Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить состояние развития и резльтаты деятельности в области спорта в РФ
Задачи исследования – изучение таких параметров деятельности в области спорта, как :
Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране;
Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации;
Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России;
Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России;

Содержание работы

1 Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности 5
1.1 Деятельность в области спорта как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития деятельности в области спорта в стране 11
1.3 Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране 19
2 Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации 22
2.1 Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России 22
2.2 Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России 31
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов деятельности в области спорта 37
3 Перспективы развития деятельности в области спорта в России 44
3.1 Стратегические направления развития деятельности в области спорта в стране 44
3.2 Основные направления государственной политики в деятельности в области спорта 52
Заключение 59
Список литературы ………………………………………………………...…62

Файлы: 1 файл

1105445_749FF_sovremennoe_sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya_v_oblasti_spo.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

 

Всего в стране численность  людей, занятых в экономике, составляет 69,2 млн человек. Из них регулярно занимаются в организованных формах физической культурой и спортом только 5,3 млн человек, что составляет всего 7,6%.

Доля занимающихся физической культурой и спортом в общей  численности населения по федеральным  округам, % представлена в таблице 2.

Таблица 2 Доля занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения по федеральным округам, %

Федеральный округ

Год

 

2011

2012

Южный

10,1

11,3

Сибирский

11,2

11,8

Центральный

11,3

11,8

Северо-Западный

11,9

12,6

Дальневосточный

12,0

12,7

Уральский

13,7

14,9

Приволжский

15,1

16,0


 

Дошкольники:  Более 3,2 млн дошкольников занимаются на обязательных занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях страны, что составляет 68,0% от общего количества детей, посещающих такие учреждения. Более 1,2 млн дошкольников охвачены дополнительными организованными занятиями физической культурой и спортом, 1,5 млн детей не занимаются физический культурой в дошкольных учреждениях.

Учащиеся и молодежь: Из 14,4 млн учащихся общеобразовательных школ в 2012 году не посещали обязательные занятия по физической культуре более миллиона человек. Внеучебными организованными занятиями по физической культуре и спорту (без учета обязательных уроков по физкультуре) охвачено 5,2 млн человек, что составляет 36% от общего числа учащихся школ. Из них на долю системы дополнительного образования приходится 3,9 млн человек, т.е. 75% из числа посещающих внешкольные спортивно-оздоровительные занятия, занимаются в различных детских спортивных школах. В детских подростковых клубах по месту жительства занимается около 600 тыс. детей и подростков.

Более 1 млн учащихся и  студентов дневных образовательных  учреждений по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Из них посещают обязательные занятия по физической культуре 723,5 тыс. человек или 60,4%, а, значит, почти 40% учащихся и студентов с ослабленным здоровьем не занимаются физической культурой, хотя именно для этой категории людей такие занятия очень важны.

Справочно: В 2011 г. в стране работало 3348 ДЮСШ (в которых занималось 2,1 млн чел.), 1301 – СДЮШОР (876,2 тыс. чел.) и 462 – ДЮКФП (316,4 тыс. чел.). Всего же в детских спортивных организациях занималось около  3,3 млн человек. По сравнению с 2011 годом это число увеличилось на 880 тыс. человек, т.е. на 36,6%, а количество спортивных школ – на 625 единиц, что составляет 15,5%.

Кроме того, в стране функционирует  около 100 ШВСМ и 47 УОР (на 11 училищ больше, чем в 2011 году).

Инвалиды: В настоящее время наблюдается постоянный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, посещающих организованные формы занятий физической культурой и спортом. Вместе с тем, доля этой категории граждан в общей численности инвалидов в стране составляет всего около 3%.

Сегодня в Российской Федерации в организованных формах занимаются конкретными видами спорта 14,4 млн человек, в том числе футболом – 1,6 млн, волейболом – 1,5 млн, баскетболом – 1,3 млн, легкой атлетикой – 942,2 тыс., плаванием – 818,1 тыс. человек. В 2011 году было подготовлено более 2 млн спортсменов массовых разрядов.

Кадры: Учебную работу по физическому воспитанию в системе образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с различными группами населения, работу по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса проводят около 300 тыс. штатных физкультурных и спортивных работников, из которых 62% имеют высшее специальное образование. За период с 2011 по 2012 год число штатных работников физкультурных и спортивных организаций увеличилось на 45,1 тыс. человек.

Данные представлены на диаграмме4.

Рисунок 2 Число штатных работников физкультурных и спортивных организаций, 2011-2012г.г , тыс. чел.

В настоящее время  в стране в общеобразовательных  учреждениях насчитывается почти 84 тыс. учителей физической культуры. Почти половина из них работает в сельской местности. 54,5 тыс. (65%) имеют высшее физкультурное образование и 22,8 тыс. (27%) – среднее специальное. Около 8% учителей физической культуры не имеют физкультурного образования.

В учреждениях дополнительного  образования детей насчитывается  почти 80 тыс. работников физической культуры и спорта, из них 16,7 тыс. – в сельской местности. Имеют высшее физкультурное  образование – 48,7 тыс. (61%), среднее  – 14,8 тыс. (18,5%). Не имеют физкультурного образования 16,3 тыс. (20,5%).

Данные представлены на диаграмме.

      1. высшее физкультурное образование
      2. среднее физкультурное образование
      3. имеют физкультурного образования

Рисунок 3 уровень образования  спортивных кадров5

Таким образом, деятельность в области спорта в РФ развивается вместе с экономическим и социальным развитием государства и экономики.

2.2  Тенденции  и факторы развития деятельности  в области спорта в России

 

По данным социологических  исследований отмечается [13, 52] , что люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом, по сравнению с теми, кто этого не делает.

Как результат, лица, активно  занимающиеся спортом, в 2–3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Кроме того, среди подростков и  детей, увлекающихся спортом, на порядок  меньше тех, кто курит, выпивает, употребляет наркотики. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.

У активно занимающихся физической культурой и спортом  учащихся в значительно меньшей  степени (более чем на 20%) проявляется психологическое и, особенно, общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке, более качественно усваивать школьную программу, что усиливает положительное и заинтересованное отношение к учебной деятельности.

Активисты спортивной деятельности в 1,5–2 раза чаще участвуют на постоянной основе в самодеятельном движении школы, более конструктивно строят свои межличностные отношения как  внутри школы, так и вне ее, имеют  более широкую базу общественной поддержки, в меньшей мере испытывают чувство одиночества, что противодействует социальному отчуждению школьников, их самоизоляции, уменьшает возможность приобщения к наркотикам, другим психотропным средствам, проявления асоциального поведения в целом.

Но полноценная отдача от сферы физической культуры и спорта возможна только в том случае, если большая часть нашего населения  будет активно заниматься физической культурой и спортом и вести  здоровый образ жизни.

Эксперты выделяют четыре наиболее значимых фактора, которые определяют экономический эффект от занятий физической культурой[13, 55] :

– снижение заболеваемости;

– повышение профессиональной работоспособности;

– укрепление социальной стабильности общества;

– продление работоспособного возраста. 

Прямой экономический эффект от систематических занятий всех трудящихся в оптимальных двигательных режимах  исчисляется в миллиардах рублей. Однако оценивать полезность физической культуры только в человеко-часах  или в рублях было бы большой ошибкой. 

Физическая культура, спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и на работе (в процессе учебы), тем самым оказывая непосредственное воздействие на формирование собственно личности и межличностных отношений. В свою очередь низкий уровень физической культуры человека чаще способствует формированию негативных наклонностей и привычек. Люди с пониженной двигательной активностью, как правило, чаще болеют, злоупотребляют наркотиками, курением, спиртными напитками, совершают преступления. Катастрофическое изменение пропорций психической и двигательной напряженности человека в его трудовой деятельности, в быту актуализирует проблему выживания человека в эпоху глобализации и компьютеризации.

По данным международных спортивных экспертов, основными факторами, определяющими  успешность развития физической культуры и спорта в государстве, являются:

    • обеспечение потребностей личности (укрепление здоровья, проведение свободного времени, развлечение, удовольствие, встреча с друзьями, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.д.); 
    • поддержание здоровья нации и восприятие физической культуры и спорта, прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний; 
    • утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);
    • воспитание населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
    • объединение нации (социализирующая функция) и поддержание общественного порядка;
    • защита отечества и укрепление обороноспособности страны (военная функция);
    • повышение успеваемости, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в образовательных учреждениях (экономическая функция).

По итогам состоявшегося 30 января 2012 года заседания Госсовета по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» Президентом Российской Федерации  В.В. Путиным были даны конкретные поручения Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации [52] : 

  1. Разработать концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2015 года. 
  2. Подготовить подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2012–2015 годы) Федеральной целевой программы «Молодежь России». 
  3. Создать материально-техническую, правовую, образовательную и научную базу развития физической культуры и спорта. 
  4. Усилить пропаганду физической культуры и спорта. 
  5. Улучшить стимулирование подготовки спортсменов и деятельности тренеров сборных команд России по олимпийским видам спорта. 
  6. Улучшить развитие физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации. 
  7. Создать Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

В настоящее время  в развитии физической культуры и  спорта наметились следующие положительные  тенденции:

    • кардинальное изменение общественного мнения и отношения государства к роли физической культуры в социально-экономическом развитии страны, в понимании всего спектра значимости спорта в оздоровлении и воспитании населения, прежде всего подрастающего поколения;
    • улучшение внимания к развитию физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, что определяется все большим инвестированием в спорт, созданием материально-технической базы для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
    • использование программно-целевого подхода в развитии физической культуры и спорта (разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ по физической культуре и спорту);
    • совершенствование нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта;
    • улучшение работы по развитию адаптивного спорта, социальной адаптации средствами физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; 
    • укрепление материальной базы федеральных образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, федеральных центров и баз спортивной подготовки сборных команд Российской Федерации; 
    • активизация участия российского бизнес-сообщества в развитии спорта высших достижений и социальной защиты спортсменов, в том числе спортсменов-инвалидов;
    • выход России на лидирующие позиции в международном спортивном движении. 

Безусловно, отмеченные позитивные изменения в сфере  физической культуры и спорта во многом определены успешным социально-экономическим  развитием страны.

Однако не в  полной мере используются огромные возможности  и ресурсы страны для развития физической культуры и спорта. Так, 85% граждан Российской Федерации не вовлечены в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе 64% детей, подростков и молодежи. 

Такое положение дел  сохраняется из-за имеющихся недостатков: 
– все еще низка эффективность деятельности спортивных школ как по вовлечению детей в активные занятия спортом, так и по подготовке резерва для сборных спортивных команд по олимпийским видам спорта;

– не решена проблема укрепления материально-технической базы развития массовой физической культуры и спорта в муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях;

Информация о работе Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности