Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить состояние развития и резльтаты деятельности в области спорта в РФ
Задачи исследования – изучение таких параметров деятельности в области спорта, как :
Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране;
Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации;
Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России;
Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России;
1 Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности 5
1.1 Деятельность в области спорта как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития деятельности в области спорта в стране 11
1.3 Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране 19
2 Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации 22
2.1 Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России 22
2.2 Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России 31
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов деятельности в области спорта 37
3 Перспективы развития деятельности в области спорта в России 44
3.1 Стратегические направления развития деятельности в области спорта в стране 44
3.2 Основные направления государственной политики в деятельности в области спорта 52
Заключение 59
Список литературы ………………………………………………………...…62
В этой связи особая роль принадлежит массовой физической культуре.
Как отмечает Л.И. Лубышева, «массовая физическая культура подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества, она является существенным фактором, определяющим качество здоровья и поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина».
К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века из-за плохо продуманной политики, хронического отсутствия финансовых ресурсов и недостаточного внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный оздоровительный потенциал во многом был утерян.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем является демографическая ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании 2012 г. отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом».
Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в системной программе.
Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации распоряжением от 29 октября 2012 г. № 1507-р включило развитие массовой физической культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к отраслевому принципу финансирования.
Решение этих комплексных задач предполагает, кроме использования чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг через систему их стандартизации и сертификации, применение социально-экономических инструментов государственного и общественного регулирования, основанных на маркетинговых и других системах стратегического менеджмента.
Такой подход предусматривает целенаправленное осуществление государственной политики через реализацию государственных программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.
С развитием рыночных
отношений роль государства в
регулировании рынка
Особое место в политике
государства по развитию физической
культуры и спорта отводится территориальным
государственным органам
Исходя из сложившихся
принципов разграничения
Исходя из изложенного можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей физической культуры и спорта.
Согласно прогнозу, для наиболее эффективной реализации функций физической культуры (социальной, экономической, оздоровительной и др.) необходимо, чтобы в стране регулярно занималось физической культурой и спортом 30% населения. Такого уровня, по расчетам экспертов, мы можем достигнуть только к 2015 г. Поэтому из-за низкого процентного показателя занимающихся физической культурой и спортом (13%) в ближайшие годы будут оставаться невысокими и обеспеченность населения спортивными сооружениями, и размер выделяемых средств на развитие массового спорта, так как существует зависимость этих нормативов от количества занимающихся физкультурой и спортом.
По данным статистики, за последние годы спортивные сооружения страны способны единовременно принять более 5,5 млн. человек, что составляет одну пятую часть от утвержденного норматива пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет только половину от необходимого количества, а бассейнами – и того меньше.
Приходится констатировать, что имеющегося в настоящее время в стране количества спортивных сооружений недостаточно для реализации минимально необходимого объема двигательного режима населения и организации качественной учебно-тренировочной работы учреждений спортивной направленности.
Таким образом, сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и требующих неотложного решения:
– недостаточная вовлеченность населения в регулярные занятия физической культурой;
– несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
– недостаточное количество профессиональных тренерских и врачебных кадров;
– отсутствие на государственном
уровне активной пропаганды здорового
образа жизни и внедрения
При этом эффективность сферы физической культуры и спорта возрастет, если она юридически будет оформлена в отрасль. Следует отметить, что согласно действующей в Российской Федерации классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» – это, естественно, снижает не только их значимость, но и потенциал развития с вытекающими последствиями социально-демографической направленности.
Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с учетом обеспечения доступности данного вида услуг для всех категорий населения.
По нашему мнению, объектами государственного регулирования, способствующими развитию массовой физической культуры, в ближайшие годы должны стать:
1. Система государственных
минимальных социальных
2. Разработка и внедрение
нового спортивно-технического
3. Деятельность субъектов
Российской Федерации по
При этом их задачами становятся:
– разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
– принятие и реализация региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
– деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в первый период начала реализации федерального закона будет затруднено по следующим причинам:
– неготовность большинства городских и сельских поселений взять на себя финансирование инфраструктуры физкультурно-спортивной сферы в необходимых объемах, что отрицательно скажется на проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий и показателях вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом;
– недостаточная проработка механизма договорных отношений по организации работы по физической культуре и спорту между муниципальными образованиями различного уровня;
– отсутствие механизма решения вопросов обеспечения спортивной подготовки, выходящей за рамки массовой физической культуры, деятельности учреждений спортивной направленности системы дополнительного образования, отнесенных к компетенции муниципальных образований, поселений и округов.
4. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Программа).
Программой предусматривается создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом; определены приоритеты развития массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан.
Исходя из направленности задач финансовые ресурсы могут быть инвестированы в развитие и модернизацию:
– спортивной инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни;
– спорта высших достижений и систему антидопингового контроля (через финансирование научно-исследовательских работ);
– специализированной инфраструктуры.
Одна из основных особенностей Программы – непрерывная адаптация к потребностям россиян и в случае необходимости – ее оперативная корректировка. Эту задачу следует решать путем постоянного мониторинга удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры, а также расчета показателя степени вовлеченности граждан в физическую активность.
Таковы основные объекты государственного регулирования, которые в ближайшие годы будут играть главную роль в развитии массовой физической культуры. Однако без реализации всеми уровнями исполнительной власти определенных мер решение этой социальной задачи будет затруднено.
Определенные управленческие решения должны быть направлены:
на федеральном уровне:
– на реализацию вновь принятого Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и действующей Программы;
– на разработку методических рекомендаций по организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий;
– на проведение семинаров-совещаний в регионах для специалистов физической культуры различных структур;
– на совершенствование системы проведения общероссийского смотра-конкурса среди спортивных клубов по месту жительства;
на региональном уровне:
– на принятие необходимых изменений и дополнений в законодательство субъекта Российской Федерации и решение вопроса финансового обеспечения физической культуры и спорта;
– на принятие и реализацию региональных программ развития физической культуры и спорта;
– на разработку предложений развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и в органах местного самоуправления;
– на осуществление кадровой политики, направленной на повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта;
на муниципальном уровне:
– на определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании с учетом сложившейся практики, развития традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физической культурой и спортом;
– на восстановление деятельности общественных физкультурно-спортивных клубов и спортивных клубов по месту работы за счет средств работодателя;
– на создание системы общедоступных массовых спортивных мероприятий;
– на проработку вопросов договорных отношений в сфере физической культуры и спорта между муниципальными образованиями различного уровня, создание межмуниципальных связей;
– на разработку и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта;
– на принятие мер к повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта.