготовкой спортсменов;
    3. кадры, обеспечивающие инфраструктуру спорта ;
    4. материальная база;
    5. финансирование;
    6. снижение заболеваемости по стране ;
    7. повышение профессиональной работоспособности;
    8. укрепление социальной стабильности общества;
    9. продление работоспособного возраста;
    10. достижения в области спорта;
    11. участие в мировых спортивных состязаниях;
    12. количество спортивных мероприятий на разных уровнях;
    13. количество спортивных объединений, кружков, секций, команд;
    14. количество спортивных объектов.

Исследуя данные показатели, можно отметить значение каждого  из них в жизни конкретного  человека, каждого члена общества.

 

2 Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России

 

 

Общие показатели: В настоящее время в Российской Федерации число занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах составляет более 21 млн. человек. По сравнению с 2011 годом число занимающихся физической культурой и спортом увеличилось более чем на 7,7 млн. человек[52]. 

Среди мужчин физической культурой  и спортом занимается 13,6 млн. человек, что составляет 21% от мужского населения страны, тогда как среди женщин соответствующие показатели значительно скромнее и равны 7,5 млн. человек и 9,8%. Физической культурой и спортом занимаются 15,8 млн горожан, что составляет 15,2% от их общего числа. На селе приобщены к занятиям физической культурой и спортом 5,2 млн человек, что составляет 13,6% от всего сельского населения[52]. 

Всего в стране численность людей, занятых в экономике, составляет 69,2 млн человек. Из них регулярно  занимаются в организованных формах физической культурой и спортом только 5,3 млн человек, что составляет всего 7,6%[52]. 

Дошкольники: Более 3,2 млн дошкольников занимаются на обязательных занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях страны, что составляет 68,0% от общего количества детей, посещающих такие учреждения.

Более 1,2 млн дошкольников охвачены дополнительными организованными  занятиями физической культурой  и спортом, 1,5 млн детей не занимаются физический культурой в дошкольных учреждениях[52]. 

Учащиеся и молодежь: Из 14,4 млн учащихся общеобразовательных школ в 2011 году не посещали обязательные занятия по физической культуре более миллиона человек. Внеучебными организованными занятиями по физической культуре и спорту (без учета обязательных уроков по физкультуре) охвачено 5,2 млн человек, что составляет 36% от общего числа учащихся школ. Из них на долю системы дополнительного образования приходится 3,9 млн человек, т.е. 75% из числа посещающих внешкольные спортивно-оздоровительные занятия, занимаются в различных детских спортивных школах. В детских подростковых клубах по месту жительства занимается около 600 тыс. детей и подростков.

Более 1 млн учащихся и студентов  дневных образовательных учреждений по состоянию здоровья отнесены к  специальной медицинской группе. Из них посещают обязательные занятия по физической культуре 723,5 тыс. человек или 60,4%, а, значит, почти 40% учащихся и студентов с ослабленным здоровьем не занимаются физической культурой, хотя именно для этой категории людей такие занятия очень важны.

Справочно: В 2012 г. в стране работало 3348 ДЮСШ (в которых занималось 2,1 млн чел.), 1301 – СДЮШОР (876,2 тыс. чел.) и 462 – ДЮКФП (316,4 тыс. чел.). Всего же в детских спортивных организациях занималось около  3,3 млн человек[53]. 

По сравнению с 2011 годом это число увеличилось на 880 тыс. человек, т.е. на 36,6%, а количество спортивных школ – на 625 единиц, что составляет 15,5%.

Кроме того, в стране функционирует  около 100 ШВСМ и 47 УОР (на 11 училищ больше, чем в 2011 году).

Инвалиды: В настоящее время наблюдается постоянный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, посещающих организованные формы занятий физической культурой и спортом. Вместе с тем, доля этой категории граждан в общей численности инвалидов в стране составляет всего около 3%.

Сегодня в Российской Федерации  в организованных формах занимаются конкретными видами спорта 14,4 млн  человек, в том числе футболом – 1,6 млн, волейболом – 1,5 млн, баскетболом  – 1,3 млн, легкой атлетикой – 942,2 тыс., плаванием – 818,1 тыс. человек. В 2012 году было подготовлено более 2 млн спортсменов массовых разрядов[53]. 

Кадры: Учебную работу по физическому воспитанию в системе образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с различными группами населения, работу по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса проводят около 300 тыс. штатных физкультурных и спортивных работников, из которых 62% имеют высшее специальное образование. За период с 2010 по 2012 год число штатных работников физкультурных и спортивных организаций увеличилось на 45,1 тыс. человек.

В настоящее время в стране в  общеобразовательных учреждениях  насчитывается почти 84 тыс. учителей физической культуры. Почти половина из них работает в сельской местности. 54,5 тыс. (65%) имеют высшее физкультурное образование и 22,8 тыс. (27%) – среднее специальное. Около 8% учителей физической культуры не имеют физкультурного образования.

В учреждениях дополнительного  образования детей насчитывается  почти 80 тыс. работников физической культуры и спорта, из них 16,7 тыс. – в сельской местности. Имеют высшее физкультурное образование – 48,7 тыс. (61%), среднее – 14,8 тыс. (18,5%). Не имеют физкультурного образования 16,3 тыс. (20,5%)[52]. 

Материальная база: На данный период вся физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, а также подготовка спортсменов высокого класса осуществляется на 232,9 тыс. спортивных сооружениях и базах. По сравнению с 2011 годом этот показатель увеличился почти на 24 тыс. единиц[54]. 

Всего же сегодня в  стране насчитывается 2501 стадион, около 67 тыс. спортивных залов, 418 дворцов  спорта (199 с искусственным льдом), более 3,5 тыс. – плавательных бассейнов (3,2 тыс. – крытых) и т.д.

Финансирование: В соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2012 год Федеральному агентству по физической культуре и спорту было выделено 22,1 млрд. руб., 2013 год Федеральному агентству по физической культуре и спорту выделено 25,2 млрд  руб[54]. 

Объем выделенных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с годовой отчетностью об исполнении консолидированных бюджетов за 2012 год составил 48,2 млрд руб., из местных бюджетов – 26,6 млрд руб.

Кроме того, из федерального бюджета было выделено 20,2 млрд руб. на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)», в рамках которой также осуществлялось строительство спортивных объектов.

Справочно: По данным статистических наблюдений (форма 1-ФК) в 2011 году на физическую культуру и спорт из всех источников было израсходовано около 114 млрд руб. Таким образом, на каждого жителя страны в 2011 году приходилось около 800 руб., а на каждого занимающегося в организованных формах физической культурой и спортом (без учета обязательных учебных занятий по физическому воспитанию) – около 5,4 тыс. руб[54]. 

Общие показатели: В настоящее время в Российской Федерации число занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах составляет более 21 млн. человек. По сравнению с 2011 годом число занимающихся физической культурой и спортом увеличилось более чем на 7,7 млн. человек. 

Данные представлены на диаграмме.

Рисунок 1 Число занимающихся физической культурой и спортом 2011-2012г.г , млн.человек1

Среди мужчин физической культурой и спортом занимается 13,6 млн. человек, что составляет 21% от мужского населения страны, тогда как среди женщин соответствующие показатели значительно скромнее и равны 7,5 млн. человек и 9,8%. Физической культурой и спортом занимаются 15,8 млн горожан, что составляет 15,2% от их общего числа. На селе приобщены к занятиям физической культурой и спортом 5,2 млн человек, что составляет 13,6% от всего сельского населения.

Динамика численности занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации по годам  представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Динамика численности занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации по годам

Год

Занимающихся физической культурой  
и спортом

млн. человек

в % от общей численности населения

2004

11,8

8,0

2005

12,3

8,4

2006

12,8

8,6

2007

13,4

9,2

2008

14,1

9,8

2009

15,5

10,7

2010

16,6

11,5

2011

17,5

12.2

2012

18,5

13,0

Информация о работе Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности